Цель — обеспечение социальной справедливости

На круглом столе общественники озвучили свои предложения по проведению пенсионной реформы

0

После развала Советского Союза и обретения Россией государственного суверенитета на наших глазах затевалось множество реформ, призванных облегчить нам жизнь. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система. На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтобы условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт резкого повышения возрастного пенсионного ценза для госслужащих.

Напомним основные вехи этой эпопеи. Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось четыре вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели. Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус.

Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден Пенсионный фонд России. Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и период вынужденного отсутствия — службы в армии, декрета, ухода за больными и т. д.; сама же пенсия рассчитывалась за любые пять лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом, и институт индексации пенсий.

Потом в 1992 году, в результате выхода соответствующего президентского указа, появились негосударственные пенсионные фонды (НПФ), и в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно вырос — за следующие два года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения. Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая, правда, на сегодня уже упразднена.

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии. При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через шесть лет, когда стала понятна роль НПФ в финансировании будущих пенсий. Главным в этом всём можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате Кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание трехуровневой системы пенсий.

Первая — социальная пенсия. Она являлась «фундаментом» — ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось — ранее установленный минимум для пенсий.

Далее — страховая пенсия. Она стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.

И, наконец, накопительная негосударственная пенсия, которая воспринималась в качестве бонуса, добавляемого к двум другим пенсиям. Само собой разумеется, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

После нулевых была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии. В Кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной.

Страховую часть считали, исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным.

Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года — в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000 + 1000», можно было до начала 2015 года. С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.

В конце 2013 года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 2015 года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее. Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений — теперь узнать объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг. В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для индивидуальных предпринимателей на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы. С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется.

На протяжении последних трех лет вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы. И хоть многие чиновники отрицали возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, было положено — с января прошлого года пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Повышение не будет одномоментным — предусматривается, что с этого года возраст выхода на пенсию для них будет возрастать на полгода в год и максимальные значения будут достигнуты в 2032 году.

И вот теперь правительство предлагает вовлечь в новую систему все население. Конечно, сразу же со всех сторон зазвучали голоса недовольства, в которых зачастую мало конструктивного подхода, попыток заглянуть в будущее. Наиболее взвешенную позицию трезвого взгляда на проблему занимает «посредник» между народом и властью — Общероссийский народный фронт. На днях на площадке ОНФ прошел круглый стол, на котором представители профильных ведомств, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители профсоюзов, эксперты в сфере трудовых отношений обсудили проект пенсионной реформы, которую предлагают российские власти. Мероприятие проходило в режиме видеоконференцсвязи с регионами.

Участники дали оценку действующей пенсионной системе и законодательным инициативам правительства России по повышению пенсионного возраста. Эксперты отметили, что существующая в стране пенсионная система, которая с советских времен не подвергалась значительным изменениям, не соответствует интересам как уже вышедших на пенсию граждан, так и тех, кто планирует выйти на заслуженный отдых в ближайшей и среднесрочной перспективе. Дефицит пенсионного фонда значителен и покрывается прямыми трансфертами из федерального бюджета. Среди основных причин такой ситуации стоит выделить низкий уровень заработной платы, сокращение работников, высокую долю теневого сектора в экономике. Эксперты подчеркнули, что уже сегодня на одного пенсионера приходится вдвое меньше работающих людей, чем 50 лет назад. Из-за этого происходит дисбаланс в пенсионной системе, который будет только расти. Очевидно, что в этих условиях существенное увеличение размера пенсий невозможно. Одним из вариантов решения проблемы может стать повышение пенсионного возраста.

— Реализация пенсионной реформы должна преследовать одну цель — обеспечение социальной справедливости, — поделилась своим мнением с «Ингушетией» участник круглого стола, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ингушетии Фатима Барханоева. — Иными словами, планируемая пенсионная реформа не должна привести к росту бедности и безработицы среди тех, кто планировал выйти на пенсию в ближайшие годы.

Добавим, что для решения поставленных задач эксперты ОНФ предложили комплекс мер. Так, отмечалась необходимость учитывать особенности демографии и продолжительности жизни в разных регионах, считают эксперты. В зависимости от этого потребуется скорректировать сроки выхода на пенсию жителей отдельных субъектов федерации. Еще одно предложение касается протяженности переходного периода, в течение которого будет повышен пенсионный возраст. Его следует увеличить на треть от того, что предлагает правительство.

Кроме того, участники круглого стола предложили расширить понятие «предпенсионный возраст» (сейчас он составляет два года, по мнению же экспертов, его стоит увеличить до пяти лет) и подкрепить его рядом социальных гарантий и льгот. У таких граждан должно быть право выйти на пенсию досрочно или продолжать трудиться, если у них есть такое желание. При этом к их пенсионным выплатам должны быть применены соответствующие коэффициенты. Право выйти на пенсию досрочно при желании, по мнению специалистов, нужно также дать женщинам, у которых есть трое и более детей.

Еще один блок предложений, озвученных экспертами, посвящен набору стимулов или компенсаций для участников пенсионной системы. Была подчеркнута необходимость разработать и принять государственную программу, в рамках которой пожилые граждане смогли бы проходить обучение или профессиональную переподготовку по актуальным специальностям. Если же они хотят открыть свой малый бизнес, процедуры регистрации и отчетности для них должны быть упрощены, а помещения предоставляться на льготных условиях. Также было озвучено, что нужен комплекс мер на государственном уровне, которые подтолкнули бы работодателей приглашать граждан старшего поколения, а предприятия, в штате которых доля сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста превышает 10%, должны получать налоговые льготы. А еще на рынке труда потребуется организовать специальные ярмарки вакансий для желающих устроиться на работу в пенсионном и предпенсионном возрасте.

Такова, в целом, суть предложений, адресованных общественниками в адрес правительства по этой крайне важной теме.

Добавить комментарий

Новости