Знакомство с городами России

Школьники Ингушетии в Санкт-Петербурге

Доброй традицией стало знакомство школьников республики с городами России. В начале октября группа из тридцати человек в сопровождении трёх воспитателей отправилась в город на Неве. Много положительных эмоций получили ребята от этой поездки, познакомились с местными достопримечательностями, историческими памятниками. О том, как проходила экскурсия, рассказывает воспитательница Залина Оздоева.

— Исполняя поручение Президента РФ Владимира Путина популяризировать культурное наследие народов Российской Федерации и приобщать молодёжь к истории и культуре России, Комитетом РИ по туризму была организована наша поездка, — рассказывает она. — В количестве 30-ти детей мы выехали поездом «Владикавказ — Санкт-Петербург». По прибытии на место нас радушно встретила на железнодорожном вокзале с табличкой «Ингушетия» гид, замечательная женщина Татьяна Васильевна Шмиттат, которая сопровождала нас на протяжении всех трёх дней нашего пребывания в городе. Сразу же нас разместили в одной из лучших гостиниц, где был организован и шведский стол. Программа экскурсии была достаточно обширная, не только дети, но и мы, взрослые, узнали много нового об истории Санкт-Петербурга.

Знакомство ребят с городом состоялось в первый же день. В распоряжение группы был предоставлен комфортабельный автобус, который возил их по всем запланированным экскурсией местам. Живой рассказ гида заставлял быстрее работать воображение детей, представляя события, которые происходили в разные периоды в жизни старейшего города Питера. Побывав в Петропавловской крепости, учащиеся узнали много полезной информации. По словам гида, крепость Санкт-Петербург (Петропавловская) основана 16 (27) мая 1703 года на небольшом острове в дельте Невы для обороны русских земель, захваченных Швецией еще в XVII веке и отвоеванных в ходе Северной войны (1700-1721). В истории Санкт-Петербурга Петропавловской крепости принадлежала особая роль. На Заячьем острове начинался город, будущая столица Российской империи. Здесь находился первый храм города — собор Святых Петра и Павла, были возведены лютеранская церковь Святой Анны, Главная аптека, деревянное здание Сената, Монетный двор и дом коменданта города. Рядом с Петропавловской крепостью формировался торговый и административный центр раннего Петербурга, располагался порт и первая городская площадь — Троицкая.

Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение. Однако начиная с 1704 года, когда на территории Заячьего острова начал формироваться первый центр Петербурга, здесь возводились различные здания и сооружения. Со временем они образовали уникальный архитектурный ансамбль, в котором памятники разных эпох и стилей слились в единое гармоничное целое. Главная архитектурная и высотная доминанта крепости — величественный Петропавловский собор. Заложенный 29 июня 1703 года в центре строящейся крепости, деревянный собор стал первой церковью Петербурга. 8 июня 1712 года Петр I заложил здесь каменный храм. Это здание — один из наиболее значительных памятников раннего русского барокко, которое также называют «петровским». Дети, довольные увиденным, фотографировались на память рядом с историческими местами.

Далее маршрут пролегал к киностудии «Ленфильм», где ребята воочию увидели многие принадлежности, которые были задействованы в известных фильмах, снятых на данной киностудии. Их вниманию были представлены костюмы актёров, в которых они снимались. Из уст экскурсовода школьники узнали, что старейшая российская киностудия основана решением Наркомпроса 30 апреля 1918 года. Она называлась тогда ПОФКО (Петроградский окружной фото-кинокомитет), который затем был переименован в «Севзапкино». В 1934 году, поменяв несколько наименований, студия получила название «Ленфильм».

Первый художественный фильм «Уплотнение» был снят на киностудии в 1918 году. В 1930-е годы ХХ века на киностудии были поставлены фильмы, ныне ставшие классикой отечественного кино: «Трилогия о Максиме» режиссеров Козинцева и Трауберга, «Пётр Первый» В. Петрова, «Депутат Балтики», «Чапаев», «Человек с ружьём» и др. В годы Великой Отечественной войны киностудия «Ленфильм» была эвакуирована в Алма-Ату (1941-1944) и вошла в состав Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС). Операторы «Ленфильма» вели документальные съёмки на фронтах и в осаждённом Ленинграде. На «Ленфильме» снято около 1500 игровых, документальных, телевизионных фильмов, ставших мировой киноклассикой.

Много вопросов возникало у ребят, слушая исторические сведения, и они удовлетворили свое любопытство, получив ответы на них. Особый восторг у детей вызвал гараж, где стояли разные старые модели автомашин, которые использовались в различных съёмках. И здесь наши экскурсанты немало пощёлкали фотоаппаратами, стараясь запечатлеть всё на плёнке.

В Мариинском театре, куда дальше отправились школьники, их ждал небольшой спектакль в исполнении оперных артистов. По словам Залины Оздоевой, театр произвел на ребят огромное впечатление, величественное здание которого поразило воображение своим лоском.

«Мариинский театр — один из крупнейших на территории России театров оперы и балета. Он сыграл ведущую роль в процессе становления русского оперного и хореографического искусства. Оперная и балетная труппы театра считаются лидерами среди отечественных и зарубежных коллективов. В число лучших симфонических коллективов мира входит и оркестр театра под управлением Валерия Гергиева. В репертуаре театра — классические постановки, современные спектакли и мировые премьеры композиторов и хореографов», — рассказывала гид своим слушателям. На протяжении разных периодов Мариинский театр реконструировался. И в этом году на основной сцене театра шли реставрационные работы. Правда, это не испортило впечатлений учащихся, которые были переполнены возвышенными чувствами от увиденной красоты.

На второй день пребывания в Санкт-Петербурге, в сопровождении гида, школьники отправились в Старую Ладогу, в первую столицу Руси. Как рассказывала гид Татьяна Васильевна, Старая Ладога — небольшая деревенька в Ленинградской области с великим прошлым, некогда являлась одним из десяти крупнейших русских городов. Сегодня из числа других деревушек ее выделяет древняя крепость, стоящая на высоком берегу Волхова, и несколько старинных монастырей и церквей за ее пределами. В настоящее время Старая Ладога является музеем-заповедником.

Первая экспозиция музея открылась в 1971 году, а сама идея его создания появилась еще в начале XX века. Статус историко-архитектурного музей получил в 1984 году, сейчас он называется музеем-заповедником федерального значения. Ладожская каменная крепость конца IX века уникальна и не имеет аналогов в русском оборонном зодчестве. Крепость была сооружена из известняковых плит, сложенных на глине, без применения извести. Открытие санкт-петербургскими учеными старейшей среди известных на Руси каменной крепости явилось событием огромного значения. Ладожская крепость стоит в одном ряду с подобными сооружениями Западной Европы. В настоящее время крепость в Старой Ладоге охраняется государством и работает как исторический музей. В одном из зданий во дворе крепости действует краеведческий музей. В этом музее ребятам тоже было интересно фотографироваться, что они и делали.

Усвоив много нового для себя, почерпнув исторические сведения, связанные с городом, группа ребят возвратилась в гостиницу, где они могли и отдохнуть, и вкусно поужинать в ресторане гостиницы, где им был предоставлен шведский стол.

На третий день по программе было запланировано посещение этнографического музея.

— Он действительно поражает своими масштабами — высоченные потолки, мрамор, колонны и экспонаты, экспонаты, экспонаты..., — говорит Залина Оздоева. — Наш маршрут был посвящен истории и быту народов Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья, Северо-Запада, Прибалтики. Экспозиция в музее была очень интересной. Каждой народности посвящен отдельный уголок, где можно увидеть ростовых кукол в традиционных национальных костюмах, предметы быта, оружие, украшения, фотографии реальных людей и событий, а также почитать информацию об экспонатах. Вот, например, башкиры отдыхают у своей юрты из овечьей шерсти. Экскурсовод подробно рассказывала ребятам о каждой народности.

Музей экскурсантам очень понравился, каждый получил много положительных эмоций. После посещения этнографического музея группа ингушских школьников отправилась на автобусе смотреть достопримечательности Питера. Ребята побывали также на Дворцовой площади, где происходило много исторических событий. Там тоже фотографировались на память, чтобы увезти с собой в Ингушетию воспоминания о пребывании в Санкт-Петербурге.

— Время, отведённое нам для экскурсии, незаметно пролетело, — рассказывает Залина Оздоева, — и мы, тепло попрощавшись с нашим гидом, собрались в обратную дорогу, в Ингушетию. Санкт-Петербург оставил у нас самые яркие впечатления. Было очень грустно расставаться с этим легендарным городом.

Маршрут учащихся завершила обзорная экскурсия по городу на Неве. Набережные, мосты, каналы и дворцы Санкт-Петербурга, потрясающая атмосфера создали чудесное настроение, с которым ребята и вернулись домой.