Гость редакции

В башенном комплексе «Хамхи» завершает работы московская реставрационная компания ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД»

0
Петр Зарецкий (слева) и Умар Хамхоев

Долгие годы ингушский народ с болью взирал на разрушенные родовые башни в горной Ингушетии. Сегодня ситуация в корне изменилась. Возрождённые тейповые башни одна за другой устремляются в обновлённом лике к небесам, возвеличивая собой новую эпоху.

С июля этого года ещё одним объектом пристального внимания власти и общественности стало горное селение Хамхи, где восстановительные работы проводит московская реставрационная компания ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД». Реставрационными работами на объекте культурного наследия руководит Петр Зарецкий.

Комплекс в с. Хамхи является объектом культурного наследия (ансамбль), включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В целях участия в ФЦП «Культура России (2012-2018)» правительством РИ в 2015 году подана соответствующая заявка, на основании которой здесьпроводятся ремонтно-реставрационные работы за счет федеральных средств. Государственным заказчиком является федеральное государственное казенное учреждение «Центрреставрация». Исполнитель работ ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД». Данная организация имеет лицензию, выданную Минкультуры России, на проведение ремонтно-реставрационных работ в соответствии с научно-проектной документацией. Указанная проектная документация прошла процедуру согласования в установленном порядке. За ходом проведения работ осуществляется технический, авторский и государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

Сегодня Пётр Зарецкий гость нашей редакции:

— Министерство культуры РФ, используя механизм государственных закупок (на основании ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), централизованно реализует государственную программу по сохранению объектов культурного наследия (ОКН) народов России на всей территории страны.

Так, в 2012 году был объявлен конкурс, по результатам которого ФГУП «Спецпроектреставрация» разработало научно-проектную документацию по сохранению пяти башенных комплексов — Эрзи, Хамхи, Пялинг, Ний и Тумги. Документация прошла общественные слушания, была согласована с Министерством культуры Республики Ингушетия. По результатам данного этапа указанные башенные комплексы стали последовательно включаться в программу государственного финансирования сохранения объектов культурного наследия для проведения ремонтно-реставрационных работ, в соответствии с утверждённой научно-проектной документацией.

31 мая текущего года государственная организация ФГКУ «Центрреставрация», на которую возложены обязанности проведения конкурсов в области сохранения ОКН, подвела итоги открытого конкурса на проведение ремонтно-реставрационных работ на башенном комплексе в с. Хамхи с изначальной сметной стоимостью — 39 млн рублей. Вся информация о конкурсе, в соответствии с действующим законодательством, размещена в общем доступе на сайте государственных закупок: http://zakupki. gov. ru/epz/order/notice/oku44/view/documents. html? regNumber=0873100009316000343.Победителем данного конкурса стала московская реставрационная компания ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД», снизившая стоимость до 29 млн рублей.

В конце июля — начале августа текущего года, перед началом реставрационных работ, на объекте состоялось важное ознакомительное собрание тейпа Хамхоевых, на котором представители уважаемого тейпа были ознакомлены с научно-проектной документацией, составом работ и персоналом подрядной организации. По результатам данного совещания начало работ было одобрено тейпом, и наша организация, на основании разрешения на реставрационные работы, выданного органом охраны ОКН Республики Ингушетия, приступила к реставрации пяти башен комплекса Хамхи, две из которых боевые, две полубоевые и одна жилая.

На реставрационных работах, под руководством производителя работ Юсуфа Гаджиевича Нухова, задействовано 24 человека, имеющих обширный опыт восстановления каменных башенных строений, в том числе знаменитой крепости Нарын-Кала (Дербент, Дагестан).

Реставрация — очень непростая отрасль из-за того, что однозначные ответы на все вопросы о выполнении работ практически всегда большей частью выявляются именно в процессе самих реставрационных работ, при вскрытии различных конструкций и артефактов, о которых зачастую невозможно даже предполагать. Множество фрагментов и частей памятника было полностью утрачено и, в отсутствие какой-либо достоверной информации из исторических источников, воссоздавалось по аналогии с другими, сходными в типологии и похожими башнями.

Нынешняя система подготовки государственных закупок (подготовки технических заданий на выполнение изыскательских и проектных работ) также далека от совершенства из-за своей «универсальности», которую невозможно применить ко всем отраслям. Данные сложности на этапе подготовки проектирования привели к отсутствию многих важнейших изыскательских работ, результаты которых должны были являться исходными данными для разработки нормальной научно-проектной документации. Что, в свою очередь, явилось причиной значительных несоответствий проектных решений реальным условиям (размерам и конфигурации фундаментов, состоянию оснований башен). Сложность состояла в том, что данные различия носили скрытый характер и никак не могли быть выявлены до начала разработки грунта и расчистки оснований, когда уже был начат отсчёт до предела сжатых сроков государственного контракта.

Находясь в постоянном контакте с научным руководителем реставрационных работ Ю. В. Лобановым, пришлось, по сути дела, самим проводить не выполненные ранее изыскания, перерабатывать, согласовывать и в установленном законодательством порядке вносить изменения в утверждённые ранее проектные решения, что привело к значительным потерям времени.

На данный момент основная часть работ уже подходит к завершению, но всё-таки остаются некоторые сопутствующие мелкие нюансы, связанные с адаптацией уже выполненных работ к дальнейшей нормальной эксплуатации памятника.

За это время мы выполнили скрытые железобетонные усиления оснований и стен башен, инъектирование стен — нагнетание инъекторами под давлением раствора в пустоты стен, воссоздание каменной кладки башен и архитектурных форм (арок, машикулей), воссоздание деревянных конструкций — лестниц и перекрытий — внутри башен. Продолжаются работы по изготовлению дверных и оконных заполнений проёмов.

Далее, по проекту, внутренние поверхности стен полубоевых и жилых башен подлежат сплошной обмазке белым раствором на основе извести, что было установлено при историко-архивных исследованиях и описано в соответствующем разделе научно-проектной документации. Так, насколько мне известно, некоторые башни обмазывались и снаружи, так называемые «белые» башни.

В следующем месяце мы будем уже дорабатывать мелкие детали: выравнивать и шлифовать швы кладки, производить гидрофобизацию (защиту от намокания) всех каменных поверхностей, то есть полностью готовить памятник архитектуры к эксплуатации в местных погодных условиях.

Объект будут принимать Управление культурного наследия Республики Ингушетия, как орган охраны объектов культурного наследия, руководство Джейрахско-Ассинского историко-культурного музея-заповедника, как пользователь, а также представители авторского надзора проектной организации (ФГУП «Спецпроектреставрация») и технического надзора государственного заказчика (ФГКУ «Центрреставрация»).

Что касается уважаемого тейпа Хамхоевых, то это наши постоянные гости и наблюдатели. Они часто приезжают и не только интересуются ходом реставрационных работ, но и оказывают посильную организационную помощь в обеспечении процесса реставрационных работ.

О своих впечатлениях в Республике Ингушетия Пётр Зарецкий ответил очень лаконично, но ёмко:

— В Ингушетии замечательные башни, еще выше ингушские горы, но они не идут ни в какоесравнение по высоте и благородству с обычными людьми, представителями этого народа. Я так привык к ним, так прижился здесь, что скажу откровенно, в Москву уезжать не хочется.

Добавить комментарий