Творческий путь в большом кинематографе

Суламбек Мамилов: «Мой главный фильм ещё не снят»

На этот раз в свою родную Ингушетию Суламбек Мамилов приехал вместе с делегацией Союза кинематографистов России для участия в мероприятиях, приуроченных ко Дню российского кино.

В ночь с 27 на 28 августа 2016 г. в городах Ингушетии, как и по всей стране, проходила всероссийская акция «Ночь кино», в которой приняли участие не только жители нашей республики, но и гости из Москвы — соратники и коллеги по работе нашего прославленного режиссера Суламбека Мамилова: заслуженный артист России Сергей Колесников, заслуженный деятель искусств города Москвы Светлана Свибильская, советский и российский актер театра и кино Анатолий Журавлев, известный кинорежиссер Ратмир Льянов и другие.

Много теплых слов было сказано гостями в адрес жителей нашей республики — самого молодого субъекта Российской Федерации. Также у собравшихся была хорошая возможность обратиться с поздравлениями к любимому ингушскому актёру и режиссеру Суламбеку Мамилову, который 27 августа — в День кино — отмечал и свой день рождения тоже. По этому поводу хочется привести одно высказывание от давней поклонницы С. Мамилова в соцсетях, которая пишет буквально следующее: «Как интересно, друзья! Именно в День советского кино родился этот талантливый актёр и режиссер! А как он сыграл Казбича?! М. Лермонтов был бы очень доволен им! И интересный, и красивый — просто молодец!»

Творческий путь в большом кинематографе у Суламбека Мамилова начался более полувека назад в фильме «Герой нашего времени», в котором наш соотечественник сыграл одну из главных ролей — роль Казбича. Сыграл так, что кинокритики высоко оценили работу Суламбека, а известный лермонтовед Ираклий Андронников писал, что Казбич в исполнении Мамилова «абсолютно лермонтовский персонаж».

Видный общественный деятель, большой патриот своей страны Суламбек Мамилов, согласно собственноручной записи его отца в семейной книге, родился в городе Орджоникидзе (ныне — Владикавказ) 27 августа 1937 года, но во времена далёкой ссылки, когда наступило время получать паспорт, год рождения Суламбека зарегистрировали 1938 годом, что давало возможность не ходить в комендатуру расписываться. Будучи совсем ребенком, он познал все тяготы и лишения тех горестных и трагических лет. Обычно в таких случаях, когда речь идет о людях, побывавших в ссылке и познавших эту немыслимую разлуку с родиной, принято более подробно описывать реалии того времени глазами очевидцев, но я на этот раз позволю себе немного повременить с описанием трагических событий февраля 1944 года, чтобы чуть позже вернуться к теме депортации. А пока я продолжу свой рассказ о том, каким плодотворным оказался весь жизненный путь нашего соотечественника Суламбека Мамилова, с которым мне удалось встретиться, выкрав свободный часик-другой между важными встречами и ответственными мероприятиями с его участием.

После возвращения депортированных народов из ссылки, молодой Суламбек сразу же поступает учиться в Грозненский пединститут, но через два года переводится на актерский факультет ЛГИТМиК, который успешно оканчивает в 1962 году. Этот перевод из одного вуза в другой был осуществлен им не иначе, как по зову сердца, потому как с юных лет наш герой просто грезил желанием стать артистом. И он не на словах, а на деле доказал свою внутреннюю привязанность к творческому ремеслу перевоплощения, будучи ещё профессиональным актером Чечено-Ингушского государственного театра им. Ханпаши Нурадилова, в стенах которого Суламбек проработал вплоть до поступления на высшие курсы режиссеров и сценаристов. Художественному мастерству Суламбек Мамилов учился у таких известных на всю страну творческих светил, какими были Марлен Хуциев, Александр Алов (Лапскер) и Владимир Наумов. Первые семь лет после окончания высших режиссерских курсов начинающий режиссер-сценарист отдал Северо-Кавказской студии телевидения, и они были для него вполне плодотворными. Наполненный практическими и теоретическими знаниями, в 1977 году Суламбек Мамилов в качестве режиссёра переходит на Одесскую киностудию, годы работы в которой стали для него приобретением кинематографического опыта и больших друзей — известных деятелей кино Станислава Говорухина, Геннадия Карюка, Бориса Невзорова, Татьяны Друбич и многих других талантливых работников Одесской киностудии.

О своей первой роли в кино Суламбек рассказывает охотно и с улыбкой. В 1964 году, когда в фильме «Герой нашего времени» все роли были утверждены, а Суламбек играл на сцене Грозненского драмтеатра, в городе случайно оказалась съёмочная группа во главе с режиссёром Станиславом Иосифовичем Ростоцким, которая решила посетить спектакль «Бэла». И когда Суламбек узнал об этом, он решил проделать какой-нибудь трюк на сцене, чтобы показать высоким гостям нашу кавказскую удаль. И вместо того, чтобы убежать за кулисы, когда по сценарию угнали его лошадь, он сделал двухметровый прыжок с места и прыгнул в окно декораций. До сих пор не понимает, как не разбился тогда, ведь за окном сразу начиналась кирпичная стена. Станислав Ростоцкий и весь зал были в изумлении от увиденного, и аплодировали актёру стоя. Вот это изумление московского режиссера и решило всю дальнейшую судьбу молодого человека с мужественным лицом. Справившись о самочувствии Суламбека после падения, Ростоцкий тут же предложил ему попробовать себя на роль Казбича в кино, и он согласился. После роли Казбича, Суламбека много раз приглашали на разноплановые роли. Но с актёрской судьбой Мамилов решил расстаться, так как всегда хотел заниматься режиссурой.

Первым фильмом начинающего режиссера С. Мамилова стала картина под названием «Цвет белого снега» с Мариной Нееловой в главной роли. Эта экранизация стала одновременно его дипломной работой, которую снимали в Ленинграде, где и учился сам режиссер. Следующим по списку стал фильм «Особо опасные», отснятый им на базе Одесской киностудии. Оттуда Суламбек Мамилов был приглашен в Москву для участия в работе над созданием фильма «Дамское танго», который хорошо известен широкому зрителю. Сказали, что в случае удачной съемки, его могут зачислить в штат студии им. М. Горького, и поэтому он постарался сделать так, чтобы этот фильм стал одним из самых содержательных фильмов отечественного кинопроката.

Народный артист РФ, актёр Борис Новиков, вспоминая время совместной работы с Суламбеком, рассказывает: «Во время съёмок в фильме «Дамское танго», в котором я тоже сыграл небольшую роль, у меня была прекрасная возможность понаблюдать за трудовым процессом маэстро в лице Суламбека Ахметовича. И вот что я вам скажу. Ну, вроде, горец — режиссер-то? С гор спустился, как у нас говорят. А снял картину «Дамское танго» так, как будто не на Кавказе родился, а где-нибудь под Псковом или под Рязанью. Это говорит о том, что у этого режиссера есть огромный потенциал, хороший вкус и высокая школа киномастерства. Такой режиссер, как Суламбек Мамилов, постоянно дружит не только с головой, но и с чувствами. Режиссеры, как мы знаем, мыслители. Но я ничего против не имею, мыслить — хорошо, только плох тот режиссер, который не обладает чувствительностью. А Суламбек Мамилов как раз таки и относится к той категории работников кино, которые, кроме трезвой головы на плечах, умеют ещё и чувствовать сердцем. Это редкостное явление, я вам скажу, когда режиссер и актер в одном лице не просто снимает или снимается в кино, а пропускает через себя всё, что выдаёт зрителю. Наверное, поэтому Суламбеку Ахметовичу удается так проникновенно снимать картины. Более того, я больше чем уверен, что такой честный режиссер никогда ни за какие деньги не будет снимать чернуху. Это очень сильная натура от земли своей, от природы, от корней своих предков».

С 1980 года С. Мамилов начал снимать картины на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького. Снимал документальные, музыкальные и художественные ленты. Многие фильмы заслуженного деятеля искусств С. Мамилова хорошо известны широкому зрителю. Все они без исключения выделялись особой колоритностью, но наибольшая популярность зрителей выпала на долю фильма «Ночевала тучка золотая», снятого им по одноименной повести Анатолия Приставкина. Надо сказать, что с этим фильмом режиссер объехал почти полмира, и везде их встречали бурной овацией.

Писатель А. Приставкин, вспоминая своего соратника и большого друга Суламбека, рассказал нам, как они познакомились, и с чего начиналась работа над картиной. «Однажды ко мне приехал человек, за которым ощущалась сперва, а потом и узнавалась огромная биография. И ничего он не просил, как некоторые другие киношники, и хорошо, что я сразу понял, что он — не такой, как все. Он какой-то особенный, подумал я тогда. Да, я сейчас смело могу сказать, что Суламбеку чужды коммерческие отношения в работе. Для него самое главное — творческий процесс, искренность в воспроизведении и желание донести до зрителя самую суть содержания художественного произведения. В глаза не видя ни одного фильма, снятого им, я каким-то чутьем понял, что Суламбек Мамилов именно тот человек, которому можно доверить экранизацию моей повести, главной повести в моей жизни. Я, конечно, не знал, какой фильм он снимет: плохой или хороший, но зато я твёрдо знал, что если человек (в данном случае режиссер) сам выстрадал эту боль, о которой пишется в произведении, то он сначала пропустит через всю свою душу весь материал и потом только его выдаст. Так и случилось. Наш творческий союз с чрезвычайно талантливым мастером кино Суламбеком Мамиловым стал тонким слиянием двух главных творческих компонентов — автора книги и режиссера в фильме «Ночевала тучка золотая», который стал визитной карточкой для нас обоих».

Не менее удачными для режиссера стали такие работы, как художественный фильм «Убийство на Ждановской», документально-исторические картины «Ингушетия. Вчера. Сегодня. Завтра», «Мелодии гор», «Забытые герои Бреста», «Покушение. Дело 2004 года» и другие. В 2012 году С. Мамилов снял три документальных фильма, посвященных мужеству и силе духа наших современников, которые, преодолевая любые трудности, привыкли идти к намеченной цели. Главными персонажами в фильме «Восхождение на Олимп» стали известные ингушские спортсмены: олимпийский чемпион по боксу Рахим Чахкиев и олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Назир Манкиев. А в картине под названием «12 секунд до взрыва» рассказывается о геройском подвиге военнослужащего Руслана Нальгиева, грудью защитившего своих ребят-однополчан от неминуемой трагедии. Также своеобразным получился у С. Мамилова фильм «Эрмитаж», где за короткое время на человеческих лицах удается разглядеть очень многое: эмоции, чувства страха, радости и разочарования. Были у режиссера и музыкальные фильмы, один из которых «Лезгинка», снятый в Дагестане, принес автору главный приз на Всесоюзном фестивале. Снимал он также и про легендарного танцора Махмуда Эсамбаева, ставшего при жизни легендой танцевального мира.

И, тем не менее, самым удачным своим фильмом Суламбек Ахметович считает картину под названием «День гнева», за которую он получил один из главных призов в Португалии.

Несмотря на то, что много сделано им в области кинематографии, Суламбек считает, что свой главный фильм он еще не снял. Точно так же считает и Станислав Говорухин, народный артист РФ, актёр и режиссер: «Очень много достоинств имеет при себе наш коллега Суламбек Мамилов. Я думаю, о них знают все, и поэтому я не буду повторяться и скажу только о творческих успехах этого известного режиссера. Фильмы у него отличаются открытостью, многообразием показательных образов, и, наверное, поэтому ни в одной картине Суламбека Мамилова меня ничто не смутило и не шокировало. У него хороший вкус, и картины у него получаются сдержанные, но с глубоким философским смыслом и хорошим художественным чутьём. Но, зная о реальных творческих возможностях Суламбека, я всё-таки скажу, что он может большее. И поэтому я надеюсь увидеть киношедевр из-под режиссерского пульта Суламбека Мамилова. Ни в коем случае не принижая достоинства тех работ, которые он ранее снял, и в которых снимался как талантливый актер, думаю, что главная картина этой личности отечественного кинематографа ещё впереди».

Мы знаем, что из дружной семьи Ахмета Мамилова и Милихан Ахильговой (дочь Эльмурзы Ахильгова) — родителей семерых бравых сыновей, кроме Суламбека, вышел ещё один крупный деятель советского кино Абдурахман Мамилов. Рассказывая о своем младшем и любимом брате Абдурахмане, так рано ушедшем от нас, Суламбек просто не мог в двух словах охарактеризовать его личность. Поэтому он долго говорил о нём, как о настоящем патриоте своего народа. В советские годы Абдурахман работал главным редактором киноведческих печатных изданий, потому как был очень грамотным филологом, затем, «заразившись» у Суламбека кинематографом, пришел в кино и работал на различных руководящих должностях в этой сфере. В последние годы жизни он в качестве главного редактора «Мосфильма» возглавлял студию. По воспоминаниям многих его единомышленников, Абдурахман был очень умным, коммуникабельным и открытым человеком, дипломатом по натуре. Он скоропостижно покинул этот бренный мир и ушел из жизни на пике карьеры и профессиональной славы — погиб в автокатастрофе. У него осталась любящая семья — супруга и двое детей.

— Память о нём в наших сердцах будет жить вечно, — говорит Суламбек, — и это не потому, что он мой брат, а потому что Абдурахман был весьма добропорядочным и честным человеком...

В нынешнее время есть все возможности снимать доброе кино, необходимое зрителю, но всё упирается в денежный вопрос. Однако Суламбек продолжает быть оптимистом и не собирается отказываться от попыток делать стоящие фильмы, так как у него есть всё, что для этого потребуется: огромный профессиональный и жизненный опыт, плюс — неиссякаемое желание. К тому же в его сердце на всю жизнь запала одна очень глобальная тема, которая не отпускает его ни днём ни ночью — это тема депортации. Суламбек Ахметович любит повторять, что «в этой трагической истории ингушского народа, коли она с нами случилась, есть то, что укрепило наш дух, нашу генетическую память будущих поколений». И этот внутренний дух ингушей, по мнению Суламбека, и есть самое большое богатство, которое не сравнится ни с какими земными богатствами мира!

Надо сказать, что именно вопросы на тему депортации стали для Суламбека Ахметовича главенствующими, когда он вступал на путь большого кинематографа. Тогда, на высших режиссерских курсах, его работу принимали Леонид Трауберг и Михаил Ромм. Было дано задание: написать самый яркий эпизод из своей жизни. И Суламбек Мамилов написал на полутора страницах бумаги целую мини-эпопею о депортации ингушского народа, как память на все времена. Прочитав его работу, Михаил Ильич Ромм оценил эту вселенскую боль на «отлично» и три раза красным карандашом поставил высший балл, и Суламбека приняли на Высшие курсы сценаристов и режиссёров.

Необходимо отметить, что среди работ С. Мамилова последнего времени есть очень серьезный проект, связанный с исторической темой. Я имею в виду известную киноповесть автора под названием «Маьт-лоам», что в переводе на русский язык означает «Священная гора». Этот труд в соавторстве с Сергеем Тарасовым был издан недавно непростительно малым тиражом — 100 экземпляров. Почему я называю тираж «непростительно» малым, поймёт любой здравомыслящий ингуш, как только он сможет ознакомиться с содержанием этой исторической хронологии. Такие работы, по моему мнению, должны быть доступными для всех, кому небезразлична судьба нашего народа. А для этого они должны издаваться и распространяться как можно больше. Только таким образом каждый подрастающий ребенок в семье будет знать историю своей нации.

Народный артист Республики Ингушетия, заслуженный деятель искусств ЧИАССР, видный общественный деятель Суламбек Мамилов — личность в нашей стране довольна известная и неординарная, и поэтому я в этом очерке ничего нового или сверхъестественного про него не открыла. Однако самое интригующее о нём я оставила для заключительной части своего повествования. И касается это одной очень интересной, я бы даже сказала — уникальной работы, про которую мой собеседник рассказал мне, не скрывая своей радости и гордости за то, что смог претворить в жизнь свою давнюю мечту. Речь в данном случае идёт о будущей книге Суламбека Мамилова, которую он хочет назвать очень просто и доступно: «Воспоминания». Позволив мне (одной из первых) заглянуть в святая святых своего детища, где отражены все самые важные исторические события, произошедшие не только с ним, но и с его далекими предками, Суламбек Ахметович не стал делать какие-то исключения по тексту, и предоставил моему вниманию весь материал в целом, из которого чётко просматривались отголоски древнего рода Мамиловых, плавно переходящие по годам и датам до сегодняшнего дня. Но наибольшую ценность в этом труде представляет приложение уникальных фотоснимков и документальных записей. Эти рукописи Суламбека Мамилова мало назвать мемуарами, по содержанию своему они уникальны, хотя бы потому, что автор здесь ссылается не на уличные сплетни и вымыслы, а приводит реальные факты, которые имели место быть в жизни древней Ингушетии. Одержимый идеей запечатлеть историю мамиловского рода для будущих потомков, ещё при жизни своего отца Суламбек записал с ним более десяти кассет, где содержатся исторические факты прошлого ингушей и возникновения рода Мамиловых. И история эта идет от Дахкильга — самого прославленного предка этой знатной фамилии, которому автор будущей книги отдает самое почетное место в своих мемуарах. Легендарный прапрадед Суламбека Ахметовича — Дахкильг — был одним из первых, кто принял ислам в Джейрахском ущелье. Кроме этого, в круг его друзей входили известные поэты, писатели, историки: Чах Ахриев, Уциг-Малсаг Долгиев и великий грузинский поэт Важа Пшавелла. Он был частым гостем Дахкильга и всего аула Эрзи, которому поэт посвятил не одно стихотворение. По последним данным ученых кавказоведов, прожил Дахкильг около 200 лет, и даже на склоне лет у него были хорошая память и ясный ум.

В числе раритетных свидетельств эпохи представлен в книге и дворянский гербовник Мамиловых.

— Мы считаем его народным достоянием, как и бронзового орла восьмого века, — говорит Суламбек. — Но мы не кичимся этим и не считаем себя выше других ингушей, хотя, знаете, быть записанными в дворянском гербовнике приятно и радостно. С этим не поспоришь!

Первую часть своей книги С. Мамилов назвал «Мои года — моё богатство». И это не случайно. Здесь автор настолько скрупулёзно и в строгой последовательности изложил все исторические события нашего края и события из своей жизни, что в голове не укладывается, под чью диктовку он всё это писал!

— Я не писатель, я — режиссёр, — говорит Суламбек Ахметович, — но когда я писал эти воспоминания, моей рукой водил Всевышний! Хотите — верьте, хотите — нет! У меня всё время было такое ощущение, что кто-то сверху мне подсказывает. Наверное, у меня это получилось так удачно, потому что я, без всякой алчности и корысти, имел искреннее желание оставить всю эту правду на бумаге внукам и правнукам, как память. Хотя не могу сказать точно, когда эти рукописи будут изданы и дойдут ли до своего читателя.

На прощание Суламбек Ахметович признался, что у себя дома, в Москве, частенько любит просматривать в Интернете электронную версию газеты «Ингушетия». По его словам, давно заметил он и обновление газеты.

— Наверное, редактор ваш — новатор в своем деле, — сказал он одобрительно, но при этом отметил о необходимости больше печатать на страницах периодики аналитические заметки о деятельности всех органов власти и средств массовой информации, и главное — писать материалы о людях, так как они дают пищу для размышлений молодёжи, а также способствуют совершенствованию и обогащению имеющегося у них потенциала.

Поблагодарив меня за такое внимание к его персоне и обращаясь к журналистам газеты «Ингушетия», Суламбек Мамилов высказал свое пожелание, чтобы ровесница республики процветала с каждым днём, и чтобы с каждым годом росло число наших читателей.

— «Ингушетия», как одно из ведущих средств массовой информации нашей республики, должна стать любимой газетой каждого ингуша, и у вас есть все основания сделать её такой, — сказал мой собеседник и выразил надежду, что наше общение с ним принесет только позитив и пользу для обеих сторон. Ещё он обещал встретиться с нами вновь.

Что ж, с нетерпением будем ждать очередной встречи с нашим дорогим Суламбеком Ахметовичем, и очень надеемся, что в следующий раз он сможет порадовать нас выходом в свет своих душою выстраданных «Воспоминаний» и очередного фильма об истории ингушского народа.