Пенсионный возраст для мужчин не поменяется

Президент РФ внес в Госдуму поправки к законопроекту о повышении пенсионного возраста

Президент РФ Владимир Путин предлагает понимать под предпенсионным возрастом период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости, а не двух лет, как это предполагается принятой в первом чтении текущей редакцией законопроекта, сообщает пресс-служба Министерства труда, занятости и социального развития Ингушетии.

Помимо этого, согласно представленным им поправкам, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет вместо планируемых 63 лет, за исключением госслужащих. А страховую пенсию по старости многодетным женщинам предлагается назначать досрочно:

в 56 лет — родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения возраста восьми лет;

в 57 лет — родившим трех детей и воспитавшим их до достижения возраста восьми лет.

Но для этого потребуется страховой стаж не менее 15 лет.

Предполагаемый пенсионный возраст для мужчин (65 лет) менять не планируется.

Кроме того, ожидается, что мужчины, имеющие страховой стаж не менее 42 лет, а женщины — не менее 37 лет, смогут получить страховую пенсию по старости на два года раньше, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет соответственно.

Текстом поправок определена и стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в размерах: 87,24 руб. — в следующем году, 93 руб. — в 2020 году, 98,86 руб. — в 2021 году, 104,69 руб. — в 2022 году, 110,55 руб. — в 2023 году и 116,63 — в 2024 году.

Поправками Президента РФ предполагается сократить период выплаты пособия по безработице с 12 до 6 месяцев. Вместе с тем для граждан предпенсионного возраста может быть сохранен существующий порядок его выплаты. Как ожидается, размеры минимальной и максимальной величин такого пособия ежегодно будет определять правительство РФ.

Стоит отметить, что главная цель изменений — это повышение размера пенсий с индексацией выше инфляции. Такая необходимость назрела давно. Для пенсионной системы финансовыми источниками являются рост экономики и, как следствие, рост фонда оплаты труда (который, в том числе, обеспечивается за счет роста количества занятых), финансовая поддержка из федерального бюджета.

Однако к 2019 году на одного пенсионера будет приходиться примерно два человека трудоспособного возраста (в 1970 году было 3,7 человека). При существующей модели выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 — для мужчин) эта нагрузка увеличивалась бы и дальше — количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн человек, количество выходящих пенсионеров составляет ежегодно 1,5-1,6 млн человек.

Увеличение количества занятых может обеспечиваться только за счет продления трудоспособного периода. Существуют три альтернативы:

1) Увеличение пенсии при постепенном повышении продолжительности трудоспособного периода жизни в течение 10-16 лет. Это тот вариант, который и предусмотрен реформой. Рост размера ежемесячной пенсии при таком подходе составит 1000 руб. ежегодно, то есть совокупный доход пенсионеров уже за первый год увеличится на 12 000 руб.;

2) Увеличение пенсии за счет роста налогов на работающих граждан (увеличение обязательного пенсионного страхования в структуре единого социального налога с 22% до 40%). Поскольку это серьёзная нагрузка на бизнес и предприятия, этот вариант чреват следующими последствиями: возвращение серых схем (зарплаты в конвертах), отсутствие роста или даже сокращение заработных плат.

3) Не увеличивать пенсии, а фактически уменьшать их в результате инфляции, заморозив изменение пенсионного законодательства. Этот вариант противоречит задачам по ликвидации бедности и росту благосостояния пенсионеров.

Повышение трудоспособного возраста — тенденция, которой следуют как страны с развитой экономикой и высоким уровнем жизни, так и государства, которые богатыми назвать нельзя. Россия — последняя из стран на пространстве СНГ, кто приступает к изменению трудоспособного возраста.

Россия предполагала обойтись другими мерами, вложили огромные средства в стимулирование рождаемости, они дадут свою положительную отдачу позже, а сейчас два, практически, подряд мировых финансовых кризиса, затронувших Россию, сдерживают темпы экономического роста, что в свою очередь оказывает замедляющее влияние на существенное улучшение социальной ситуации в стране.