Ко Всемирному дню потребителя

Продажа просроченного и испорченного товара

Правдивый мусульманин, четко придерживающийся установлений ислама, никогда не мошенничает, не обманывает и не поступает вероломно, так как необходимым условием правдивости является проявление искренности, справедливости, внутренней чистоты и верности.

Сегодня, к сожалению, многие торговцы из числа тех, кто не боится Аллаха, пытаются тщательно скрыть недостатки своего товара, в том числе и продуктов питания, используя липкую ленту, или пытаясь скрыть его от глаз покупателя на дне того ящика, где он хранится, или же используя какие-либо химические вещества для придания товару привлекательного вида. Некоторые продавцы меняют срок годности товара, не позволяют покупателю толком рассмотреть его или же проверить досконально. А многие из продающих автомобили и различные бытовые приборы не объясняют людям, каковы недостатки их товара. Например, приглушают мотор автомобиля, чтобы покупателю не стало сразу же ясно, что в нём есть какой-то дефект, что является запретным.

Совесть не позволяет истинному мусульманину ни обманывать, ни терпеть обман. Более того, при одной лишь мысли об этом его охватывает дрожь, так как понимает, что допустив нечто подобное, он утрачивает свою принадлежность к исламу и умме Пророка Мухаммада (с. а. с). Сообщается, что однажды, проходя мимо выставленных на продажу продуктов, Пророк (с. а. с.) погрузил свою руку внутрь, и пальцы его ощутили влажность. Он спросил: «Что же это, о, хозяин?» Тот ответил: «Их испортил дождь, о, Посланник Аллаха». Тогда он спросил: «Так почему же ты не положил это сверху, чтобы людям было видно? Не имеет отношения ко мне тот, кто мошенничает» (Муслим).

Умышленное, сознательное сокрытие дефектов и изъянов как промышленных товаров, так и продуктов питания во время их продажи с целью получения прибыли является тяжким грехом. Об этом четко и ясно говорит Посланник Аллаха (с. а. с.): «Один мусульманин является братом другого, поэтому не разрешается мусульманину продавать брату своему товар с изъяном, если он не предупредит его об этом» (Ибн Маджа).

Сознательное сокрытие дефектов и изъянов любого товара является, по сути, обманом и проявлением несправедливости по отношению к людям. В хадисе кудси Пророк Мухаммад (с. а. с) передал, что его Всемогущий Господь сказал: «О, рабы Мои, поистине Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» (Муслим). В многочисленных хадисах Посланник Аллаха говорит о запрете проявления несправедливости по отношению к другим и предостерегает от нее. Передают со слов Абдуллаха бин Умара, что Пророк Аллаха (с. а. с.) сказал: «Поистине, в День воскресения несправедливость обернется густым мраком» (Муслим).

Зачастую люди просто не придают должного значения тому, что кто-то на рынке, в магазинах продает товары, в том числе и продукты питания, с изъяном или просроченным сроком годности. Они не порицают его за это и не указывают продавцу на недостатки приобретенного товара, что является явной ошибкой. Ислам ясно указывает на то, что знающему об этом необходимо выразить свое недовольство продавцу и уведомить об этом покупателя. Пророк Мухаммад (с. а. с.) призывает мусульман быть искренними и правдивыми в вопросах торговли: «Покупатель и продавец вольны в своем выборе до тех пор, пока не расстанутся. Если будут правдивы и объяснят друг другу все обстоятельства дела, их сделка будет благословенной, если же они будут лгать друг другу и станут пытаться скрывать что-то, то благо их сделки окажется уничтоженным» (Аль-Бухари).

Каждый мусульманин должен побуждать к добру, выражать свое неодобрение порицаемому и изменять его по мере своих возможностей делом или словом. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Верующие мужчины и женщины покровители друг для друга: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого...» (9:71). Побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого является общей обязанностью для всей мусульманской уммы. Именно поэтому каждый мусульманин, узнавший о существовании порицаемого и имеющий возможность выразить свое порицание, должен сделать это наиболее доступными методами, и в этом отношении нет никакой разницы между начальником и подчиненным, алимом и обычным человеком.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что необходимо подходить к этому крайне осторожно и мудро, обращаясь к каждому человеку соответствующим образом и правильно действуя в разных обстоятельствах. В одном из величайших хадисов, переданном Анасом бин Малик, говорится, что Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари и Муслим). Суть этого хадиса состоит в том, что каждый мусульманин должен желать другому тех же благ, которыми он обладает сам. Он должен быть далеким от эгоизма, ненависти, неприязни, обмана, зависти и всячески остерегаться от нанесения другим зла, обид, вреда, всего того, что может ему не понравиться.

Да поможет нам Аллах быть искренними и ради лика Всевышнего отказаться от совершения грехов.