Всегда в строю

Салман Героев, как один из видных общественных деятелей Казахстана, считает, что сила только в единстве

«Степь Сарыарка, спасибо тебе за то, что в трудные годы сталинских репрессий ты приняла нас и уберегла от гибели. Спасибо сыновьям и дочерям казахского народа за протянутую руку дружбы. Мы никогда этого не забудем!»

Эти слова репрессированного ингуша, ныне видного общественного деятеля Казахстана Салмана Сайдаровича Героева стали девизом для всех вайнахов, которым выпала горькая участь разлуки с родиной и жить на чужбине в течение долгих тринадцати лет.

Как отмечают военные эксперты, такого массового насильственного переселения история еще не знала. В ходе этой операции на 177 эшелонах «спецконтингент» был направлен на поселение в Среднюю Азию и Казахстан.

Когда в феврале 1944 года над братскими народами нависла угроза, Салману было чуть более пяти лет, поэтому в его воспоминаниях проскальзывают только отдельные моменты или эпизоды из этих черных дней.

В селе Ахки-Юрт Чечено-Ингушской АССР, где родился С. Героев, по воспоминаниям старших, за две недели до высылки начали ходить слухи о том, что ингушей куда-то будут переселять, но в этот бред мало кто поверил. Уму непостижимо было вобрать в себя такой коварный замысел, когда целые народы отрывались от своих корней и выбрасывались по бескрайним степям и просторам Сибири. Но эти слухи оказались горькой правдой! И в день высылки, когда всех без разбора начали погружать в товарняки, многие каялись, что не наготовили впрок и не собрали самое необходимое.

Испытания, выпавшие на долю переселенцев по дороге в Сибирь, просто не поддаются описанию. Но не менее тяжелой была жизнь чеченцев и ингушей в местах вынужденного поселения, особенно в первые годы. Чтобы понять всю тяжесть этого акта вандализма, достаточно привести такие цифры, которые говорят сами за себя: за время нахождения в пути и в течение первых двух лет жизни в Сибири от невыносимых условий погибло около 50 процентов от общей численности населения чеченцев и ингушей. В основном это были дети, которые умирали от голода, холода и эпидемии тифа. На коротких, глухих стоянках, на безлюдных разъездах, в черном от паровозной копоти снегу хоронили трупы. Не разрешалось отходить от поезда более чем на 5 метров — стреляли на месте. Вот такой мрачной картиной предстает перед нами эта процессия, названная впоследствии геноцидом чеченцев и ингушей.

Салман Героев рассказывает: «Так вышло, что с помощью советской лживой пропаганды целые народы и сословия, высланные против своей воли, были овеяны печальной славой, в которой доминировали утверждения, что в Казахстан и Среднюю Азию везут не простых смертных, а настоящих людоедов и головорезов без рода и племени. В официальной же хронике спецпереселенцев называли не иначе, как «врагами народа». И это после того, как доподлинно было известно, что ни один немецкий солдат не переступил границ Чечено-Ингушетии. Более того, несмотря на то, что многие ингуши и чеченцы стойко и мужественно воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, после подписания Указа о переселении за вайнахами охотились по всему Советскому Союзу. Даже тех, кто защищал Советскую Родину, в разгар боев, предоставляя увольнительную, арестовывали и угоняли в Казахстан, Киргизию и Сибирь...»

Но, как показало время, мудрость народа победила и здесь: несмотря на холодный расчет вождей пролетариата с далеко идущими целями, холод и голод на местах невольного поселения, народ выжил, выстоял и сохранил своё лицо. Одним словом, торжество справедливости взяло верх над пресловутыми дешёвыми амбициями и зловещими предрассудками чиновников власти, и наперекор всему здравый смысл стал во главу угла и сделал свои независимые расстановки.

Из воспоминаний Салмана Сайдаровича видно, что, несмотря на то, что какая-то часть населения Казахстана в те годы поверила всё-таки в то, что вайнахи были пособниками фашистов и к ним по-человечески относиться нельзя, простые жители по доброте своей помогали и поддерживали ссыльных как могли.

— Особенно тяжелыми были первые годы ссылки, но благодаря казахам, которые протянули руку дружбы, многим удалось выжить, — рассказывает С. Героев. — Казахские степи стали домом для горцев на долгие тринадцать лет.

Прошло уже 73 года после этих массовых репрессий, но и сегодня многим историкам и архивистам приходится доказывать реальные факты произошедшего, чтобы трагедия чеченского и ингушского народов перестала быть «белым пятном» отечественной истории. Многие документы по данной тематике, находившиеся ранее на секретном хранении, в настоящее время рассекречены. Опубликованы десятки статей и монографий, посвященных февральским событиям 1944 г. в Чечено-Ингушской АССР.

По этому поводу наш герой сокрушается и говорит: «Сколько можно повторять, что не бывает виноватых народов?! Тем более что в подтверждение неизменности этой политической позиции вскоре появился президентский указ о реабилитации репрессированных народов, а в целях восстановления исторической справедливости в 1991 году был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов». Однако в прессе и Интернете до сих пор публикуются материалы и документы, подлинность которых вызывает сомнения. Но это не мешает некоторым лжеполитикам создавать на их основе какие-то кинофильмы и телевизионные передачи, искаженно трактующие события прошлого. Я уверен, что никому от этого не будет пользы, а вреда — сколько хотите!»

В 1957 году после восстановления Чечено-Ингушской АССР люди постепенно начали возвращаться на свою историческую родину. Однако на местах прибытия со стороны властей возвращающимся не оказывалось должной помощи. Во многих районах и населенных пунктах бывшей Чечено-Ингушетии люди попросту не могли въехать в свои дома и жить как раньше, потому что они были заселены чужими людьми.

Такое неблагоприятное обстоятельство явилось главной причиной того, что многие ингуши, остались жить в тех местах, где отбывали ссылку. Но в течение пяти-семи лет подавляющая часть вайнахов всё же вернулась на родину. В Казахстане и республиках Средней Азии остались на постоянное жительство несколько десятков тысяч человек.

Именно в те годы — во времена оттепели — Салман Сайдарович Героев понял, что должен воспользоваться моментом и учиться, чего бы это ему ни стоило. Получив после достижения совершеннолетия несколько рабочих специальностей, он не стал останавливаться на достигнутом, и в 1975 году окончил Целиноградский сельскохозяйственный институт по специальности «ученый-агроном». Спустя тринадцать лет после этого С. Героев получает второе высшее образование в инженерно-строительном институте г. Целинограда. Молодой ученый дополнительно получает профессию инженера-строителя, которая так пригодилась ему в дальнейшей жизни.

Так получилось, что семья нашего героя стала одной из немногих, которая решила не испытывать судьбу и остаться жить там, где уже обосновалась и привыкла. Тем более что не было никакой уверенности в том, что сменившаяся власть Советов не предпримет новых мер по уничтожению кавказских народов, как это делалось ранее не раз.

В овеянные целинной романтикой шестидесятые годы Салман Сайдарович Героев был энергичным комсомольским вожаком, работал первым секретарем Вишневского (ныне Аршалинского) райкома ВЛКСМ, а также находился на ответственной партийной и хозяйственной работе.

Когда Целиноград изнемогал от жажды и нужно было решить главную жизненную проблему — проблему воды, он, будучи одним из руководителей области, активно работал на строительстве комплекса Вячеславского водохранилища. Он и его товарищи выполнили задачу государственного задания и показали всему миру высший технический пилотаж, обеспечив население чистой водой. Необходимо отметить, что Вячеславское водохранилище существует по сей день и славится одним из самых экологически чистых водоёмов Казахстана.

Можно с уверенностью сказать, что за плечами С. С. Героева имеется активная политическая жизнь: он был депутатом всех уровней, начиная от Вячеславского поселкового совета и кончая до Верховного Совета Республики Казахстан. Салман Сайдарович избирался членом обкома и членом бюро райкома Компартии Казахстана, делегатом съездов ВЛКСМ и Коммунистической партии Республики Казахстан. В сложное время выборов президента Республики Казахстан в 1999 году возглавлял областной общественный штаб в поддержку кандидатуры Нурсултана Назарбаева на пост главы государства, создавал в Акмолинской области партийную организацию «Отан» и в течение семи лет активно работал первым заместителем председателя областного филиала этой партии.

Ныне Салман Героев является членом Ассамблеи народа Казахстана, председателем Совета руководителей этнокультурных объединений столицы, заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана г. Астаны.

По словам его сверстников, благодаря исключительному трудолюбию, настойчивости и общительному характеру, Салман Сайдарович является одним из авторитетных и почитаемых людей не только в столице, но и республике. Его активная жизненная позиция и такие черты характера, как добропорядочность, честность и бескорыстие, стали для многих соотечественников примером для подражания.

Все, кто знает Салмана Сайдаровича, с теплотой и признательностью отмечают его чуткость и внимание к людям, а также умение находить дипломатический подход в решении самых сложных межнациональных вопросов. В каждом его выступлении на форумах, встречах и других мероприятиях звучат призывы к дружбе, согласию и объединению за мир во всем мире. И поэтому несложно догадаться, почему именно кандидатура Салмана Героева была выдвинута соотечественниками для утверждения на должность руководителя этнокультурного центра «Вайнах» в Астане, который был создан в 1990 году по инициативе старейшин вайнахского народа Султана Хамхоева, Ибрагимхаджи Генишева, Саварбека Оздоева, Ильяса Наурузова и других деятелей.

При этом надо отметить, что первые национальные культурные центры в Казахстане начали создаваться в конце 80-х годов прошлого столетия. В это время еще существовала Чечено-Ингушская АССР, и, естественно, центры регистрировались как чечено-ингушские.

В настоящее время заместителями С. Героева и его верными помощниками являются: Хамхоев Сайфудин Султанович, депутат Маслихата г. Астаны, генеральный директор консорциума «Беркат»; Солсанов Башир Уматгиреевич, депутат Маслихата г. Астаны, генеральный директор ТОО «Астанаводсервис»; Докаев Ахмед Алиевич, предприниматель, пользующийся авторитетом и уважением в народе.

Глава ингушского этнокультурного центра «Вайнах» с первых дней функционирования своего учреждения поставил перед собой такие задачи, как участие работников центра в общественно-политической жизни города и республики, изучение истории, культуры, обычаев, традиций вайнахского народа, их сохранение и развитие, а также работа с молодежью, ее воспитание на лучших традициях вайнахского народа и в духе казахстанского патриотизма.

Главенствующими звеньями между сферами деятельности центра всегда являлись сохранение традиционной мусульманской религии и установление связей с этнической родиной вайнахов. Всё это, по словам Салмана Сайдаровича, делается в целях укрепления межнационального согласия и стабильности в обществе.

Подводя общую черту под основными формами деятельности центра, Салман Сайдарович в телефонном разговоре с нами сказал, что все мероприятия, проводимые ингушским центром «Вайнах» в Казахстане, преследуют одну-единственную цель, которая ставилась перед вайнахской диаспорой во все времена. Это сохранение мира и укрепление межнационального согласия между народами, населяющими наши страны — Россию и Казахстан.

Параллельно с этой задачей общественные деятели и работники культуры, сотрудничающие в этнокультурном центре ингушей совместно с ведущими учеными в различных областях, неустанно работают над формированием казахстанской идентичности, консолидации этносов вокруг коренного казахского народа, изучении истории, культуры, языка, традиций и обычаев народов, населяющих этот дивный край. И можно с уверенностью сказать, что очень большая заслуга в этом принадлежит ныне действующему председателю совета ингушского национально-культурного центра «Вайнах» г. Астаны Салману Сайдаровичу Героеву.

Но, говоря о его трудовых победах и удачах, хочется всё-таки остановиться на том, что ему в жизни удалось сделать самое главное — быть Человеком с большой буквы, при этом оставаться им в самых трудных ситуациях и сохранить верность избранному пути. Только великий дар свыше способен дать хорошему человеку возможности и силы для создания им вокруг себя атмосферы взаимопонимания для побуждения людей к добрым намерениям и деяниям.

Салман Сайдарович и сегодня, как в годы комсомольской юности, молод душой, подтянут, энергичен, бодр и активен в общественной и политической жизни столицы. Он — хороший семьянин, счастливый отец и мудрый дедушка. По словам нашего героя, весь секрет его активности и молодости заключается в том, что он всю жизнь старался жить честно и открыто. Эти, несомненно, лучшие качества в характере позволили Салману Героеву оставить на земле хороший след, что является главным предназначением человека.

Газета «Ингушетия» выражает признательность Салману Сайдаровичу за интересную беседу и содействие в подборе материалов о диаспоре в Казахстане и желает ему дальнейших творческих успехов и крепкого здоровья.