Призвание создавать красоту

О чем мечтает профессиональная портниха и мастер колледжа Марина Мурзабекова

Есть люди, от которых зависит, как мы будем выглядеть, как нас будут воспринимать окружающие. Все очень просто — ведь встречают по одежке. А эту самую одёжку из различных материалов шьёт человек с профессией портного.

Вряд ли среднестатистический гражданин сумеет из куска ткани с помощью швейной машинки и ножниц сшить что-либо сложнее, чем пододеяльник. А мастера этого дела изготавливают симпатичные платья, рубашки и брюки без особых трудностей.

В наши дни существует не такое большое количество профессий, в которых могли бы полностью реализовать свои творческие способности представительницы женской половины человечества. Одной из них, несомненно, является профессия портнихи. Изготовление одежды на заказ —хороший дополнительный источник дохода, а во многих случаях может быть и основной работой.

Необходимо отметить, что данная специализация во все времена была очень востребована. Ведь людям всегда хочется выглядеть красиво и модно. А кто нам в этом поможет, если не портные?

Надо сказать, что многие люди ошибочно думают, что швеи и модельеры занимаются только пошивом одежды. Но это совсем не так. Ведь они также могут изготавливать кожаные изделия, обувь, а еще автомобильные чехлы, сумки и многое другое. Причем эти настоящие мастерицы-рукодельницы могут не только зарабатывать деньги в этой сфере услуг, но и одевать себя и членов своих семей. Что очень важно в наше непростое, с экономической точки зрения, время.

Так получилось, что совсем недавно через свою коллегу по работе я познакомилась с одной женщиной, которая отдала профессии модельера больше пятнадцати лет и сегодня продолжает обучать этому виду искусства заинтересованное в модельном бизнесе молодое поколение.

Наша встреча с Мариной Мурзабековой состоялась в её ателье на рынке «Фабрика», где она совмещает работу с учебным процессом в Ингушском политехническом колледже. Если честно, глядя на эту женщину, трудно поверить в то, что она недавно стала бабушкой, потому что выглядит гораздо моложе своих лет. Видимо, помогла ей в этом лучезарная улыбка, которая не сходила с её лица за всё время нашей беседы. Приветливая и очень позитивная, она с удовольствием стала рассказывать про свой колледж и людей, которые её окружают.

— Я считаю, что мне несказанно повезло в жизни, потому что судьба свела меня с таким человеком, которого, без преувеличения, можно назвать корифеем научного образования! Я сейчас говорю об отличнике народного просвещения Юсупе Иссаевиче Арапиеве, который всю свою жизнь отдал воспитанию молодежи, — рассказывает Марина. — Этот талантливый педагог, организатор, бессменный руководитель первой в нашей республике рабочей кузницы, зарекомендовал себя самым настоящим идейным вдохновителем, способным повести за собой массы. И когда после окончания института во Владикавказе мне предложили работу в Назрановском колледже, руководителем которого был Ю. И. Арапиев, я была очень счастлива, потому что уже тогда была наслышана об этом человеке.

Надо сказать, что Марина Мурзабекова сразу же «пришлась ко двору» в этом довольно-таки престижном учебном заведении нашей республики и была оформлена в качестве мастера производственного обучения группы № 7 по специальности «портной» на базе девяти классов.

— В данное время колледж возглавляет сын Юсупа Иссаевича — не менее умный и интеллигентный директор Алихан Арапиев, который, под стать своему отцу, перенял у своего гениального предка только самое разумное. Сегодня у нас сложился очень хороший коллектив, и стал он таким сплоченным именно благодаря внутренней политике директора, — продолжает она. — Но горжусь я тем, что свою трудовую деятельность в качестве мастера начала здесь именно под руководством настоящего титана мысли Юсупа Иссаевича, который неустанно повторял свои напутственные слова и говорил нам, учителям: «Помните, в ваших руках находится будущее нашего народа, берегите его и свой участок работы, за который вы будете в ответе и на этом, и на том свете! Постарайтесь оправдать возложенное на вас доверие и будьте терпеливы в своих поступках». И где бы я ни находилась: в ателье, на занятиях в колледже или в университете в Грозном, где я в данное время заочно учусь, стоит мне вспомнить эти напутствия, как тут же у меня появляется такая уверенность в себе, что я всё смогу, стоит только захотеть!

Марина Баудиновна оказалась очень разговорчивым человеком и поделилась со мной ещё несколькими фактами из жизни её предков, которыми она также гордится. Дело в том, что Марина — племянница героев Великой Отечественной войны Руслана Гудантова и Японца Абадиева, которые прославились на полях великих сражений с фашистской Германией. По её словам, зная подлинную историю своих знаменитых родственников, она старается соответствовать этому уровню и свою жизнь строит так, чтобы ею тоже могли гордиться дети и внуки.

Несмотря на то, что Марина с детства мечтала стать врачом, она не стала перечить родителям, которые всегда хотели, чтобы их дочь училась швейному делу. Вспоминая школьные годы и первое время учебы на модельера, она уверенно говорит, что нисколько не жалеет о том, что не смогла стать доктором, ведь родительский наказ — это святое. Также, говоря о родителях, моя собеседница призналась, что благодаря папе она всегда говорит только правду, какой бы горькой она ни была.

— Знаете, мне почему-то очень удобно бывает говорить так, как есть на самом деле, — смеется Марина, — тем более что правда не может быть разной, она одна. Правдивому человеку не надо увиливать, кривляться и выкручиваться, а также придумывать что-то в своё оправдание. Даже в самых пустяковых мелочах я стараюсь говорить только правду, и вы не поверите, как мне бывает комфортно и спокойно на душе!

Поговорили мы с Мариной и о производственных вопросах, которые стоят сегодня перед конвейерной отраслью легкой промышленности. И оказалось, что здесь можно встретить очень много интересных нюансов.

Профессиональные швеи, которые занимаются пошивом одежды на заказ, в обязательном порядке должны уметь разрабатывать собственные уникальные модели одежды. Более того, швея должна уметь работать с разными материалами. Существует еще один необходимый навык — хорошее обращение со швейным инвентарем (машиной). Уход за швейными машинами, смазывание их деталей — это тоже относится к обязанностям швеи, которые она должна уметь выполнять правильно. Нужно уметь регулировать степень натяжения нити, а также отслеживать частоту строчки. Кроме этого, специалист в области производства одежды должен обладать точным глазомером, хорошим зрением и отличной координацией движений рук. А для этого портниха должна пройти не только практические занятия, но и теорию.

— Как видно, данная профессия подойдет любой женщине, так как видов деятельности имеется множество, — говорит Марина Баудиновна, — но для того, чтобы женщина могла стать профессиональной портнихой, ей необходимо сначала развить аккуратность, усидчивость, терпение и ловкость. Необходимо также быть устойчивой в эмоциональном плане, уравновешенной и не бояться однообразной и рутинной работы. Ценится в этой профессии и хороший вкус, и отменная память. А для профессионального выполнения обязанностей портные должны обладать такими качествами, как скрупулезность в работе, умение находить индивидуальный подход к клиенту и отличные навыки черчения и рисования. Но ничего из того, что я перечислила, не осуществится, если человек не будет относиться к избранному делу со всей ответственностью.

По словам моей героини получается, что профессия портного имеет творческие очертания, потому как создавать красоту — некое искусство, тем более что обновки никогда не бывают лишними, хотя бы потому что они заряжают человека, особенно женщину, позитивной энергией. Именно поэтому эта сфера деятельности содержит в себе множество пунктов, в которых подразумевается наличие художественного вкуса. Ведь клиентам изделия должны приходиться по вкусу. А для этого нужно развивать навыки общения и богатое воображение.

— На сегодняшний день для работников легкой промышленности, создающих внешний облик людей, не составляет большого труда в полной мере использовать описание моделей и выкроек, их всегда можно найти в профильной литературе, — поясняет Марина. — Или же их можно создавать самим. Другими словами, раньше всё было намного сложнее, а сегодня можно с легкостью выбрать то направление, которое нравится больше. Кому-то хочется трудиться на крупном швейном предприятии и заниматься однообразной рутинной работой, к примеру, обработкой петель или пришиванием карманов. Здесь нужно быть частью большого коллектива. Другие выбирают маленькое ателье, в котором можно работать совместно с коллегами или самостоятельно. В таком случае им приходится быть и закройщицами, и портнихами, и они без проблем могут посоветовать клиенту подходящий фасон наряда, ткань и другие аксессуары. Причем нестандартная фигура или коллапс в сфере лёгкой промышленности для настоящих профессионалов своего дела — не проблема.

Надо сказать, что профессия портнихи, как и любая другая профессия, имеет свои плюсы и минусы. Дело в том, что многие женщины не могут переносить сильный шум, который стоит в цехе. Из-за него часто происходит ухудшение слуха. А проблемы с глазами и позвоночником — это тоже профессиональные болезни швей-мотористок. Также многие жалуются на монотонную работу и относительно малую возможность общения с людьми. Но к плюсам относится способность недорого и красиво одевать себя и всю свою семью.

— Карьерная лестница грамотного специалиста ничем не ограничена, — отмечает моя собеседница. — Приложенные усилия и желание развиваться дальше, несомненно, помогут занять хорошую должность на производстве или же дадут новатору возможность открыть свое независимое дело в модельном бизнесе, о чём я в данное время и мечтаю. Тут важен альтернативный путь развития, а он, в свою очередь, зависит от повышения квалификации и разработки новых эксклюзивных моделей.

Тут к месту будет отметить, что только по наглядной информации видно, что Марина по природе своей обладает неуёмным энтузиазмом и является неустанным трудоголиком. А иначе — удачи не видать, как она сама очень часто любит повторять.

— Согласитесь, такие знаменитые модельеры, как Юдашкин, Зайцев, Пластинина и другие, о которых знает весь модный мир, не смогли бы добиться такого триумфального успеха, если бы они не любили труд, — говорит Марина. — Эти дизайнеры с мировыми именами, пробившиеся в мир моды благодаря безграничному таланту и титаническому трудолюбию, сделали себя сами. Несложно догадаться, что за глянцевыми обложками журналов, где модели красуются в нарядах от кутюр, стоит труд большого числа людей. В числе «бойцов невидимого фронта» находятся и швеи. Без них даже самые блестящие идеи далеко не всегда смогли бы воплотиться в жизнь.

В процессе разговора я попросила Марину вкратце объяснить, по какой схеме изготавливается новая вещь, и вот что она рассказала:

— Прежде чем что-то пошить, человек продумывает фасон. Например, увидела на ком-то красивое платье или костюм — хочется такое же. Или понравился один из нарядов главной героини фильма — почему бы и себе такой не пошить. Приходишь к закройщику и озвучиваешь свои пожелания. Хороший мастер сразу при тебе составит эскиз, ты даешь согласие — начинается работа.

Первым делом снимаются мерки. Многие не любят стоять подолгу и ждать, когда тебя обмеряют по десять раз и всё запишут на листочке. Начинают нервничать и дергать закройщика, пытаясь ускорить процедуру. А зря: от того, насколько точны будут снятые мерки, зависит качество готового изделия. Вначале все хорошо просчитывается, продумывается, и только после этого мысли ложатся на выкройку.

Делать выкройку — это особый талант, плюс опыт работы, профессиональные навыки и любовь к тому, что ты делаешь. Когда выкройка на бумаге готова, ее нужно перенести на ткань. Это также делает закройщик. Раскроив ткань и разрезав ее на необходимые детали, мастер с чувством выполненного долга передает все это швее. Но на этом его работа не заканчивается. Если у швеи что-то не стыкуется, не получается изделие, необходимое по фасону, закройщик должен устранить недостатки в кратчайшие сроки. Если не уметь общаться с закройщиком — можно десятки раз переделывать одно и то же. Принимая готовые детали будущего изделия, швея внимательно все выслушивает, смотрит эскизы и обязательно задает вопросы. Лично я считаю, что лучше потратить лишних 10 минут на беседу с закройщиком, чем часы на переделку. Работа считается полностью выполненной, когда вещь пошита и передана заказчику. И ещё. Какая бы ни была профессия у человека, связанного с пошивом одежды, главное одно — качественный результат. Ведь как здорово бывает видеть на заказчике безупречно сидящий изготовленный тобой или совместно с коллегами костюм или платье, счастливые глаза клиента и огромные слова благодарности!

Я поинтересовалась у Марины, все ли выпускницы колледжа после окончания учебы устраиваются на работу по специальности. Но она ответила, что молодые девушки не всегда идут на швейное производство, более того, многие из них даже не пытаются устроиться куда-нибудь в ателье или работать на дому.

— Девушки и даже молодые женщины, имея специальное образование портного, почему-то чаще всего выбирают работу официанток, продавцов, даже идут мыть посуду, — сетует Марина, — наверное, потому что там легче можно заработать на жизнь. Я согласна, шитьё — тяжёлый труд, и, к сожалению, за это не так много платят. К тому же оно весьма кропотливое занятие. Если человек не усидчив, не терпит монотонной работы, то идти в швеи или портные не стоит. Но научиться шитью, хотя бы для себя, думаю, может каждая женщина, главное, чтобы было желание.

При этом Марина Баудиновна напомнила, что работать швеёй или закройщицей не рекомендуется лицам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушением функций работы рук и варикозным расширением вен. В числе противопоказаний она также назвала хронические заболевания бронхолегочной системы и аллергические реакции на пыль и полимерные материалы.

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех проявлениях». Так говорил великий советский писатель и педагог Антон Макаренко, который оставил после себя богатое педагогическое наследие. Не секрет, что многие современные педагоги и мастера производственного обучения свою работу строят именно на учениях этого гения. По максимуму унаследовать принципы этого выдающегося просветителя старается и Марина Баудиновна.

— Я считаю, что прежде всего необходимо научить учащегося слушать и мыслить, а не отсиживать положенное время, — говорит она. — Также необходимо иметь сведения о родителях своих подопечных и знать о материальном обеспечении семьи, в которой растет подросток. Но самое главное, это среда, которая окружает молодых людей, поэтому очень важно обратить внимание и педагогам, и родителям, безусловно, на круг их общения и интересов.

Всем известно, что для достижения успехов в воспитательной работе необходима тесная связь преподавательского состава с родителями или опекунами детей, поэтому я всегда поддерживаю такую связь и ежемесячно провожу родительские собрания, на которых обсуждаю личные анкеты каждого учащегося, где фиксируются все контакты студентов и сфера их деятельности вне учебного заведения.

По словам Марины Баудиновны, она преподает урок своим учащимся, чтобы они получили не только точную теорию по основным предметам, но и практику, и научились правильно организовывать своё рабочее место. Также она по мере своих сил старается способствовать тому, чтобы сильные в группе дружили и больше общались со слабыми. А высказываясь по поводу того, нужно ли знать историю своего колледжа, Марина однозначно заявила, что это должно быть обязательным условием как для учащихся, так и для педагогов.

— Вы знаете, мне бывает очень интересно рассказывать своим учащимся разные истории про то, как и когда образовалось наше учебное заведение, — говорит Марина, — тем более что Назрановский политехнический колледж имеет богатую историю, и нам есть чем похвастаться. А 1 сентября по традиции мы приглашаем к себе на линейку лучших выпускников колледжа и устраиваем для них специальные мероприятия.

Говоря о своей работе, Марина неоднократно повторилась, что ей безумно нравится её профессия, и она с большим интересом наблюдает, как многие девочки с удовольствием приходят на занятия. По её словам, помощь мастера им нужна бывает только тогда, когда они не могут самостоятельно справиться с заданием.

— В процессе текущего инструктажа я планирую целевые обходы, обращая внимание на организацию рабочего места и соблюдение правил техники безопасности, — говорит Марина Баудиновна. — А заключительный инструктаж начинаю с повторения темы урока, чтобы убедиться в том, что все учащиеся вникли в неё и поняли, в чём заключалась сущность предыдущего занятия. Хотелось бы мне отметить и то, что девчонкам иногда кажется очень скучным изучать различные технологии пошива, знать устройство швейной машины и другие нюансы. А учить виды тканей и их свойства считают никому не нужным и глупым занятием. Как ошибаются эти милые наивные девочки! Ведь для того чтобы играть на фортепиано или скрипке, нужно сначала выучить ноты, уметь их читать и извлекать из инструментов чарующую музыку, а не ослиное мычание. Так и в швейном деле: стоит один раз разобраться во всех теоретических вопросах, закрепить на практике — и всю жизнь шить безупречную одежду и слышать похвалу в свой адрес.

По оформлению кабинета группы № 7 можно понять, что к учебе воспитанницы Мурзабековой относятся очень серьезно: настенные выставки работ под названиями «Костюмы народов мира», «Модные ткани», «Вайнахский национальный костюм» и т. д. лучше всяких слов говорят о том, что здесь не тратят время зря, а полностью отдаются модельному искусству.

Удивило ещё и то, как бережно относится мастер к своим бывшим студентам. Марина Баудиновна на каждого учащегося завела отдельную страничку в фотоальбоме, где размещаются фотографии её выпускниц и небольшие характеристики к ним. Вы можете себе представить, сколько их могло собраться за 15 лет работы? Но Марина не собирается обрывать эту связь и намерена и дальше придерживаться этой традиции.

— Я считаю, что любой мастер завоюет уважение со стороны окружающих, если он в совершенстве овладеет своей профессией и будет по-человечески относиться к людям, — считает моя героиня. — А учителю любого учебного заведения надо научиться умению опускаться до уровня своего ученика, чтобы вместе с ним подняться до своего уровня.

Ежедневно, открывая дверь своего кабинета, я делаю очередной шаг в свою любимую профессию и передаю эту эстафету тем, кто также хочет видеть всех людей красиво и со вкусом одетыми. Ведь одежда заставляет нас по-новому посмотреть на себя и окружающий мир, и от внешнего вида человека многое зависит, если не всё. А мы, модельеры, именно и занимаемся тем, что создаём такие линии одежды, которые подходили бы людям с разными комплекциями и формами.

Со слов Марины Баудиновны получается, что в Ингушском политехническом колледже всё подчинено единому результату — успешному профессиональному становлению студентов. Для этого в колледже разработаны новейшие методики технологии и методы работы с учащимися. Поэтому можно с уверенностью сказать, что у этого учебного заведения есть большое будущее. Главный ключ к успеху — творческий подход к делу. Это не только лекции, экзамены и зачеты — это особая творческая работа, среда самообразования личности.

В народном сознании ингушей всё самое прекрасное в девушке (молодой женщине) отождествляется с внешностью, стройностью и женственностью вкупе с уверенной манерой и врожденной привычкой держать себя. Большой интерес у исследователей моды вызывает национальная одежда народов Северного Кавказа. Именно поэтому главной темой для своей будущей коллекции Марина выбрала национальный костюм ингушки. В настоящее время она скрупулезно подбирает детали и эскизы по орнаментам старинной одежды.

В 2014 году Марина Мурзабекова стала участницей открытого чемпионата профессионального мастерства Северного Кавказа и получила сертификат стандарта World Skills по компетенции «Дизайн одежды», а спустя ровно год она выиграла полуфинал национального чемпионата модельного дела по тем же стандартам, но уже в номинации «Дизайн костюма».

Трудовая деятельность М. Мурзабековой неоднократно отмечалась почетными грамотами руководства колледжа. Также она принимала участие в нескольких научно-практических конференциях, посвященных влиянию моды на общественную сознательность.

В настоящее время мастер готовится провести выставку коллекции, в которую войдёт женская одежда, изготовленная из больших платков с красивыми узорами, и другие эксклюзивные модели на разные возрастные группы людей.

Говоря об обыденности жизни, Марина призналась, что свое счастье она находит только в труде.

— Честно говоря, я никогда не любила людей, которые часами могут сидеть на скамейке и сплетничать, или ходить по соседям и засиживаться у них за пустой болтовнёй, — говорит она. — Наверное, по складу характера я отношусь к типу тружениц, и поэтому отдыхать и расслабляться у меня просто нет желания. Пока у меня есть силы, я хочу работать и учиться одновременно, потому что нахожу в этом отдушину и радость.

А ещё я люблю людей читающих и стараюсь поддерживать с ними связь. Пусть не все они будут иметь высшее образование, но с начитанными людьми очень интересно бывает общаться, вести какие-то дела или просто дружить. Наверное, потому что у людей, увлекающихся чтением книг, всегда бывает широкий кругозор, богатый внутренний мир и правильное мышление.

В завершение нашей встречи Марина поделилась со мной своей самой заветной мечтой, которая зреет в её душе уже давно.

— Дело в том, что в октябре прошлого года я была на приеме у Главы Ингушетии по вопросу открытия факультета «Дизайн одежды» при ИнгГУ или отдельной школы-колледжа. Надо сказать, что Юнус-Бек Баматгиреевич очень внимательно меня выслушал и сказал, что это очень дельное предложение. Поэтому я надеюсь, что наш Глава поможет мне осуществить мою самую главную мечту жизни!

Что ж, мы тоже будем надеяться, что мечта Марины Мурзабековой станет реальностью, и достаточно яркий, экстравагантный дизайн нового имени в модельном бизнесе по достоинству оценят юные (и не только) модницы, привыкшие следовать за актуальными тенденциями в мире постоянно меняющейся моды.