Мы в ответе за наших детей

Правила, которые помогут оградить детей от информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике

На днях сосед попросил меня зайти к нему, чтобы я увидел реакцию его десятимесячного сына-карапуза на телевизионную рекламу. Я был реально поражен: малыш, который, ползая на полу, не обращал никакого внимания на шум телевизора, как только там выставлялась реклама, тут же застывал, впившись взглядом в «ящик». Что это — электромагнитная ворожба, пресловутый 25-й кадр или прочая мистика по воздействию на подсознание — я не знаю...

Давным-давно, когда мы не подозревали о предстоящем засилье Интернета, а главным развлечением детей были улица и речка, родители жестко внушали своим чадам: «смотри, не водись с тем-то и тем-то, он курит, хулиганит, в школе плохо учится, не ходи туда-то и туда-то — там опасно!» и т. п. Пренебрежение подобным предупреждением грозило ремнем или, в лучшем случае, подзатыльником. Но главное — скрыть переход за «красные флажки» практически не представлялось возможным: кто-то да становился свидетелем или соглядатаем, доносившим родителям о наших шалостях и игнорировании их назиданий.

Сегодняшним детям не нужна улица (максимум — более старшие «подпирают» заборы с энергетиком в руках), а про речку и думать забыли: они у нас практически высохли или бесповоротно загрязнены. Однако многие родители с удовольствием заменили бы те страхи и тревоги на нынешние, когда глобализированный мир полностью опутан всемирной паутиной, к которой дети липнут как мухи. Впрочем, как и многие взрослые.

Мы живем в век информации, которая обладает определенной силой воздействия на каждого из нас, а особенно на детей и подростков. Она — либо качественная, либо может таковой не быть и даже способна причинить вред. Это оружие воздействия на сознание миллионов в умелых руках идеологов, политологов, рекламщиков и других специалистов. В неумелых или злонамеренных руках она становится оружием массового поражения. В настоящее время любой человек, в том числе и несовершеннолетний, владеющий знаниями в области компьютерных технологий, может получить доступ к данным, хранящимся в Интернете, или создать свой собственный веб-ресурс. Масштабное профессиональное исследование этого вопроса показало, что детская аудитория Интернета (дети младше 14 лет) составляет 9 млн человек. И лишь 48% детей не заходили на ресурсы и не просматривали страницы с нежелательным или запрещенным содержимым.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также обеспечивает информационную безопасность несовершеннолетних и устанавливает порядок распространения информационной продукции среди детей. Так, законом предусматривается использование визуального знака информационной продукции, проставляемого производителем или распространителем информации в соответствии с возрастной классификацией — «6+», «12+», «16+», «18+». Кроме того, это определенный ориентир для родителей, призванный обратить их внимание на специфику информационной продукции. Распространение информации, запрещенной для детского просмотра, не допускается без данного знака, за исключением информации, распространяемой посредством сети Интернет, кроме сетевых изданий.

Кроме того, согласно Федеральному закону «О рекламе», реклама подлежит классификации: не допускается ее распространение без указания категории данной информационной продукции.

Однако необходимо учитывать, что родители имеют преимущественное право на воспитание детей перед всеми другими лицами. И учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье детей в первую очередь лежит на них, для защиты несовершеннолетних от негативной информации родители могут самостоятельно воспользоваться функцией «родительского контроля» с помощью настроек телевизионного приемника, а также в качестве дополнительной услуги, предоставляемой большинством операторов мультисервисных сетей. Кроме того, ведущие операторы связи (ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС» и др.), а также поисковые интернет-компании (ООО «Яндекс», ООО «Гугл») предоставляют услуги по фильтрации нежелательного контента в Интернете — контентные фильтры «родительского контроля». Такие программы есть как в платном, так и в бесплатном доступе.

Специалисты составили Памятку родителям по безопасному использованию детьми сети Интернет. Это несколько основных правил, которые помогут оградить детей от информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике.

Правило № 1. Родители должны знать интересы и цели детей, которые используют сеть Интернет.

Правило № 2. Рекомендуется допускать использование сети Интернет детьми в присутствии взрослых. Доступ к данному информационному ресурсу должен быть эффективным и безопасным.

Правило № 3. Необходимо исключить доступ детей к ресурсам сети Интернет, содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации, может оказать негативное влияние на несовершеннолетних (информацию, пропагандирующую порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, сайты, содержащие описание или изображение убийств, мертвых тел, насилия и т. п.).

Правило № 4. В случае самостоятельного доступа детей к сети Интернет, родители должны контролировать использование информации несовершеннолетними.

В любом случае мы в ответе за наших детей. С Интернетом и глобализацией или без Интернета с улицей.