Острым пером

Семнадцать лет жизни без «Крокодила»

Если вам за 50 или немного меньше, то вы должны помнить, как ребенком, оставшись дома в дождливую погоду без телевизора, вам становилось очень скучно, ведь тогда не было таких навороченных средств связи, которыми могут баловать себя современные дети. Но в ту пору на помощь приходил журнал со смешным названием «Крокодил», который спасал от серой скуки.

На обложке обычно жгла сатирой карикатура, а внутри можно было найти поучительный кроссворд, несколько забавных шаржей и смешную рубрику «Нарочно не придумаешь». Хотя мысль, что «юмористический» журнал мог бы быть и посмешнее, иногда, конечно, приходила в голову. Но сегодня, узнав подробнее историю жизни журнала, понимаешь, что изданию не просто было быть таким смешным.

«Крокодил» появился на свет в августе 1922 года, вскоре после окончания Гражданской войны. Удивительно, но тогда в России новые издания возникали едва не каждую неделю и порой так же стремительно исчезали. И самое странное то, что большинство этих СМИ были сатирическими: наверное, молодой, голодной и нищей стране были необходимы ехидные стихи, частушки, анекдоты, карикатуры разной степени злобности — СССР до зарезу надо было ругаться, огрызаться, высмеивать и критиковать всех вокруг.

Кто не помнит, как красный Крокодил рисунками, стихами и прозой клеймил белоэмигрантов, вредителей, изнеженных интеллигентов, не принимающих советскую власть, церковников, спекулянтов, самогонщиков и мещан, стремившихся к сытому и тихому быту наперекор бурям «нового времени». Редакционной коллегии строить рабочие планы на постоянной основе помогали ведущие писатели, поэты и другие представители интеллигенции.

С новорожденным журналом с самых первых дней издания активно сотрудничали такие интересные и талантливые люди, как Владимир Маяковский, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров и многие другие. Но позже к этому числу гениальных людей присоединились и менее известные широкому кругу читателей писатели и журналисты из северокавказских республик, которые периодически подпитывали издание своими новыми наблюдениями и заметками.

В канун очередной годовщины рептильного журнала мне вспомнилось, как в конце 70-х годов прошлого столетия группа пишущих людей из Назрановского района ЧИАССР, которые сотрудничали в качестве штатных и внештатных корреспондентов в газете «Путь Ленина», объединившись, начали тесно контактировать с юмористическим изданием союзного значения.

В эту группу входили небезызвестные ингушскому читателю того времени журналисты Муса и Магомед Албогачиевы, Магомед Муталиев, Муса Костоев и другие (к сожалению, не помню всех поименно), которые всегда писали «острым» пером и были понятны простому люду, хотя для властных структур своими творениями нередко создавали определенные неудобства и проблемы.

В заметках и фельетонах наших авторов нередко высмеивалось предвзятое отношение коммунистической пропаганды к советскому народу, а в самом оформлении этих статей было много от отваги народного авангарда, который стоял всегда на голову выше своих властителей.

Но со временем рубленая, агрессивная манера критических материалов немного смягчилась: рядовому потребителю было не слишком интересно рассматривать до предела стилизованные фигурки шарообразных буржуев и прямоугольных рабочих.

Цели карикатур тоже стали не такими серьезными, теперь их героев предполагалось не уничтожать, а перевоспитывать, переводя всё на более безобидную шутку.

Помню, как в одном из номеров «Крокодила» в 1979 году вышла небольшая заметка одного из наших ребят, где автор в качестве ЛИДа привел содержание приказа директора совхоза «Назрановский», который написал в буквальном смысле следующее: «Тракториста Ажигова Беслана Тахировича уволить с работы в связи со смертью. Основание: личное заявление».

Дальше шла очень интересная трактовка этого административного акта, которая не могла быть незамеченной действующими органами власти, а директору совхоза такая публикация стоила должности. С тех пор он, говорят, люто ненавидел журналюг, как он их называл.

Говоря о «Крокодиле», совершенно невозможно не сказать о Кукрыниксах, где каждый слог кукующе-рычащего словечка был частью имени художника: «ку» — Н. Куприянов, «кры» — П. Крылов и «никсы» — Николай Соколов, которому досталось целых два слога. Карандашу и перу Кукрыниксов принадлежат, пожалуй, самые выразительные и «отрицательно-харизматичные» карикатуры времен Великой Отечественной войны

После войны журналу в очередной раз пришлось приспосабливаться к новым условиям, цели его «сатирических обстрелов» опять поменялись. Пока главным врагом СССР оставалась фашистская Германия, вся злая энергия «Крокодила» доставалась ей и ее союзникам.

Перед журналом была поставлена новая задача: «обличать расхитителей общественной собственности, рвачей, бюрократов, проявления чванства, угодничества и пошлости». Ну и «врагов народа», конечно. Остановили эту вакханалию только смерть Сталина и последовавшее за ней развенчание культа личности.

«Крокодил» этих лет стал довольно снисходителен ко многому в СССР не запрещенному, но не вполне одобряемому — например, к религии.

Вслед за временами мягкими вновь пришли времена жесткие, и «Крокодил» с новыми силами принялся клеймить наших собственных бюрократов, пьяниц, взяточников, халтурщиков и прочих, что и продолжал практически до самой перестройки.

Свою печальную кончину журнал предсказал еще в голодном 1992 году, но пережив это суровое время популярнейший журнал «Крокодил», в лучшие годы насчитывавший более шести миллионов подписчиков, почти незаметно скончался в 2000 году от недостатка финансирования. Правда, были попытки его реанимировать, но безуспешно. Вот так и закончилась история журнала «Крокодил», которого нам так не хватает сегодня.