Калмыкия — далёкая и близкая

У степного края есть выход к Каспийскому морю, а у Ингушетии есть горы

Калмыкия — далёкая и близкая. Кажется, что Калмыкия где-то далеко-далеко, может быть, вблизи Монголии, и ты туда никогда не попадёшь, но минуешь Ставропольский край в направлении Волгограда и окажешься в удивительной республике, расположенной недалеко от Дагестана. Калмыкия имеет пусть небольшой, но выход к Каспийскому морю.

Когда автор этих строк разместил в своём аккаунте фото с первого международного форума журналистов в Элисте, посвящённого столетию газеты «Хальмг Yнн», то друзья с Дальнего Востока написали так: «Паша, ты находился где-то рядом с нами и не заехал. Ай-ай-ай! Забываешь друзей». Я им ответил: «Вы не поверите, но я не выезжал с Кавказа, мне посчастливилось побывать в Калмыкии». Напомню, первый форум прошёл в 2017 году. В нем приняли участие около 200 представителей СМИ, в их числе делегации из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, Монголии, Бурятии, Тувы и 20 делегаций республик, краев и областей ЮФО, СКФО, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Всё было блестяще организовано, многие открыли для себя, в том числе и автор этих строк, загадочную Калмыкию.

Едешь по бескрайней степи, пахнущей разнотравьем, минуешь бесчисленные стада овец и коров, и вдруг видишь замысловатые крыши в китайском стиле с загнутыми краями и широким карнизом. Дежавю. Эти крыши я видел, когда бывал в Китае, Бурятии. В висках стучит: «Я же на Кавказе».

Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI — начале XVII века из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а затем — на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. В процессе заселения этими племенами территории современной Калмыкии (и соседних регионов, впоследствии частично включённых в состав Калмыцкого ханства) сформировалась этногруппа — калмыцкая народность, которая по прошествии многих поколений приобрела определённую этническую и языковую специфику.

Автор этих строк провёл мини-опрос среди молодёжи Ингушетии на тему «Что вы знаете о Калмыкии?». Ответы удивили своей простотой: калмыцкий чай, степь, оброк, сырое мясо, Кирсан Илюмжинов, шахматы, Золотая Орда, набеги, монголы, буддизм. Честно говоря, не густо. Отношу всё это к многочисленным реформам прекрасной советской системы образования, которые, по моему мнению, в корне разрушили образование как таковое. Это отдельная тема для разговора. Наше поколение знало больше, например, что бабушка Владимира Ленина была калмычкой, а мать основателя белого движения генерала Корнилова тоже была калмычкой. А ещё мы знали о том, что во время Гражданской войны один калмык стал правителем Монголии.

А между тем между Ингушетией и Калмыкией есть немало общего. Представители калмыцкого народа принимали героическое участие в Малгобекской оборонительной операции, и многие из них сложили свои головы на холмах в окрестностях ингушского города нефтяников. Сейчас их родственники и потомки пытаются выяснить места захоронений погибших героев. Оба наших народа были высланы в Казахстан и Среднюю Азию по надуманному предлогу и вынесли огромные страдания и потери. 27 декабря 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». А в конце того же года началась операция «Улусы», в ходе которой все население Калмыкии было депортировано в восточные районы страны. Калмыки сохранились как народ, пронесли сквозь чёрные страницы истории свою самобытность и уклад. Например, только в период голода 1921-1924 годов в Калмыцкой АССР погибло около 36 тысяч калмыков. По приблизительным оценкам, в Калмыкии за 1932-1934 гг. число погибших от голода оценивается в 14,4 тыс. человек. Прошлась катком по народу и Гражданская война. Сейчас, к сожалению, численность калмыков не так уж велика.

Не так давно автор этих строк к своему удивлению узнал о том, что в США проживает немалая диаспора калмыков. Неформальной столицей калмыцкой диаспоры в США считается Хауэлл — город-побратим Элисты, одна из улиц которого названа Калмыцкой (англ. Kalmukroad).

Хотелось бы напомнить ингушскому читателю о том, что первым депутатом Госдумы от вновь образованной Ингушской Республики была Мовджян-Очирова Александра Васильевна, калмычка по национальности. Её мужем был калмык — Валерий Очиров, боевой товарищ Руслана Аушева. Существуют и кровные связи между нашими народами. Однажды автор этих строк ехал из Минеральных Вод в Назрань. Внимание привлекла девушка с характерными монгольскими глазами и скулами, но носившая ингушскую фамилию и разговаривавшая на чистейшем ингушском языке. Оказывается, её бабушка была калмычкой. Дед-ингуш познакомился с ней в одном северном казахском городке во время высылки, женился и привёз на историческую родину. От бабушки-калмычки пошла большая разветвлённая ингушская семья. Таких случаев немало. Правда, в Ингушетии особо не распространяются о национальности родоначальниц некоторых больших семей. В республике понятие отец — свято.

Совсем недавно главы Ингушетии и Калмыкии Юнус-Бек Евкуров и Алексей Орлов в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) подписали соглашение о сотрудничестве между республиками, предполагающее, в частности, расширение взаимодействия в развитии сельского хозяйства и туризма. Как отметил Евкуров, в первую очередь республика заинтересована в расширении сотрудничества с Калмыкией в области молочного животноводства. По словам Главы Ингушетии, регион уже закупал в Калмыкии 800 голов крупного рогатого скота для своего молочного комплекса и увеличил это поголовье до 1,7 тысячи голов. В свою очередь Орлов отметил, что в Ингушетии есть ряд промышленных предприятий по высокотехнологичной мясопереработке, и Калмыкия заинтересована в таком опыте. Ингушетия намерена перенять опыт Калмыкии в «зеленой» энергетике, в которой используются ветряки, солнечные батареи.

Между регионами есть перспективы взаимодействия в сфере туризма. «У Калмыкии есть выход к Каспийскому морю, а у нас есть горы, поэтому будем развивать и туристическое направление. Также интересен и оздоровительный туризм — будем направлять жителей наших республик на лечение в пансионаты и здравницы Ингушетии и Калмыкии», — подчеркнул Глава Ингушетии. Ведь порой, как бывает: жители соседних регионов даже ни разу не посещали достопримечательности по соседству. Люди выезжают в Турцию, Таиланд и даже не подозревают о туристических красотах в шаговой доступности. Автор этих строк знает о такой ситуации не понаслышке, так как длительное время занимается туристической тематикой. Эту ситуацию необходимо в корне менять.

Например, предлагаю посетить необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России — Элисту. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность — Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста — невероятно колоритный город Калмыкии. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы — все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам. В Элисте существует Город Шахмат City-Chess, в котором и проводился первый международный форум журналистов.

На центральной площади сияет великолепием фонтан «Трех лотосов» — в форме золотых лепестков на высоких стеблях-колоннах. Ещё одно уникальное место — этнохотон «Бумбин орн» — это своеобразный музей под открытым небом. Традиционное калмыцкое поселение с воссозданным интерьером быта кочевников. Историко-этнографический комплекс состоит из нескольких юрт с творческими мастерскими народных умельцев, этнографическими экспозициями. В этнопоселении также можно пострелять из лука, испробовать свои силы в национальных видах борьбы, метании аркана, принять участие в старинных обрядах калмыцкого народа.

Охотничий туризм стал одним из приоритетных направлений развития туризма в степной республике. Калмыкия — это уникальное место для любителей поохотиться и порыбачить. В Калмыкию можно приехать охотиться на дикую утку, кабанов и волков. На протяжении нескольких лет Никита Михалков приезжает на охоту в степной край. А ещё есть Яшалтинское солёное озеро и много чего ещё другого.

Калмыки — гостеприимный своеобразный народ. В нём удивительным образом сочетается мягкость, детская непосредственность и монгольская суровость. Любителям острых ощущений автор этих строк не рекомендует испытывать терпение калмыков, а представителям этого степного народа непременно посетить Ингушетию, побывать в горах и погостить в семье ингушей, чтобы познакомиться с их традициями и бытом.