Нужно просто любить каждого ребенка

Рассказ лучшего учителя Ингушетии 2016 года о своей профессии и проблемах в обществе

37-летний школьный преподаватель английского языка Хава Гадиева, приняв участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2016», скромно задавалась целью попасть в тройку победителей. Но жюри в итоге решило, что лучшим учителем Ингушетии этого года является именно она. Свою победу Хава считает большой ответственностью. Звание лучшего учителя, подчеркивает она, нужно ведь не только носить, но и подтверждать.

Хава Гадиева рассказала газете «Ингушетия» о конкурсе, своем видении роли педагога и насущных проблемах, стоящих перед системой образования. Мы же постараемся выяснить, что сделало ее лучшей среди тех, на кого каждый из нас когда-то смотрел особенными глазами.

Учитель английского языка гимназии № 1 г. Карабулак уверена: нельзя считать, что ты достиг профессионального пика, в противном случае уже некуда будет расти. К участию в педагогическом конкурсе Хаву Гадиеву подтолкнуло желание набраться профессионального опыта и донести до общества актуальные проблемы в сфере образования.

Наша собеседница окончила факультет иностранных языков Ингушского государственного университета и Московский государственный технический университет, по специальности «экономист-менеджер». Хава пробовала себя не только в профессии учителя, но была и общественником — работала в благотворительных организациях.

— Вначале был поиск профессионального призвания. Помню, с каким волнением я пришла на первый урок — это был пятый класс. Памятуя советы своих опытных коллег, я старалась видеть глаза каждого ученика. Мне было страшно. Страшно от мысли, справлюсь ли я, сумею ли стать тем учителем, которого они запомнят, тем, кто хотя бы на долю градуса изменит их восприятие мира в лучшую сторону. Чтобы в дальнейшем эти незаметные глазу изменения помогли маленькому человеку сделать огромный шаг навстречу миру.

Потом я перешла работать в одну благотворительную французскую организацию, но снова оказалась с детьми. Наша организация помогала детям с ограниченными физическими возможностями. Восемь лет я проработала в различных благотворительных организациях, которые, так или иначе, оказывали социальную поддержку детям. Я не жалею, что в эти годы отсутствовала в школе, ведь на той работе я приобрела уникальный опыт работы с детьми в неформальной обстановке. И ровно столько же — восемь лет — я работаю в школе, — рассказывает Хава.

Конкурс «Лучший учитель России — 2016» всегда проходит под знаком пеликана. Пеликан — это символ учительского самоотверженного труда. Выбор символа, видимо, восходит к образу пеликана из легенд, где он ассоциируется с самопожертвованием ради детей. Не стоит тогда удивляться и тем требованиям, которые предъявляются на конкурсе к педагогам. Хава уже ведет собственный сайт, как того требует участие в конкурсе. Только в сентябре она узнает мнение жюри о своем эссе на тему «Учитель — профессия дальнего действия». Теперь ей остается только дождаться очного тура, в рамках которого уже необходимо будет продемонстрировать мастерство ведения урока, участия в педсовете, составления учебной методики, образовательного проекта и формирования образовательной политики.

Символ конкурса совпал с профессиональным кредо Хавы — без самоотверженности и чуткого отношения к детям она не представляет свою работу.

— Современные стандарты образования призывают нас, педагогов, к тому, чтобы мы не просто хорошо знали свой предмет и преподавали его, но и чтобы мы не отставали от современных тенденций мирового развития. Сегодня мы должны учить детей социализироваться, адаптироваться под изменчивую действительность. В советское время детей со школьной скамьи готовили к определенной профессии. А сегодня мир настолько изменчив, что нельзя быть уверенным в востребованности актуальных сегодня профессий через 2-3 года. Сегодня сложно говорить о подготовке школьников к определенным призваниям.

Мир ускоряется, но это не значит, что учителя должны уподобиться вымирающим динозаврам. Мы должны развивать самих себя и готовить детей к изменчивым требованиям времени. Для этого нам необходимо выпускать личностей с правильным ценностным миром и универсальной любознательностью. Мы их должны учить «научаться», направлять, мотивировать, вызывать любопытство и интерес к познанию.

Человек сегодня должен быть универсалом, а педагог почти сверхчеловеком, который будет создавать условия для полноценного развития личности. Здесь еще важно не навредить. Ребенку необходимо оставить определенную свободу, чтобы не притупить его природные возможности. В каждом ребенке есть потенциал, пусть и разный у всех. Заметьте, что все дети хотят в школу, до начала ее посещения, но уже в 1-2 классе многие не желают туда ходить. Иногда в этом виновата догматическая среда обучения, которая изначально способствует формированию зависимого и пассивного ребенка, не развивая у него интерес, — рассказывает Хава.

Даже чрезмерную погруженность детей в виртуальный мир смартфонов и планшетов Хава не считает неразрешимой проблемой. В этом же виртуальном мире, считает она, можно найти способы обучать ребенка.

— Можно создать положительную образовательную среду в виртуальном мире, чтобы вовлечь детей в учебный процесс. Ведь сколько бы мы, взрослые, ни старались их отвлечь их от виртуального мира, процент детей, проводящих большую часть своего времени за компьютером или в различных гаджетах, только увеличивается. Значит, виртуальный мир нужно использовать во благо. К примеру, в России запущена электронная школа, которая будет дополнять обычные школы. Нельзя не упомянуть и об электронном Универсариуме, где предлагаются самые разные курсы для всех категорий граждан, — отмечает Хава.

Главным в педагогике Хава считает доброе и сердечное отношение к детям.

— Нужно просто любить каждого ребенка, и тогда ты сможешь до него достучаться. Ну, или, как минимум, уважать его достоинство. Нельзя его бить или кричать на него. Если же ребенок остается закрытым от учителя, то значит, педагог сделал не все, чтобы достучаться до него. Добро всегда действенно, — подмечает она.

Хава уверена, что в обществе также необходимо повысить статус учителя.

— Родитель сегодня должен понимать, что педагогика — это не услуга, не обслуживание. Всему обществу необходимо работать над тем, чтобы вернуть былой авторитет учителя. Вот на недавнем Всероссийском августовском совещании педагогических работников премьер-министр Дмитрий Медведев обещал подумать над тем, чтобы Министерство культуры серьезно занялось повышением статуса и престижа учителя. Журналисты также не должны оставаться в стороне от этого, равно как и сама педагогическая общественность, — говорит Хава.

В жизни Хавы большую роль играют люди с ограниченными физическими возможностями. Наверное, поэтому о них она говорит больше всего. В отношении этих людей обществу многое следует пересмотреть, считает педагог. Участием в конкурсе Хава стремилась озвучить, в первую очередь, проблемы инвалидов. Здесь следует отметить, что сама Хава, очевидно, не любит определение «инвалиды» для этих людей. Многократно упомянув о них в ходе беседы, она ни разу не употребила это слово. Даже в этой детали проскальзывает чрезвычайно чуткое и уважительное отношение Хавы к тем, кто волею Всевышнего оказался лишен какой-то из физических способностей.

— Мне кажется, что на некоторые важные вещи в обществе обращают недостаточное внимание. Ведь существуют определенные стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, особенно в плане организации их жизни. Правильная политика в отношении них — это не только пандус у входа, но и в целом их восприятие обществом. Мы привыкли жить так, словно эти люди живут в параллельном мире, не имеющим отношение к нам (общество привычно так разделять). Уровень сочувствия к ним и понимания их в обществе все еще очень низок.

Остается только повторить слова Жана Ванье: «Мы исключили эту часть из общества, и надо вернуть их назад в общество, потому что они могут нас чему-то научить». Был еще такой показательный случай на Паралимпиаде, когда в забеге споткнулся один участник. К нему подбежала другая участница с ДЦП и сказала: «Скоро все заживет». После чего все участники забега дружно взялись за руки и вернулись к старту. Разве нам нечему у них учиться?! Я часто пересекалась с этими людьми и знаю, что они порой бывают активнее и результативнее нас.

В прошлом году Россия впервые приняла участие в Международном чемпионате профессионального мастерства среди людей с ограниченными физическими возможностями Abilympics. Трое россиян завоевали бронзовые медали, продемонстрировав мастерство сварщика, парикмахера и дизайнера. Что примечательно — все они незрячие. Я думаю, что это есть доказательство того, что при усердном труде нет ничего невозможного.

Когда мне бывает плохо, я смотрю выступления Ника Вуйчича. Ведь он не останавливался из-за видимых препятствий, но многого достиг. И это мотивирует идти дальше, преодолевать трудности. Меня радуют те изменения, которые происходят в нашей республике по отношению к «особенным» людям. Поэтому сегодня важно заботиться о духовно-нравственном развитии детей, в том числе и об их правильном отношении к людям с ограниченными физическими возможностями, — отметила Хава.

Лучший педагог республики уверена, что в обществе, как в Ингушетии, так и в России в целом, существует серьезная проблема построения правильного отношения к людям с ограничениями по здоровью. По ее словам, сегодня делаются первые шаги на пути решения этой проблемы, и начинается этот путь с точки отправления — школы.

Хава является сторонницей инклюзивного образования. При совместном обучении детей с их сверстниками с ограниченными возможностями очевидную пользу получают обе группы детей, считает она. По мнению Хавы, детям с ограниченными физическими возможностями общество обязано дать возможность всестороннего обучения и живого общения с ровесниками. И именно в условиях инклюзивного образования эти дети будут наиболее успешно развиваться, обучаться и, главное, обретать навыки социализации. А их совместное обучение даст остальным детям прекрасную возможность выработки адекватного восприятия многообразия мира, повышения уровня сочувствия, толерантности и милосердия в целом.

— Опыт зарубежных стран, где наличествует долгосрочный опыт инклюзивного образования, показал, что помимо всего прочего, инклюзивная модель образования способствует, в том числе, и профилактике преступности в обществе. Инклюзивное образование — это возможность воспитания доброго начала и милосердия как в детской среде, так и в обществе в целом. Наше общество сейчас только в начале пути широкого внедрения инклюзивного образования. Есть, конечно, недочеты и определенные трудности, но это нормально в процессе становления, — сказала собеседница.

С 1 сентября вводятся стандарты организации инклюзивного образования.

— ФГОС дают ребенку выбор — обучаться инклюзивно в обычной школе, дистанционно на дому или же в специальных коррекционных школах. К инклюзивному образованию необходимо переходить обдуманно и не спеша. Сегодня не все школы могут сказать, что к этому готовы. Далеко не во всех российских школах инфраструктура архитектурно адаптирована под инклюзивное образование. А кроме материально вспомогательных характеристик есть много других составляющих успеха инклюзивного образования.

Новые образовательные стандарты, при их внедрении, открывают широкие возможности для детей с ограниченными физическими возможностями. Они предполагают такую должность педагогического работника, как тьютор, и не только. Англоязычное слово в российской реалии определяет персонального наставника, помощника для школьника-инвалида. Он должен не только сопровождать ребенка на уроке, но и во внеклассное время в школе, дополнительно разъяснять ему непонятое им из урочного материала. Тьютор совмещает в себе функции репетитора и опекуна. Конечно, тьютор (как и другие особые условия обучения) должен обеспечиваться при условии, что данная необходимость прописана в соответствующем медико-психологическом заключении ребенка.

Также по ФГОСу, при инклюзивном образовании, в классе должно быть меньше учеников, чем обычно. Это позволит педагогу рационально использовать урочное время, — подчеркивает Хава.

Она не считает, что инклюзивное образование, тьюторы и остальные возможности подобного обучения — это просто образовательные клише и отдаленная утопия. Напротив, Хава уверена, что рано или поздно все это будет массово внедрено в систему образования и станет нормой для российского общества. Для этого в первую очередь, считает она, обществу необходимо избавиться от стереотипов и не бояться трудностей.

В данное время Хава готовится к дальнейшему участию в педагогическом конкурсе.

— Региональный этап конкурса отличался сплоченностью конкурсантов. Я осталась благодарна им, а также организаторам конкурса и жюри за интересно проведенное время. Надеюсь достойно представить наш регион на федеральном этапе, чтобы оправдать надежды, возлагаемые моими учащимися, коллегами, родителями, которые поддерживали меня в течение всего регионального этапа, — отмечает она.

Об итогах участия Хавы в конкурсе «Лучший учитель России — 2016» мы сможем узнать к началу октября. Желать Хаве энтузиазма и оптимизма будет излишне, так как в них она не испытывает недостатка. Остается пожелать ей победы!