Лидия Нальгиева: Шахтёр проникает в недра земли, а квалифицированный педагог — в душу ребёнка

Почему Лидия Лячиевна Нальгиева выбрала именно эту профессию? Наверное, так должно было быть. В жизни ничего не бывает случайного.

Школу в городе Грозном она окончила с золотой медалью. Педагоги у неё были самые замечательные, видимо, это отчасти стало определяющим в выборе ею профессии учителя. Особый интерес она проявляла к истории и потому после окончания школы сдала документы на самый «конкурсный» факультет Чечено-Ингушского государственного университета. К тому же она должна была доказать, прежде всего себе самой, обоснованность полученной золотой медали. Так оно и вышло.

Учёба на историческом факультете была нелёгкой, но очень интересной. Будучи на последнем курсе, девушка вышла на работу учителем истории и в первые же дни поняла, что сделала правильный выбор.

— Мне дали одиннадцатый класс, — вспоминает Лидия Лячиевна. — Пришла я в школу в синем платье с белым воротничком, они тогда были в моде, и очень походила на старшеклассницу, коей меня и признали мои рослые ученики, многие из которых выглядели намного старше меня. И вот один из них спрашивает: «Ты как училась в школе?» — «На отлично», — отвечаю я робко. «Тогда садись со мной рядом, — говорит он, — будешь мне помогать». Пришлось ему объяснить, что я не новенькая ученица, а новый учитель. Эти ребята-выпускники оказались на редкость достойными и порядочными людьми. Они так расположили меня к себе, что никаких сомнений по поводу будущего преподавания в школе у меня больше не возникло.

Однако Лидия Лячиевна не любит кривить душой. Она признаётся, что не раз хотела бросить всё и бежать, не оглядываясь, из школы, но это были мимолётные желания, и они так же быстро уходили, как и возникали в её мыслях.

— Если ты однажды вошёл в эту реку, то выйти из неё уже невозможно, — говорит она. — Скажу честно, в школе с детьми ты всегда обновляешься, а о том, что среди них ты становишься искренней и чище душой, то в этом нет никаких сомнений. Воспитывая чувство прекрасного, ты и сам стремишься к совершенству. К тому же вокруг меня столько знакомых людей — бывших и настоящих учеников и их родителей. А рядом — коллеги, единомышленники, которые всегда тебя поймут и всегда пойдут навстречу. Мне кажется, и я даже не сомневаюсь, что коллектив педагогов — это особые отношения, тёплые и доверительные.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в наше время быть педагогом очень ответственно и тяжело. Учитель и его слово, к сожалению, не так ценятся, как раньше. И учителем может работать только тот, кто обладает огромной душой и огромным терпением.

— Часто вспоминаю прочитанное как-то в одной книге сравнение профессии педагога с трудом шахтёра, — говорит Лидия Лячиевна. — И если шахтёр спускается в глубину земли, чтобы добыть полезное ископаемое, то учитель проникает в самую душу ребёнка. И не дай Бог сделать неправильное движение — обвал неминуем. А зато есть возможность найти изумруд, дать свет этому самому открытию. Согласитесь, это ведь прекрасно.

Есть, конечно же, сложности в нашей работе. Очень важно найти правильное решение в сложившейся ситуации, ведь мы имеем дело с детскими душами. Важно принять каждого ребёнка как состоявшуюся, самодостаточную личность, с которой надо считаться. И тогда всё получится. К тому же сложности компенсируются и радостями — хорошими учениками, достойными родителями, волнительными минутами 1 сентября и 25 мая, переживаниями на ЕГЭ и переполняемым ощущением счастья от того, что твои дети успешно преодолели барьеры познания и различных жизненных перипетий.

Есть в жизни Лидии Лячиевны и такие минуты, которые ещё раз говорят ей о верности избранного пути.

— Идешь по улице, и тебя вдруг останавливает незнакомый человек и спрашивает: «Вы меня не узнаёте?» — говорит Лидия Лячиевна. — Оказывается, это бывший ученик или ученица, так выросли, что узнать в них вчерашних школьников просто невозможно. Или вот в Грозном в 2010 году. Меня среди людей окликает большой человек с бородой и по-доброму так обнимает, как маму. Оказалось — это ученик с того самого 11-го класса, первого моего выпуска. Столько радости предоставила мне эта встреча, столько тёплых воспоминаний. Или вот недавно останавливает машину бывший ученик. А я как раз опаздывала на работу. Он любезно подвозит меня и так уважительно расспрашивает о школе, об учениках, признаёт нелёгкий труд педагога. В школе он запомнился мне не лучшим учеником, к тому же был любитель пошуметь, побаловаться, а теперь вот само достоинство и совершенство. Как выяснилось, к тому же, я у него «единственный любимый педагог». И знаете, я так расчувствовалась после этих слов. Такое признание многого стоит. Ты понимаешь, что труд твой не был напрасным. И это, наверное, самый главный показатель успешности педагога.

Общий педагогический стаж у Лидии Лячиевны более 31 года. Работает она в общеобразовательной школе № 20 города Малгобека. Помимо школьных детей, у неё ещё два сына и дочь. Двое старших — студенты медицинского института, а младший сын решил освоить таинства компьютерной технологии. «Самое большое моё желание, — говорит она, — это видеть своих учеников, своих детей успешными, образованными и счастливыми людьми».



Лидия Лячиевна Нальгиева — учитель высшей категории, почётный работник общего образования Российской Федерации, номинант Всероссийского конкурса с международным участием «Учитель будущего — 2016», участница Международной научно-практической конференции «Учитель создаёт нацию», победитель ХIII республиканской научно-исследовательской конференции «Любовью к родине дыша». Её подопечные не раз становились победителями и участниками международных молодёжных престижных чемпионатов, а фонд Андрея Сахарова выпустил книгу с работами её учеников по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».