Путь к знаниям

Первая сельскохозяйственная школа в Ингушетии

0

23 октября 1924 года была открыта первая в Ингушетии сельскохозяйственная школа на базе двухклассной начальной школы, которая, в свою очередь, была открыта в феврале 1868 года как первая горская школа для ингушей.

Это была одноклассная школа с трехлетним сроком обучения, рассчитанная на 150 человек. К началу работы в школе училось 73 школьника. К 1905 году их стало 150.

Школа уже была двухклассной: подготовительный и первый классы. Учились в ней только мальчики. При школе имелся пансион. Здание школы, помещение для одного учителя и смотрителей были построены на средства местных жителей при небольшой материальной поддержке казны. Школу посещали дети из 22-х близлежащих от Крепости селений: Барсуков, Гамурзиево, Альтиево и Насыр-Корта и др. «Школа буквально набита детьми, — писал в 1876 г. историк Н. Грабовский, — и претендентов на обучение в ней всегда более, нежели может вместить в себя здание школы. Большинству посещающих школу детей необходимо ежедневно приходить в Назрань из селений, отстоящих от этого места на 2-4 версты, и мальчуганы, насколько возможно заметить, преодолевают это затруднение».

Преподавателями школы были ингуши: мулла Минга Альтемиров, Адиль-Гирей Долгиев, Бейсултан Зязиков, Эльджи Саутиев и Бийберд Картоев. Первым смотрителем (руководителем) школы был Н. П. Протопопов, затем Д. Дмитриев, А. Гусев, Н. Глотов. С 1918 г. до развала школы смотрителем был Бейсултан Зязиков.

1 августа 1911 года Назрановская двухклассная школа была переведена в четырехклассную с обучением на французском и немецком языках.

Общий восторг по этому поводу тогдашней ингушской интеллигенции выразил в своей статье «Возрождение ингушей», опубликованной в журнале «Мусульманин» в 1911 году, один из просветителей ингушского народа Осман Мурзабеков.

В этой публикации он сравнивает значимость этого события для ингушей со значимостью для России даты 19 февраля 1861 года, когда произошло грандиозное событие — Александр II подписал манифест об освобождении крестьян.

По составу учебных предметов и курсу преподавания эта школа приближалась к начальным народным училищам: закон Божий, мусульманский закон, русский язык, церковно-славянский язык, чистописание, краткие сведения по арифметике, географии, истории. Воспитанники школ занимались и необязательными предметами: арабский язык, гимнастика, ремесло, садоводство, пчеловодство, огородничество. Ученики в школе должны были говорить только по-русски.

Уровень обучения в школе был невысоким: в экзаменационных ведомостях преобладала оценка «3», а процент переводимых из класса в класс колебался от 60-ти до 80-ти. Ученики жаловались на скудное питание, плохую одежду, побои и оскорбления.

Количество учащихся в школе в течение целого ряда лет оставалось на одном уровне, по временам даже снижалось, а затем стало медленно расти: в 1868 г. обучалось 73 мальчика, в 1869-м — 63, в 1870-м — 62, в 1871-м — 45, в 1872-м — 55, в 1873-м — 55, в 1874-м — 71. К 1905 году число учащихся Назрановской школы достигло 150-ти. Таким образом, за 37 лет оно увеличилось вдвое.

Назрановская школа явилась в то время очагом распространения просвещения и формирования национальных кадров среди ингушей. Лучшие ученики Назрановской школы поступали во Владикавказское реальное училище, Ставропольскую гимназию и другие учебные заведения. Но таких было немного. В то же время, по словам Н. Грабовского, дети «наиболее почетных фамилий» посылались в кадетские корпуса, где «давалось им образование лишь для виду, с выпуском их в офицеры нередко из 3-го и даже 2-го класса».

Образованная на базе начальной школы сельскохозяйственная школа выполняла свое главное предназначение — готовила специалистов сельского хозяйства, на основе соединения общего образования со специальной профподготовкой.

Добавить комментарий

Новости