Изменить мир к лучшему

Многие гениальные открытия принадлежат детским умам

Генная инженерия, первый космический корабль, микроскоп, телеграф и многие другие изобретения принадлежат, конечно, взрослым. Будучи наделёнными незаурядным интеллектом и неуёмной фантазией, талантливые изобретатели наверняка и в детстве были такими же неутомимыми романтиками, а повзрослев, направили свою энергию в творческое русло, представляя миру чудеса техники, новые законы физики и гениальные идеи. Ведь именно в детстве закладываются зачатки будущих свершений.

Несмотря на то, что в век высоких технологий удивить людей чем-то трудно, дети до сих пор продолжают радовать мир своими новыми находками и умными соображениями. Но обязаны они этим ярким именам знаменитостей, которые дали о себе знать ещё с детских лет. Это такие люди, как Джордж Ниссен, который в свои 16 лет придумал батут, чтобы гимнасты в конце своего выступления могли подпрыгивать и выполнять различные трюки в воздухе; Честер Гринвуд, автор меховых наушников; Максим Лема, создатель робота БТИ, который может выполнять функции инженера-замерщика; наш соотечественник Дмитрий Резников, в свои неполные 13 лет разработавший зубную щётку для космонавтов орбитальной станции; инвалид по зрению Луи Брайль, знаменитый автор рельефно-точечного шрифта для чтения слепым методом, который в качестве основы использовал аналог, применяемый военными для чтения донесений в темноте; не менее известный изобретатель считающей машинки Блез Паскаль, будучи юношей, в 1942 году разработал прототип сегодняшнего калькулятора, и многие другие.

Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, и пластилин, и снегоход, и водные лыжи... Всё это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей. Но что самое удивительное, когда им задавали вопрос, как им это удалось сделать, все они как один отвечали, что изобретать — это естественное состояние всех детей.

Принято считать, что праотцем всех ученых мира, заявивших о себе в детском возрасте, является не кто иной, как сам Бенджамин Франклин, выдающийся государственный деятель Америки, дипломат, учёный, изобретатель, журналист. Первое своё изобретение в виде наручных ласт для плавания, Франклин сделал в 12 лет. В дальнейшем он продолжил научные исследования. Молодой ученый провёл множество экспериментов и внёс неоценимый вклад в мировую науку. Некоторые умозаключения учёного на десятилетия вперёд опередили эпоху. Франклин ввёл обозначение электрически заряженных состояний «плюса» и «минуса», привёл доказательство электрической природы молнии, а в 1752 году предложил проект молниеотвода, что в то время казалось просто немыслимой идеей. Впервые в истории применить электрическую искру для взрыва пороха и получить патент на конструкцию кресла-качалки Бенджамину также удалось в молодом возрасте.

Отрадно, что и в наше время ежегодно более полумиллиона детей и подростков по всему миру изобретают различные гаджеты и игры, создают и модифицируют роботов и технику. Благодаря находчивости детей много гениальных проектов удаётся внедрять и в нашей стране, где считают, что поощрять стремления детей к новым открытиям и интересным изобретениям — это единственный верный путь, который неизменно приводит к успеху. Во время работы над этим материалом мне пришлось обратиться во многие образовательные учреждения нашей республики с целью поиска зарегистрированного случая получения патента на детское изобретение, но, к сожалению, мои попытки найти среди наших детей начинающего ученого не увенчались успехом. Хотя, надо сказать, я узнала, что среди школьников Ингушетии есть очень много детей, которые успешно занимаются прикладными видами искусства, хорошо рисуют, поют и пишут стихи.

Тем не менее, разговор на эту тему с начальником Ингушского горского кадетского корпуса Тимуром Местоевым дал мне определенную надежду на то, что в скором времени некие «скрытые таланты» начнут показывать свои возможности после открытия здесь специализированного класса робототехники и других кружков.

— Конечно, окрылённые собственными идеями и поддержкой взрослых, дети нередко становятся потрясающе талантливыми изобретателями и учёными, — говорит Тимур Магометович, — но для этого нужна прочная база и хорошие специалисты. А таковыми, как видно по всему, мало кто располагает. Вот и приходится надеяться на то, что судьба подарит нам маленького гения, который привнесет в нашу жизнь новые полезные открытия.

В ходе разговора, руководитель кадетского корпуса отметил, что наука — наукой, но для мальчиков, обучающихся здесь, просто необходим кружок автодела, на котором можно будет проходить азы правильного вождения. — Я не хочу, чтобы наши выпускники приобретали водительские права обходными путями, что чревато трагическими последствиями, — пояснил он. — А если у нас в республике при каждом образовательном учреждении будет кружок автодела или автолюбителя, то и аварий на дорогах будет меньше.

Говоря о своих трудовых буднях, Тимур Магометович сказал, что намерен дооборудовать ещё несколько кабинетов для дополнительных занятий по лабораторным исследованиям, настольными видами спорта и довести «до ума» все помещения для внеклассной работы.

Что ж, надо уметь довольствоваться тем, что есть, и не переставать искать новые возможности для совершенства. Тем более что изобретать и придумывать — заложено в детях самой природой. И поэтому никогда нельзя ограничивать фантазию и стремления своих чад, которые в одночасье могут изменить мир к лучшему.