Восхищение, которое калечит и убивает

Положение сглаза в исламе и того, к чему он ведет

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

2

В ингушском обществе всегда были люди, про которых говорили «б1арг хулийташ ва (я)» (он, или она, склонен наводить сглаз).

От таких людей порой что-то пытаются спрятать, скрыть, опасаясь сглаза. Нередки случаи, когда окружающие бывают уверены в том, что именно сглаз послужил причиной гибели домашнего животного или даже самого человека.

Такую «добрую» о себе молву люди заслуживают после того, когда другие начинают замечать, что со всем, что понравилось первым, впоследствии происходит что-то неладное. Если резко падает прибыль от бизнеса, наступает болезнь без кажущейся причины и вообще, когда идеальная жизненная панорама рушится в миг, то многие в первую очередь ищут причину в сглазе. Но немало и скептиков, которые отказываются верить в существование сглаза и его пагубное воздействие.

Не так давно в Ингушетии произошел случай, когда молодая девушка попала в реанимацию прямо со свадьбы. Ее близкие родственники до сих пор уверены в том, что девушка скончалась по причине сглаза.

— Моя племянница была очень красивая, и на этой свадьбе многие восхищались ее красотой. И под шквалом этих похвал ей резко стало плохо. Она была здоровой, и никаких предпосылок к этому не было. Позже выяснилось, что ее самочувствие ухудшилось от резкого подъема сахара в крови, и это в первый раз жизни, ведь она не страдала диабетом и не знала никаких проблем с этим. В реанимации врачи по своей халатности сразу же ввели ей глюкозу, после чего молодая, красивая девушка и скончалась. Мы все считаем, что это спровоцировал сглаз, — рассказала одна из родственниц покойной.

Подобных реальных случаев в республике встречается множество. В каком же свете воспринимать увязывание различных проблем и несчастий со сглазом? Что это — досужие вымыслы или плод суеверного страха?

С точки зрения ислама сглаз вовсе не относится к области поверий. Согласно шариату, он для мусульман является такой же частью реального мира, как жизнь или смерть. Мало того, в существование сглаза обязан верить каждый мусульманин, так как об его истинности нам сообщил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, во многих достоверных изречениях, дошедших до нас. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сглаз — это истина!» (Сборники достоверных хадисов Аль-Бухари, Муслима).

Сглаз стал известен мусульманам не только во времена Пророка Мухаммада. Так, другой Пророк Всевышнего — Якуб (Иаков), пытался предостеречь своих сыновей от сглаза, о чем мы узнаем из Священного Корана. Он сказал: «Сыновья мои! Не входите через одни ворота, а войдите через разные. Я ничем не смогу помочь вам вопреки воле Аллаха» (Сура «Юсуф», аят 67). По мнению комментаторов Корана, совет Якуба сыновьям входить через разные ворота связан с предостережением от сглаза. Пророк боялся, что его статных и красивых сыновей может постичь сглаз, если они все вместе войдут в один из египетских городов. А говоря: «Я ничем не смогу помочь вам вопреки воле Аллаха» Якуб давал им знать, что не сможет никак воспрепятствовать сглазу, если он по воле Всевышнего все-таки постигнет их, но он повелел им предпринять прежде то, что могло бы стать причиной защиты от этого.

В исламе разъясняется не только подлинность существования сглаза, но и то, к каким последствиям он приводит и как от него защищаться. Однажды сподвижница Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Асма бинт Умейс спросила: «О, Посланник Аллаха! Поистине сыновей Джафара часто постигает сглаз. Попросить ли мне, чтобы им прочли заговор?» Он сказал: «Да. Если бы существовала вещь, способная состязаться с предопределением, это был бы сглаз».

Хадис разъясняет нам, насколько силен сглаз по влиянию на жизнь человека. Его сила такова, что он мог бы «состязаться с предопределением», то есть изменять судьбу человека самостоятельно без влияния свыше, если бы это вообще было возможно, но, как мы знаем, все происходит только с соизволения Всевышнего. Из этого мы понимаем, что сглаз существует и постигает человека по воле Аллаха.

Если говорить о последствиях сглаза, то самым тяжелым является смерть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, может ли человека настигнуть смерть по причине сглаза: «Большинство из тех, кто умрет из моей общины — после предопределения Аллаха — умрут от сглаза». В другом хадисе он сказал: «Сглаз приводит человека в могилу, а верблюда — в котел». Также он сказал: «Поистине, сглаз доводит человека до того, что он взбирается на высокую вершину и бросается с нее».

Из Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы узнаём также о том, что сглаз приводит к болезни и сильному недомоганию. При жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был случай, когда один из его сподвижников сглазил второго. В достоверном предании передается, что как-то сподвижник Абу Сахль бин Хунейф купался в реке, когда другой сподвижник Амир ибн Рабиа, оказавшись рядом, восхитился белизной его кожи. Абу Умама, сын Абу Сахля, рассказывает: «В тот же момент Сахль согнулся от сильной боли и застыл на месте, и боль его стала усиливаться. Об этом сообщили Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и передали также, что он не в состоянии поднять голову. Он сказал: «Вы подозреваете кого-нибудь?» Они ответили: «Амира ибн Рабиа». Тогда Посланник Аллаха позвал его и поругал, а потом сказал: «За что один из вас убивает своего брата? Разве трудно было призвать на него благословение? Омойся для него!» После этого Амир омыл в посуде свое лицо, руки, локти, колени, стопы и то, что под изаром, а затем вылил эту воду сзади на Сахля, который в тот же миг выздоровел».

Если говорить о природе сглаза, то его основой является чье-то восхищение, любование. Оно может быть направлено буквально на всё — людей, неодушевленные предметы, животных и даже на процессы жизнедеятельности, как работа, творчество. Подтверждением этому служат слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-нибудь из вас увидит в брате своем или самом себе, или в своем достоянии нечто такое, что ему понравится, пусть призовет на это благословение, ибо дурной глаз — истина».

В месте, где говорится — «увидит в брате своем» подразумевается брат по вере, то есть любой мусульманин или мусульманка. Отсюда становится ясным то, что человек может сглазить не только других людей, но и самого себя или то, что ему принадлежит из имущества.

Очень доступно происхождение сглаза разъясняет известный исламский ученый Ибн Каййим аль-Джаузия: «Нет сомнения в том, что Аллах заложил в тела и души разные силы и особенности, и разумный человек не может отрицать способность души влиять на тело, поскольку это влияние видно невооруженным взглядом. Например, мы видим, как краснеет лицо человека, когда на него бросает взгляд тот, кого он стесняется, или бледнеет, когда на него смотрит тот, кого он боится. Мы видим, как некоторые заболевают от взгляда или теряют силы. Всё это происходит при посредничестве душ. Но из-за связи глаз с душой это воздействие приписывают глазам. Но на самом деле влияние оказывают не глаза, а душа».

Далее, говоря о сути воздействия сглаза, Ибн Каййим отмечает: «Воздействие может произойти через разговор или при встрече, или через взгляд, ..., или через воображение, или представление. Воздействие души человека, от которого исходит сглаз, не обязательно оказывается посредством взгляда. Такой человек может быть даже слепым, но когда ему опишут какую-то вещь, его душа воздействует на нее».

Таким образом, сглаз осуществляется не только посредством взгляда на импонируемый объект, но и посредством удаленного нахождения от него, когда человек просто думает, вспоминает о том или о ком, кто ему нравится. Он может возникнуть даже при взгляде на фотографию.

Сглаз ошибочно ассоциируют с чем-то негативным, но на самом деле это не так. В основе сглаза лежит только восторженная реакция, без желания того, чтобы то, чем восхищаются, как-то пострадало. Очевидно, что человек не будет желать себе или своим близким зла, однако, он может сглазить себя или членов своей семьи. Поэтому негативность выражается не в ее природе, а в последствиях для тех, кто подвергается сглазу.

Это разъясняет и история сподвижников Абу Сахля бин Хунейфа и Амира ибн Рабиа, ведь последний являлся уважаемым и богобоязненным сподвижником, который был в числе тех, кто первым уверовал в пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ничего скверного в его сглазе не было. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поругал его только за то, что он не прочитал вслед за своим восхищением мольбу, которая могла бы предотвратить по воле Аллаха сглаз.

Сглаз возникает без злого умысла и может исходить даже от праведного мусульманина. Каждому человеку по жизни, возможно даже каждый день, что-то или кто-то нравится. В эту категорию может быть отнесен любой человек, будь то мать, которая любуется своим ребенком, или женщина, которая разглядела красоту своей соседки. Не каждое любование дает сглаз и неизвестно, почему именно в том или ином случае восхищение ведет к сглазу, но сглаз — это то, что так или иначе сопровождает людей.

В исламе, где нормированы все сферы жизнедеятельности, четко прописаны и меры предосторожности и лечения от сглаза. Если говорить о том, как не навести сглаз на людей, вещи и другое, то необходимо помнить, что в тот момент, когда человеку что-то понравилось, то ему необходимо призвать на это благословение, как и сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

В этом случае читается следующее дуа: «Ма шааллох1! Ля къуввата илля билляхь. Аллохумма, барик 1алейх1и!» (Так было угодно Аллаху! Нет силы ни у кого, кроме Аллаха. О, Аллах, благослови его!) Именно такая мольба может защитить от пагубных, может быть, даже судьбоносных последствий сглаза.

В том же случае, когда есть опасения, что человек сам стал жертвой сглаза, то необходимо читать исламские заговоры. Когда Пророк увидел в доме одной из своих жен девушку с темным пятном на лице, то он сказал: «Попросите прочитать ей заговор, у нее сглаз».

В качестве заговора в исламе служат определенные суры и аяты из Корана и различные дуа, которые нам передал Пророк. Другим узаконенным способом, как следует из хадиса, приведенного выше, является омовение. Но оно возможно только в том случае, если известна личность того, кто навел сглаз. Тогда человек, сглазивший кого-то, должен сделать омовение особым образом, после чего этой водой обливают того, кого сглазили. В случае со сподвижником, как мы помним, это оказало моментальный эффект.

Если бы люди обладали необходимыми знаниями о природе сглаза в свете ислама, то, вероятно, жизненные истории вокруг, как та, которая приведена здесь в начале, могли бы восприниматься серьезнее. Тогда мы не посчитаем бредовым мнение людей, уверенных, что молодую девушку в могилу загнал сглаз. Но, несмотря на серьезность сглаза и его воздействия, мусульмане не должны превращать его в паранойю или фобию для себя, потому как всё происходит только с соизволения Аллаха. И если даже нас что-то постигает, то ведь Всевышний уже дал ключ к решению всех затруднений. Подчас лишь невежество делает нас беззащитными перед чем-то, как сглаз.

«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха» (Сура «Покаяние», аят 51).

Подписывайтесь на канал «Ингушетия» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Комментарии 2

Очень актуальная тема, к которой мы беспечны. БаракаЛлах.

Не знаю правдиво это или нет, ведь этот аят был ниспослан по конкретному событию и людей, но так, как весь коран содержит излечение могут попробовать те, кто поражен. Дождевая вода излечивает от сглаза,колдовства и касания джина. В доказательство приводят 11 аят из суры Анфаль-"И ниспослал вам с неба воду, чтобы отчистить вас ею и удалить с вас скверну дьявола, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы."

Новости