Стоит ли детей пугать дворником?

О том, что можно и нельзя делать родителям

С новым учебным годом для родителей наступает ратная пора, когда им, как полководцам, приходится все время подбирать верную стратегию и тактику за умы детей. На повестке — успешное обучение в школе, но и с не меньшими баталиями приходится подчас отправлять детей в детсад.

Каждый родитель старается использовать тот метод воздействия, который считает наиболее эффективным, но нередко они оказывают обратное действие на ребенка. Многие из этих приемов психологи считают неприемлемыми. В материале газеты «Ингушетия» они расскажут о том, как правильно выстраивать линию взаимоотношений между школьниками и их родителями.

Психолог Лания Акилова в своей частной практике преимущественно работает с детьми. Она рассказывает, что к ней часто приводят детей, которые не хотят учиться.

— Основные проблемы, в решении которых обращаются за моей помощью, это конфликты детей с педагогами, недопонимания с родителями, нежелание учиться, агрессивное поведение. Чаще всего это удается уладить за две-три беседы с ребенком. Сегодня ко мне привели ребенка, который не хочет посещать детсад. Как только ребенок начинал капризничать в садике, то его тут же забирали родители. Прежде всего в такой ситуации нужно помнить о том, что нельзя ребенку во всем потакать, иначе это пойдет во вред ему же.

Наоборот, нужно найти подход, чтобы открыть в нем интерес к посещению детсада, — рассказала психолог.

Психолог советует не игнорировать какие-либо тревожные сигналы, поступающие из детсада. Родители, по ее словам, должны знать, как складываются отношения между ребенком и воспитателем.

— Нужно составить объективную картину жизни ребенка в детсаду. Если появляются какие-то серьезные поводы для беспокойства, то необходимо спорные моменты обсудить с воспитателем, администрацией учреждения. Детсад — это на самом деле сфера ответственности, где детей учат проявлять себя, найти свое «я». В этом родители должны помогать воспитателям. В группе, где подчас тридцать детей, работы воспитателя недостаточно, ему на подмогу должен прийти психолог, — отмечает она.

Лания Акилова не отказывается применять необычные способы наведения мостов с «трудными» детьми. Она делится одним из последних таких случаев.

— Недавно у меня на приеме побывал девятиклассник, который в школе хулиганил, вел себя хуже некуда. Мальчик никак не шел на контакт, и тогда вместе с родителями и администрацией его школы решились на такой смелый шаг — поставить мальчика на место его педагогов. В течение трех дней он вел все уроки — готовил учебные планы, давал объяснения предмета. После этого я поговорила с ним о его впечатлениях. Невнимание со стороны его сверстников, несмотря на его старания, заставило его многое осознать, он понял, каково это, когда тебя не слушает твой целевой собеседник. В итоге мальчик стал более старательным и контактным.

К частым ошибкам родителей Лания Акилова относит недостаточное их внимание к жизни и учебе ребенка, тотальные запреты и агрессивные меры вразумления, вплоть до порки.

— Если родители прибегают к рукоприкладству, то надо понимать, что агрессия всегда вызывает только ответную агрессию. Если вы силой добьетесь того, что ребенок все-таки будет хорошо учиться, то ведь он это будет делать без всякого интереса к самому процессу. Вместо этого нужно успокоить ребенка и договориться с ним. Также нельзя ему все запрещать — гаджеты, игры и т. д. Это может вызвать отвращение к учебе. Учебный процесс для ребенка нужно разнообразить, постараться преподнести его в игровой форме. Выполнил самостоятельно домашнее задание — дайте поиграть на определенное время — 15-20 минут. Давайте ребенку передохнуть между работой над уроками, — отмечает психолог.

Важным моментом во взаимоотношениях психолог считает знание родителем всего жизненного распорядка ребенка.

— Необходимо проявлять интерес к учебе ребенка в школе. Каждый день его расспрашивать об этом, обсуждать с ним все события дня, задавая при этом вопросы правильно. Конечно, большое значение имеет и школьный учитель, который может завоевать авторитет у ребенка. Самым сложным периодом в жизни ребенка является возраст от 10 до 17 лет. В это время родители должны быть особенно бдительными, — заключает Лания Акилова.

Детский психолог Лидия Цокиева считает, что родители должны обращать внимание на психологическую готовность ребенка к школе.

— Помимо интеллектуальной подготовки, не менее важна психологическая готовность. Например, ребенок гиперактивен, посетив школу, он может не включиться в учебный процесс. Пусть уж лучше родители потратят год на его подготовку, предоставив его опытному психологу, чем отправят в школу только потому, что ему семь лет. Ничего страшного, если ребенок пойдет в школу в восемь лет, например, но уже психологически готовым. Если ребенок начал посещать школу, то для родителей очень важно знать то, в каком эмоциональном состоянии ребенок ходит туда, нравится ли ему в школьной среде, — отмечает она.

Лидия Цокиева советует избегать неправильной мотивации и придерживаться ряда рекомендаций.

— Неправильно ребенка пугать нелегким будущим, например, говоря ему о том, что если он не будет учиться, то у него будет тяжелая жизнь, он будет работать дворником и т. д. Для ребенка это далекое будущее, для него важно то, что происходит сейчас. Постоянно поощрять ребенка за успехи в учебе тоже нельзя — это приведет к тому, что у него не будет интереса к учебе, и он будет стараться только ради вознаграждения. Даже хвалить ребенка нужно в меру — только по делу. Наказывать ребенка можно, но надо соблюдать грани, чтобы учеба не ассоциировалась у них с чем-то неприятным. Наказывать тоже можно только по делу.

Частая ошибка родителей — постоянно ставить ребенку в пример кого-то. Например, причитая: «У твоего одноклассника Алихана одни пятерки, а у тебя сплошь двойки». Это ни к чему хорошему не приведет, ребенок только возненавидит нашего образцового Алихана, будет раздражаться, начнет завидовать. Нельзя перед ребенком ставить цели, которые он не может достичь. Если у ребенка что-то не получается раз за разом, то все равно ждите до тех пор, пока не получится, но при этом не задавайте ему слишком высокие планки. Конечно, еще очень важно поддерживать постоянный диалог со школьным учителем, — поделилась советами психолог.