Поиск знаний — как высшая цель

Обладание знаниями — великое достоинство

Истинный мусульманин должен четко и ясно усвоить для себя, что он является символом ислама в любых обстоятельствах, и стараться быть во всем хорошим примером для окружающих. Поэтому, изучая светские или шариатские науки, он должен все свои силы отдавать познанию тех дисциплин, которые необходимы ему в выбранной специальности или профессии.

Мусульманин должен рассматривать поиск знаний как обязанность, а обладание ими — как великое достоинство. Посланник Аллаха (салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа). Ислам считает, что наука является естественным продолжением человеческой деятельности, и, согласно его канонам, каждый мусульманин обязан стремиться к знаниям от колыбели до самой смерти. Сообщается, что Пророк Аллаха (салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: «Отправление за наукой с утра и изучение ее раздела лучше, чем совершение молитв из ста ракаатов». «Раздел знания, которому обучается человек, для него лучше земного мира и всех его благ». Эти благородные хадисы ясно показывают, что еще 1400 лет назад, когда на кострах инквизиции горели христианские ученые, ислам настойчиво требовал от мусульман увеличения знаний, где бы они ни находились.

Нужно подчеркнуть, что главной задачей всех пророков, начиная от первого пророка Адама (мир ему) и завершая последним — Мухаммадом (салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям), было духовное просвещение и облагораживание человечества. Все они искренне призывали следовать дозволенному и полезному, оставив запретное и сомнительное, то, что вредит человеку. Их богатством были знания, и по наследству они передавали только знания. Священный хадис гласит: «Поистине ученые являются наследниками пророков. Пророки не оставляют в наследство ни дирхемы, ни динары, а оставляют в наследство только знания». Положение пророков перед Всевышним является наиболее высоким — что может быть почетнее, чем изучать науку и быть наследниками пророков.

Во многих хадисах Посланника Всевышнего (салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям) говорится о любви к знаниям и указания на ценность ученых. Пророк Мухаммад (салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям) обращал особое внимание на то, что приобретение знаний является обязанностью всех мусульман, и что один час учебы лучше одного года молитвы. Еще одним прекрасным примером поощрения обучения и образования является также его высказывание о том, что в Судный день чернила ученых обретут большую ценность, чем кровь мученика.

Нам необходимо понять, что суть образования состоит не в том, чтобы получить престижный диплом, который откроет доступ к неиссякаемому источнику материальных благ и обеспечит безбедное существование, а в том, чтобы постоянно продолжать учиться, ежедневно узнавая что-то новое, сообразно слову Всевышнего: «Господь мой, прибавь мне знания» (20:114) — это означает, что истинный мусульманин обязан стремиться к поиску знаний всю свою жизнь.

Хотелось бы подчеркнуть, что обучение наукам требует от учащегося терпения, усидчивости и внимательности, но самое главное — искреннее желание самого ученика постичь истину, то есть знания. Абу ад-Дарда, сподвижник Пророка Мухаммада (салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям), сказал: «Поистине знания приобретаются посредством терпения, и кто ищет благо, тот приобретает его, и кто оберегается от зла, тот избегает его».

Суть истинной учебы невозможно понять без чтения как художественной, так и специальной литературы, потому что книги — источник знаний, благодаря чему мы познаем окружающий нас мир. Они вооружают нас научными знаниями, учат критически оценивать сказанное и сделанное. Благодаря знаниям и образованности истинный мусульманин везде, всегда и во всем остается достойным примером для подражания, человеком, который хорошо знает и свою религию и свою земную жизнь и, тем самым, может снискать в глазах окружающих любовь и уважение. Именно это и было характерно для ученых из числа наших праведных предшественников. Они отдавали все свои силы и время изучению и постижению светских или шариатских наук, связывали все это с тем, что было угодно Аллаху, упорно и настойчиво стремились к обустройству земли и распространению блага в обществе, в котором жили и творили. Но самое главное они искренне верили в то, что в знаниях — величие, красота, сила и опора истинного мусульманина в обоих мирах. Только знание может сделать нас по-настоящему образованными, духовно сильными, честными и порядочными людьми, которые способны отличить разрешенное от сомнительного и запретного, искренне любить человека, уважать его труд и познать истинную цель своего существования на этой земле.