Поддерживать, корректировать, но не унижать достоинство

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

0

8 июня, страна отмечала День социального работника. Хотя профессиональный государственный статус профессия получила только в конце прошлого века, забота о других была и остается для ее носителей приоритетной.

Сегодня занятых этим благородным делом на государственном уровне уже целая армия, их объединяет стремление к сопереживанию и милосердию. Сочетая в себе знания, профессиональные и личные качества, они продолжают поддерживать людей, возвращают им веру в себя и помогают изменить жизнь.

— Наша задача — дать образование каждому ребёнку с учётом его психофизических возможностей, что поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развивать свои потенциальные способности, — говорит Мадина Фаргиева.

Она всего второй год работает в коррекционной общеобразовательной школе-интернате, расположенной в с. п. Нижние Ачалуки. Мадина признаётся, что с детьми так называемого «седьмого вида», которым свойственна задержка психоречевого развития, с ярко выраженными нарушениями здоровья, работать, конечно же, нелегко. Вместе с тем педагоги умеют продуктивно и эффективно работать, потому что проявляют терпение и знают индивидуальные особенности ребенка.

Многое зависит и от мастерства социального педагога, его отношения к трудному ребенку, умения войти с ним в контакт и построить личностные отношения. Мадина чувствует любовь и привязанность ребятишек, они забегают к ней на каждой перемене, в свободное от учёбы время, любят беседовать с ней на всякие темы. Подопечных у нее 10 детей, и все они разные.

— К каждому нужен индивидуальный подход, — говорит Мадина, — надо научить его общаться с другими детьми, развить в нём коммуникативные умения, способствовать нравственному становлению, чтобы он потом не растерялся во взрослой жизни.

Для этого в нашей школе есть хорошие возможности, различные тренинги, секции: спортивные и развивающие, есть мастерские для девочек и мальчиков. Гораздо сложнее преодолеть влияние неблагополучных семейных отношений. Социальному работнику изменить семейную жизнь невозможно, но можно оказать содействие в воспитании детей. Потому свою деятельность я начинаю с диагностики семьи. Вот такой случай. В семье пятеро детей, мать лишена родительских прав, отец умер, дедушка, человек с очень сложным характером, взял опекунство над ними. А старшая сестра в судебном порядке отсудила опекунство и взяла его на себя, детей передала в нашу школу и маму вернула в семью, пусть даже и лишённую родительских прав. Так мы с трудом забрали у деда документы.

Сегодня вроде всё улажено. Мы совместно с руководством школы, классными руководителями, педагогами и воспитателями, а также с органами опеки решаем такие вопросы. Держим ситуацию под контролем. С ребятами из сложных семей, где нет взаимопонимания, атмосферы любви и тепла, я стараюсь наладить доверительные отношения, поддерживаю их, совместно с классными руководителями посещаем и семьи проблемные, контролируем, таким образом, обстановку. Эта работа даёт результаты. Есть такая категория детей, которых просто надо терпеть, они практически не поддаются никакому воспитанию в силу своего психического недуга. Для таких детей, на случай агрессивности и неуправляемости, у нас есть боксированные палаты, медицинский персонал и особый подход.

Вообще, главное в нашей работе — не унижать достоинство наших подопечных ни в коем случае. Они очень уязвимы, потому и надо избегать авторитарного стиля. Повышение голоса, окрик, приказной тон и давление только оттолкнут ребёнка от вас. Так можно легко потерять доверительные отношения, которые потом восстановить практически невозможно.

Ребёнок должен чувствовать: наша требовательность к нему ни в коей мере не сопряжена с унижением его достоинства, напротив, мы всячески за то, чтобы он стал лучше, чтобы жизнь его состоялась.

Как видите, работа не из лёгких, и для успеха, как мне кажется, важно быть хорошо подготовленным в профессиональном плане, быть образованным и эрудированным, обладать уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями и, конечно, иметь личный авторитет. Образование я получила, а для остального нужны время и опыт работы.

Коррекция представляет немалые трудности, и поэтому, не думая о них, я каждое утро заряжаюсь на то, чтобы детям сегодня было хорошо, чтобы не замыкался, не уходил в себя ребёнок, чтобы в чём-то он нашёл себя: в учёбе ли, в спорте, на сцене, в мастерской. То есть имел к чему-то интерес, который и выведет его в социум и поможет ему в дальнейшем.

— Что бы вы пожелали себе накануне Дня социального работника? — спросила я у Мадины.

— Терпения, — сказала она, — и больше свободного времени.

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Добавить комментарий

Новости