Сохраним силу и красоту родного языка

В ГБОУ «Лицей — детский сад г. Магас» написали тотальный диктант по родному языку

21 февраля в регионах России отметили Международный день родного языка. Праздник установлен в 1999 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО с целью сохранения и защиты языкового и культурного многообразия.

Приуроченное к этой дате, а также в рамках декады ингушского языка, прошло мероприятие и в ГБОУ «Лицей — детский сад г. Магас». В тотальном диктанте по родному языку приняли участие учащиеся школы, учителя, а также просто желающие проверить свои знания из других организаций.

С вопросом о том, насколько важно сегодня изучение и преподавание в школах родного языка, я обратилась к учителю ингушского языка и литературы Л. Ужаховой.

«В настоящее время как никогда остро стоит проблема сохранения родного языка, — ответила она. — История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию тяги к национальной культуре, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую вненациональную группу. Поэтому важно на примере художественных произведений, а также посредством мероприятий, подобных сегодняшнему, выработать у учащихся бережное отношение к родному слову, помочь им понять значение родного языка. Язык полностью отражает ментальность народа, а значит, и особые черты характера, образ мышления, верования, навыки духа. Каждый язык уникален, потому что народы, их культурные традиции, условия жизни и картины мира различаются. Пока народ сохраняет свой язык, он жив. Знание и понимание языка, его законов и правил — это первое и самое важное, что необходимо человеку».

«Как носитель родного слова, я всегда ставлю перед собой цель: привить своим подопечным уважение и любовь к преподаваемому предмету. Отрадно, что сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери. Перед семьей и школой в настоящее время ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что ребенок должен знать свой национальный язык, как закон жизни и природы. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа», — подчеркнула А. Котикова, учитель родного языка и литературы.

Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи того или иного этноса. С раннего детства все мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздавалась красота родных гор и рек. Они учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения важность той огромной роли, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык — душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека — серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.