Была бы работа!

Об эстетическом и утилитарном в трудовой деятельности в понимании ингушского народа.

Исследуя эстетическое в сознании ингушского народа по отношению к труду, мы наблюдаем, что труд воспринимался нашими людьми не только как способ выживания, но и как способ выражения человеческой души, как способ укрепления убеждений и утверждения самого себя.

Так, наряду с тяжёлыми условиями жизни в горах, Идрис Базоркин в своём народном романе «Из тьмы веков» показывает, что именно в труде и через труд человек испытывает чувство радости и гордости. «Взаимодействие природы и общества, возникающее благодаря труду, производству, рождает красоту — как объективное свойство мира», — пишет в своих исследованиях Ю. Борев.

А вообще, о трудолюбии горцев-ингушей исследователи Кавказа ХVIII века Моритц фон Энгельгардт и Фридрих Паротт писали: «Ингуши всё же славятся своим трудолюбием, об их усердии говорят достаточно хорошо возделанные, тщательно огороженные каменными насыпями пашни, на которых сеют пшеницу и ячмень, и маленькие канавки для орошения полей и лугов...». А Базоркин добавляет: «...всюду полоски вспаханной земли: на всех склонах, во всех впадинах, где только мог пройти человек».

Уважение к труду воспринималось у ингуша как должное, с малых лет. «Весна и лето были для Орци праздником, — пишет автор романа про юные годы одного из героев своего романа, — но зато поздней осенью, когда по горам начинали стелиться бесконечные туманы, когда днём и ночью шли дожди и земля расползалась под ногами, ему было нелегко с утра до ночи ходить за отарой и дрогнуть под влажным куском сукна.., покусывая ячменную лепёшку. Нелёгок был этот труд, но Орци исполнял его безропотно. Так жили все и всегда».

Конечно, начало трудовой деятельности связано с её утилитарностью, то есть полезностью, но по мере расширения общественной практики человек начинает оценивать и природу, и себя, и общество, и он творит соответственно замыслу.

У ингушей роптать на тяжёлую работу всегда считалось проявлением слабости. Человек трудолюбивый в народном сознании был прекрасен. Труд «рождает чувство собственного достоинства, воспитывает благородные привычки... на которых и произрастают и трудолюбие, и бескорыстность как высшее проявление человеческого в человеке», — писал исследователь Д. Говорун.

«Была бы работа!» — говорит и герой романа Калой, осмысляя приоритет эстетического аспекта в трудовой деятельности народа, ибо с ним в первую очередь связано духовное удовлетворение, которое само по себе способно оказывать обратное положительное влияние на материальные процессы. «Он с удивительной лёгкостью делал громадными ручищами своё нехитрое дело. Ему не терпелось выйти с быками на пашню, схватить соху, всадить её в землю и начать борозду».

О том, что для ингушей труд есть и творчество, говорят и великолепные башенные постройки, строители которых чутко понимали закон гармонии красоты, симметрии, пропорции, поражающие не только своей крепостью, величиной, но и математической точностью. Но здесь, видимо, повторился неизменный закон, что искусство не явилось чем-то случайным. Единый величественный и нерасторжимый образ: горы и башни, святилища и склепы, стремительные реки и свежий горный воздух — всё это резюмировало народный дух, который в свою очередь является продуктом данной местности и условий жизни.

Труд доставляет наслаждение, безусловно. Но как пишет философ Н. Чернышевский, необходимо соблюдать три условия: первое — отсутствие слишком сильных внешних помех; второе — осознание надобности и полезности; третье — не приносящий вред организму. «А разве есть что-нибудь вкуснее чурека, добытого своими руками из этой земли?» — говорит герой романа. И как с этим не согласиться. Наслаждение от работы осмысляется в целеустремленности, в самовыражении и самоутверждении. Такой труд становится источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях гордость, радость и удивление перед их способностью к творчеству.

Но очень важен в труде и фактор общности. «Десятки людей трудились с утра до вечера и сделали за день столько же, сколько братья за всю зиму». Здесь раскрывается другая, эстетически богатая сторона трудовой деятельности. Сегодня эта разновидность видится в субботниках. А в прошлом это проявлялось в прекрасном обычае взаимовыручки и взаимопомощи ингушей под названием «белхи» (коллективный труд, организованный для оказания помощи нуждающимся в преодолении объёмной работы). Ценным в этикете «белхи» являлось оказании помощи и консолидация людей в духовном единении. Это ещё и повод пообщаться, вместе поработать, весело провести время, насладиться танцами и песнями, хорошо поесть. «А когда кончился этот день, Калой угостил всех, кто работал. Появилась гармонь. При ярком костре во дворе начались танцы». Быть участником «белхи» не отказывался никто. Это была взаимовыручка, и отказ в сознании ингушского народа был практически неприемлем.

Этикет «белхи» актуален и по сей день, хотя и не носит такого массового характера, как раньше. Всё это говорит об улучшении материального положения народа. Но в тяжёлые времена, особенно в годы высылки — в 1944году, и в годы возвращения на родину, духовная ценность этикета «белхи» была ярко выражена в народном сознании ингушей. Благодаря этому обычаю удалось помочь многим семьям. Народ чувствовал друг друга. Каждый нёс ответственность за всех, и все за каждого.