Авторитет или авторитарность?

Так можно или нельзя бить ребёнка?

Мы все знаем о том, что нельзя бить детей. Но однажды, сорвавшись, всё же делаем это. Ведь гораздо проще ударить, чем «париться» и разъяснять, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Посмотрим, что об этом скажут специалисты, родители и представители духовенства.

— Мне моя четырехлетняя внучка на мое замечание сидеть за столом ровно выдала, закатив глаза к потолку: «Ну, начинаются истерики». Мне на эту фразу надо было, видимо, в полемику пуститься, сказать, что разговаривать так с взрослыми нельзя, — говорит женщина лет с пятидесяти. — Но я сразу как-то не сообразила и ничего не ответила. Но подумав немного позже над этой ситуацией, поняла, что надо было просто по губам шлепнуть. Да, именно не ударить, а шлепнуть. И это разные вещи. Удар — это больно, а легкий шлепок — это не насилие, а урок на будущее. Мое поколение гораздо уважительнее относилось к старшим и так же воспитывало своих детишек, а молодые мамы, начитавшись разных статей, только и делают, что сдувают с них пылинки, да разговоры разговаривают.

С этим мнением абсолютно не согласна психолог Луиза Аушева, которая считает, и это мнение многих психологов, что битьё детей — сегодня проблема, и очень даже острая. И касается она не только неблагополучных семей, но почти каждой.

— Просто у нас не принято называть битьё своим именем, — говорит она. — А из-за того, что мы заменяем «бить» на «шлепать», «учить», физическое насилие не перестаёт быть насилием. Если посмотреть на корни агрессии, то вы поймёте, почему нужно раз и навсегда отказаться от порочной практики. Вот, к примеру, ребёнок играет на песке, а мама зовёт его домой. У него там отработана целая система, он что-то созидает и уж точно не хочет вот прямо сейчас эту затею бросать. Начинаются истерики. У мамы на этот час запланированы свои дела, и ей в эту минуту ничего не приходит в голову, кроме того, чтобы шлёпнуть, какой бы силы ни был удар. Вот и получается, что зачастую этот метод применяют не в целях воспитания, а потому что в данный конкретный момент другое просто в голову не приходит. Попросту говоря, это признание в собственном бессилии. А ведь это бессилие возникает из-за многих внешних факторов: усталость мамы, неустроенность в жизни, проблемы с мужем — можно до бесконечности перечислять. Ребёнок, к сожалению, во многих случаях — как лакмусовая бумажка состояния мамы. На нем и вымещается вся злость и неудовлетворенность жизнью. Это плохо, но это факт. Именно поэтому психологи категорически против всякого насилия, даже шлепка, потому как причины этих шлепков настолько глубоки и сугубо индивидуальны, что каждому человеку надо копать их в себе самостоятельно и работать с ними.

Сами же родители по-разному отвечают на вопрос, «зачем это делать и надо ли?». Обычно говорят: надо, чтобы слушался; чтобы знал, кто главный; чтобы воспитывать; чтобы понимал; чтобы сохранять авторитет в ситуациях, когда «ребенок не понимает человеческого языка» или «переходит черту дозволенного». И, наконец, самый сильный аргумент: «Меня лупили, и я вырос нормальным», «Все наши родители получали — и ничего», «Это в нашей культуре».

Когда подобные аргументы озвучиваются, хочется обратиться к самому неопровержимому источнику, а точнее — к духовным лицам, за комментарием.

— Примером терпения и справедливости для нас, конечно, служит Пророк (с. а. в.), — говорит богослов Ахмед Костоев. — Так вот он сказал: «Относитесь к своим детям с уважением и хорошо воспитывайте их». Также он сказал: «Повелевайте своим детям совершать намаз, когда им исполнится семь лет, и шлепайте их за оставление молитвы, когда им исполнится десять». Так вот, из этого мы можем понять, что до 10 лет бить детей крайне нежелательно. Дети, которые младше семи лет, не различают разницу между истиной и ошибкой, и их битье может отразиться на психике. А после 10 лет можно «пошлёпывать» за оставление совершения намаза, то есть причина для наказания должна быть тоже очень веская — такая как ослушание приказов Всевышнего.

К сожалению, в нашей практике множество примеров, когда детей наказывают. Порой нам кажется, что таким образом мы быстрее добьёмся эффекта послушания, но на самом деле наказание — это последний метод в воспитании ребенка по исламу. Намного важнее и эффективнее в воспитании назидание, наставление, разъяснительная беседа, доброе отношение. Ещё есть одно ошибочное действие у наших родителей, когда они пугают Аллахом. «Аллах разгневается на тебя!», «Аллах тобой недоволен!», «Ты в ад попадешь». Это тоже неверно. Мы представляем Всевышнего злым, гневным, а не любящим и милосердным. А мы должны вселять, прежде всего, любовь к Аллаху. Наша задача воспитать детей богобоязненных, боящихся потерять Его любовь и милость. И ещё, Посланник Аллаха (с. а. в.) сказал: «Если кто-то из вас наказывает, то пусть не бьёт по лицу» и наносить удары лучше всего мисваком или другим подобным предметом. И если наказание шлепком или сиваком неизбежно, не наказывайте его во время гнева, так как в момент ярости человек может потерять контроль над собой, а также в присутствии того, кого он любит, кто может над ним посмеяться потом.

Учитывайте состояние ребенка, причину его провинности. Ни в коем случае нельзя бить больного ребенка. Не бейте, если обещали больше этого не делать, так как он потеряет веру в вас. И еще раз подчеркну, говоря о дозволенности физического наказания детей, имеется в виду крайний случай необходимости. Посланник Аллаха (с. а. в.) сказал: «Повесьте ваш кнут там, где члены семьи смогут видеть его, поскольку это будет дисциплинировать их». То есть прежде чем бить, необходимо использовать все возможные другие методы воспитания ребенка.

Мы можем обратиться и к нашим адатам, где тоже неприемлемо бить детей. А если учесть ещё и основной обычай уважения и почитания старших, что подразумевает уважение к младшим тоже, то обратим внимание, что уважение — это, прежде всего, понимание, а не боязнь, и то, что говорится в известной пословице «боится — значит, уважает» — тоже не есть истина. Запуганный ребёнок слушается в первую очередь от страха. Авторитет и авторитарность — понятия разные, и тем взрослым, кто за метод насилия, нужно самим разобраться, что это такое, и как следует зарабатывать авторитет у детей.

Все мы ошибаемся, и все мы были сторонниками такого воспитания. Но переоценка ценностей не имеет времени и пространства. Можно и сегодня принять решение и сказать себе «Стоп!». Тем более, думается, что у вас уже не стоит вопрос — можно или нельзя бить детей. Все мы не идеальны, чего греха таить, и нервы у нас не «железные», но кто хочет, кто стремится — у того получится! Так что, если взять случай с внучкой, с которого я начала свою статью, то бабушке лучше вступить в «разъяснительную полемику», нежели дать по губам.