С заботой о детях

В детских садах Ингушетии успешно внедряется образовательная программа «От рождения до школы»

Великий русский писатель Максим Горький писал: «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

Если рассматривать дошкольное образование, то здесь роль педагога в лице современного руководителя имеет большое значение. И, конечно, в настоящее время, время стремительных и постоянных перемен в образовании, время повышенного спроса к качеству образования, особенно актуальной становится роль заведующего дошкольным учреждением, который должен уметь не только грамотно организовать образовательный процесс, но и сделать его экономически эффективным.

Лишний раз мы убедились в этом после разговора с заведующей Малгобекским садиком № 6 Марет Кориговой, которая, имея за плечами двадцатилетний стаж работы в школе, четыре года назад стала управлять одним из самых больших дошкольных учреждений в республике под названием «Ивушка».

— Профессиональная компетентность заведующего детским садом сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, — говорит Марет Магомедовна, — а эффективность его работы определяется уровнем сформированности личностных качеств, которые необходимы для реализации задач по достижению намеченных целей.

Но я должна сказать, что без помощи коллектива никакой руководитель ничего толкового сделать не сможет, поэтому мне сегодня не хотелось бы акцентировать ваше внимание на управленческих функциях госучреждения, а больше рассказать о своем коллективе и наших воспитанниках. Продолжая заданную тему, Марет Коригова сказала, что у неё в садике работают люди, для которых педагогика — не профессия, а образ жизни.

— Говоря об основной методической работе, надо сказать, что методисты в детском саду — как режиссеры в театре, — отметила Марет Магомедовна. — Разработка занятий, сценариев, программ — методист отвечает за все, что делает пребывание ребенка в детском саду интересным, познавательным и развивающим. Методический кабинет — это самое посещаемое место в детском саду, поэтому стараниями нашего методиста Цечоевой Лизы он оснащен всем необходимым для обеспечения полноценного педагогического процесса.

Также в нашем саду имеются прекрасно оборудованные кабинеты педагога-психолога, обязанности которого успешно выполняет Ашат Дзейтова, и медицинский блок, где о здоровье детей заботится медработник Фатима Матиева.

— А первым моим помощником по хозяйству является Зарета Эгиева, — поясняет Марет Коригова. — Как лицо материально ответственное, она любит порядок во всем и контролирует соблюдение коллективом всех правил, норм, требований охраны труда и техники безопасности. Зарета всегда своевременно заключает договора на поставку продуктов питания и обслуживание учреждения и ведет всю необходимую отчетно-финансовую документацию.

По словам Марет Кориговой, детский сад «Ивушка» укомплектован педагогическими кадрами, согласно штатному расписанию. Сотрудники представляют собой коллектив единомышленников, которых объединяют общие цели и задачи. Педагоги детского сада — это содружество товарищей и единомышленников, все участники которого взаимно дополняют друг друга.

— В нашем детском саду нет случайных людей, — отмечает Марет Магомедовна. — Все педагоги — люди творческие, любящие и понимающие детей. Они внедряют в свою деятельность новейшие технологии по воспитанию и обучению детей, стараются внести в маленькие детские сердечки добро и радость, любовь и искренность, нежность и заботу, создать уютную обстановку в группах. Это воспитатели Хяди Наурузова, Марина Дзагиева, Фатима и Зафура Хамурзиевы, Роза Татиева, Хадчат и Фатима Дзейтовы, Аза Келигова, Марем Килиматова, Мадина Додова, Залина Цечоева и Фариза Хамхоева. Все наши музыкальные мероприятия проходят под руководством музыкальных руководителей Фираны Кадыровой и Залины Додовой, которые разучивают с детишками известные сказки «Золушка», «Морозко», а также «Восточные сказки», где главные роли играют сами дети из всех групп. Заслуга музыковедов, прежде всего, заключается в том, что наши мероприятия всегда выглядят эффектными и пользуются неизменным успехом у родителей.

Немаловажное значение для полноценного развития ребенка, как вы знаете, имеют занятия физической культурой и правильное сбалансированное питание. Физинструктор нашего садика Эсет Барзиева строит свою работу с детьми по всем правилам и нормам ФГОС, а на пищеблоке у нас очень вкусно готовят супы, котлетки и запеканки повара Нина Джелиева, Зарета Арсамакова и Зара Картоева. Самое главное детское жюри всегда оценивает работу наших поваров на пять баллов.

Необходимо отметить, что во всех шести группах, куда мы успели зайти и посмотреть, вокруг царили чистота и порядок. Без сомнения, это огромная заслуга младших воспитателей Лейлы Танкиевой, Замиры Шакриевой, Заремы Озиевой, Риты Гайсановой, Марины Даурбековой и Хавы Горбаковой, которые поддерживают в садике атмосферу приятного уюта. А вся территория детского сада, которая составляет 1400 кв. метров, была убрана от листвы и первого снега, а клумбы и грядки очищены от сухостоя. За этим, как нам сказали, четко следят дворники Танзила Муружева и Хава Евлоева.

По словам Марет Кориговой, содержание дошкольного образования определяется образовательными программами. Реализация этих программ происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Совместно с педагогическим советом, советом ДОУ в установленном порядке они организуют разработку и утверждение рабочих учебных планов, основных, дополнительных дошкольных образовательных программ для детей в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Также совместно с коллективом разрабатывают и внедряют правила внутреннего распорядка.

— В своей работе мы устанавливаем последовательность и продолжительность деятельности детей, — поясняет заведующая садиком. — Это такие виды деятельности, как игровая, учебная, оздоровительная и другие. Главное — создать сбалансированную нагрузку для детей во время занятий, соответствующую требованиям государственного образовательного стандарта. Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают в себя оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся уголки природы, книжные уголки, уголки для экспериментальной деятельности, ИЗО-уголки, игрушки для самостоятельных или совместных сюжетных игр, а также музыкальные озвученные игрушки и тому подобное. Во всех шести группах «Ивушки» имеется игровой материал для познавательного развития, дидактический материал, изготовленный сотрудниками садика, предназначенный для сенсорного развития детей, тонкой моторики рук, сюжетных игр и другое. Также у нас созданы условия для развития театрализованной, игровой и конструктивной деятельности, формирования у детей элементарных математических представлений, а также для их физического развития.

По словам заведующей, коллектив садика под её чутким руководством уделяет особое внимание эстетическому оформлению помещений, так как среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников.

— Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, — отметила она. — А ещё в нашем детском саду созданы условия для формирования сосредоточенности и работоспособности у детей. Как следствие дети могут проявлять свободу выбора, умение доводить начатую деятельность до конца. А при создании необходимых условий в разы повышается результативность логопедической работы, которую с большой ответственностью ведет наш узкий специалист, логопед с большим стажем работы Лёля Мержоева. Хочу сказать, что Лёля Мусаевна, отдавшая педагогике сорок лет, хорошо понимает, что именно сенсомоторное развитие неотъемлемо связано с речевым развитием ребёнка. Поэтому каждое занятие в любой группе нашего садика проводится с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей.

Специалисты говорят, что именно период дошкольного детства является сенситивным (наиболее чувствительным) периодом развития ребенка. Это означает, что для каждого вида восприимчивости нужны определенные благоприятные факторы и возрастные моменты. Мы знаем, что ребенок-дошкольник как губка впитывает в себя то, что ему закладываем мы, взрослые: родители, воспитатели, учителя и другие окружающие. И оттого, каким мы сделаем этого ребенка, в будущем будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. А наши дети — это будущее России, будущее нас с вами.

— Мой главный метод в обучении, развитии и воспитании детей — это игра, — говорит Марет Магомедовна. — А вы знаете, что мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка».

Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка именно в данном направлении.

Нам, взрослым, особенно педагогам в детских садах, нельзя забывать, что дети видят в нас эталон нравственности, представляя воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное. Как мудреца, всё знающего и всё умеющего. Как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид. Как арбитра, который всегда рассудит по совести. Всё это требует от воспитателя высокого профессионального мастерства. Поэтому воспитатель должен много знать и уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми, всегда быть интересным для них.

Но главное — воспитатель должен уметь любить детей, причём всех, несмотря на то, что все они разные — каждый со своим характером и причудами. Ко всем нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.

Поэтому я не смогла бы сегодня кого-нибудь выделить из своих детей и сказать, что один ребенок способный, а другой — нет. Все они любознательны и умны. Тем более сейчас, когда появилось гораздо больше возможностей для их развития, чем раньше.

После общения с Марет Магомедовной, у нас создалось такое впечатление, что заведующей садиком может работать только такая женщина, которая безумно любит детей. Причём любить их надо искренне, всех без исключения, и одинаково относиться ко всем. Сказать, что это нелегко — значит, ничего не сказать! Ведь в детских садах детей очень много, и все они имеют свои привычки, и характеры у некоторых встречаются непростые. А двери «Ивушки» каждый день распахиваются для двухсот десяти ребятишек в возрасте от трех до семи лет. Но, как призналась нам заведующая садиком, при желании можно разделить на всех одну большую душевную любовь и проявлять заботу о чужих детях, как о своих родных.

— Вот уже пролетело четыре года, как я работаю здесь, — говорит Марет Магомедовна. — За эти годы было много трудностей. Но, несмотря на это, я считаю, что всё у нас складывалось удачно, наверное, потому что люди, с которыми я соприкасалась, были и остаются верными и трудолюбивыми. Я всегда радуюсь за каждый маленький шаг коллектива вперед, поэтому стараюсь развивать в каждом позитивное мышление, то есть способность превращать неудачу в успех. Для меня очень значимо поделиться знаниями, которыми владею сама, а также помочь педагогам увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них природой.

Как мы знаем, одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Для этого Марет Магомедовна Коригова, как руководитель ДОУ, внимательно изучает личность педагогов, их отношение к детям, а также организует проведение аттестации сотрудников в установленном порядке, учитывает результаты аттестации при расстановке кадров и составлении штатного расписания.

— Как ни покажется странным, но очень действенно такое поощрение работников, как повышение их ответственности и самостоятельности, — говорит Марет Магомедовна. — Работа, дающая возможность более свободно принимать решения и организовывать свой труд, ценится сотрудниками очень высоко. Более того, самостоятельность нравится всем, и я постаралась доказать, что при таком стиле руководства педагоги, решая текущие задачи, часто используют непроторенные пути, прибегая к выдумке, инициативе, проявляют большую заинтересованность в работе. Главное, чтобы педагогам была понятна цель коллективной деятельности, задачи конкретны, а заинтересованность руководителей неподдельна. Воспитатели — люди творческие, обладающие тонким интуитивным чутьем, поэтому с легкостью разоблачат «работу для галочки».

Из разговора с Марет Кориговой мы узнали также, что в этом дошкольном учреждении свято чтут все традиции. Рассказывая об этом, заведующая отметила, что поддержка традиций у них всегда стоит во главе угла.

— В этом году наш садик будем отмечать свой 35-летний юбилей, — отметила она, — и за всё это время не было ни одного случая, чтобы сотрудники «Ивушки» пропустили какой-нибудь праздник или событие. Естественно, самыми любимыми для нашей детворы являются новогодние утренники, но не менее интересно проходят у нас и другие праздники, такие как Международный женский день 8 марта и День Победы 9 мая. Веселым и познавательным получается у нас и День воспитателя, когда дети с удовольствием читают стишки своим любимым воспитателям. А различные музыкальные развлечения, спортивные праздники и другие мероприятия для нас являются повседневной обыденностью.

Продолжая праздничную тему, заведующая детсадом сказала, что не может не упомянуть об одной женщине, которая на протяжении последнего времени принимает активное участие в осуществлении и организации досуговых мероприятий в садике № 6.

— Весь коллектив садика и родители детей безмерно благодарны индивидуальному предпринимателю из Малгобека Анжеле Катиевой, которая не только готовит для наших питомцев новогодние подарки со сладостями и игрушками, но и помогает с текущим ремонтом здания, — говорит Марет Магомедовна. — Спасибо ей огромное за это.

Поговорили мы с Кориговой и о том, что в духе современных требований для развития инновационной деятельности в детском саду также необходимо грамотное, умелое владение заведующим новыми технологиями.

— Только когда руководитель дошкольной организации на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом, — с уверенностью говорит Марет Магомедовна. — Ведь отношение к внедрению новых технологий в ДОУ со стороны заведующего, его понимание сути и необходимости данного мероприятия, его увлеченность этим процессом обязательно будет способствовать возникновению у коллектива желания участвовать в процессе внедрения инноваций, будет способствовать расширению творческого потенциала у педагогического персонала и, соответственно, способствовать росту имиджа дошкольного учреждения. А родители детей в свою очередь, видя коллектив ДОУ в постоянном поиске творческих идей и инноваций, способствующих улучшению качества образования, всегда будут ставить в приоритет такое дошкольное учреждение.

В разговоре с заведующей «Ивушки» нам стало понятно и о том, что дошкольный менеджмент сегодня также необходим не только для эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений, но и для организации контроля и анализа их выполнения. «Менеджмент — это развитие, воздействие на людей» — так много лет назад сказал Лоуренс Эппли, президент Американской ассоциации управления.

— В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование, — говорит Марет Коригова и поясняет, что от этого зависит очень многое: выпуск детей, дальнейшая учеба ребенка в школе, высшем учебном заведении. Кроме всего перечисленного, заведующая убеждена, что мудрый руководитель должен понимать, что главное, чем он располагает, — это его подчиненные. А поэтому одна из главных задач эффективности работы руководителя — умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера.

Ни для кого не секрет, что заведующая ДОУ в первую очередь отвечает за то, чтобы ежедневная жизнь коллектива была упорядоченной и протекала без сбоев и проблем. Но жизнь есть жизнь, и ситуации в ней бывают разные. Могут возникнуть и такие, когда в ходе текущей повседневной работы возникают форс-мажорные обстоятельства. И в этих случаях от заведующей требуется, в том числе, и психологическая подготовка. От нее зависит и благоприятный психологический климат в коллективе, она должна понимать проблемы своих сотрудников и в любой момент суметь поддержать.

Как известно, обязательным условием для любого руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность. Поэтому в конце нашей беседы мы не смогли не спросить у Марет Магомедовны о том, как она подходит к решению конфликтных ситуаций на работе, ведь без этого в большом коллективе, наверное, никак не может быть. Отвечая на этот вопрос, она сказала, что профессионал должен хорошо знать психологию управления. Например, такую ее область, как конфликтология.

— Хотим мы этого или не хотим, но в коллективе всегда будут возникать конфликты, — сказала она. — Между сотрудниками, а также между руководителем и сотрудниками тоже. Но, что бы ни случилось, человек, который руководит процессом, должен уметь сделать так, чтобы выход из любого конфликта был продуктивным. Чтобы итогом этого конфликта стала интересная, хорошая идея, или нестандартная деятельность педагогов, или союз с родителями нового качества. Но это возможно только в том случае, если каждый человек на своем месте не будет давать волю излишним эмоциям, а будет действовать на трезвую голову.

Рассуждая о планах на будущее и о том, каким на самом деле должен быть детский сад, Марет Магомедовна сказала, что образовательное учреждение для детей младшего возраста в будущем обязательно должно быть уютным, светлым, с большими спортивными и игровыми площадками, огромным количеством игрушек и технических средств обучения и, конечно же, с бассейном.

— Трудности в системе образования всегда были, есть и будут, и в основном они общие для всех детских учреждений, — отметила она. — Конечно, хотелось бы большего финансирования, сделать капремонт, обновить развивающую базу. Передать свой опыт достойным преемникам, чтобы больше специалистов оставались работать и дальше, а не уходили работать не по специальности. Хочется, чтобы пребывание ребёнка в детском саду было комфортным, здоровье детишек — крепким, а их развитие — успешным.