Райшат Опиева из «больших людей»

В Ингушетии чествуют уважаемых представителей старшего поколения

Сегодня, 1 октября, в мире отмечают Международный день пожилых людей. Среди особенностей мировоззрения кавказских народов особое место занимает подчеркнуто уважительное отношение к представителям старшего поколения. Интересна сама словесная конструкция, которой обозначаются люди пожилого возраста в частности у нас, у ингушей. Это вам не малоприятное слуху «старый», «пожилой», «преклонный», а «воакха саг» — «большой человек».

Он большой от мудрости, знаний, опыта и потому заслуживающий уважения, достойный почитания. Впрочем, и уважение надо уметь заслужить. Это тоже особый талант. Знать себе цену, стараться не быть обузой, не спекулировать грузом прожитых лет — таковы правила жизни ингушских «больших людей». К их числу относится и Райшат Опиева из Сунжи.

Райшат Хамидовна родом из Алкуна. Во время депортации нашего народа в Казахстан и Среднюю Азию в 1944, ей исполнилось три года. События, связанные с этой тяжелой страницей в истории ингушей, она помнит смутно. Однако как тяжело давалась соплеменникам жизнь на чужбине, помнит отчетливо.

-Тяжелое время длилось долго. Мы жили в Павлодарской области в Качирском районе. В селе, где мы обосновались поначалу, было неплохо. Но затем отец захотел перебраться поближе к родственникам, и мы переехали в село Рыбное. Тогда мы вспомнили первые месяцы депортации. Часто ложились спать без ужина, — вспоминает бабушка Райшат.

Работать Райшат начала рано. Ей было всего лишь 12, когда она стала приносить в дом деньги. Подростков брали на сезонные сельхозработы. Целый месяц пропадали в поле с тяпкой или серпом в руках, в итоге могли заработать какие-то гроши. Но это было лучше, чем ничего.

Пока мы разговаривали с Райшат Хамидовной, уютно устроившись на диване, нас внимательно слушал ее любимый внук Ахмед. Как-то сам собой возник вопрос к Амоше, как его любя называют в семье, сколько же ему лет.

- Двенадцать, - последовал ответ.

- Ахмед, можешь представить, в твоем возрасте бабушка Райшат уже работала, помогала семье?

Ахмед засмущался, а любимая бабушка сразу стала Амошу выгораживать.

- Слава Аллаху, что им этого делать не надо, что у них есть полноценное детство. Слава Аллаху, — повторила она.

Учиться в семье Хамида Опиева девочкам не давали. Женщина должна воспитываться в доме, считал отец. Таковы были тогдашние нравы. Азы грамоты и счета она усвоила, будучи уже в возрасте.

В 18 лет Райшат Хамидовна устроилась на работу в местное ателье. Она ничего не смыслила ни в крое, ни в шитье. Она была чем-то вроде подмастерья. Она как раз хотел научиться шить. Ей нравилось это занятие. Затем оно долгие годы кормило ее и маленького сына, с которым она осталась на руках после неудачного замужества.

Ингушских женщин, еще той, как говорится, старой закалки, отличает особое самоотречение, если речь идет об интересах близких. Для них перестают иметь значение собственный комфорт, удобство, личные желания.

Как стала бабушка Райшат трудиться ради семьи в почти детском возрасте, так эта работа ее и преследовала всю жизнь. На заслуженном отдыхе, который у цивилизованных людей принято связывать с выходом на пенсию, она буквально лишь два-три года. В то время как первую пенсию она получила еще в начале нулевых.

— У меня родственник есть один. Зовут Таус. Я в тот момент работала в трех местах. Техничкой подрабатывала в РОВД, больнице и портняжничала, как всегда. Ну, вот, он пришел в ателье, я ему подшила брюки, расстались. На второй день мы пересеклись в РОВД. Он спрашивает: "А ты что здесь делаешь?" Я ему: "Это моя подработка". На третий день нос к носу столкнулись на территории ЦРБ. Он уже смеется. "Есть место, где ты не работаешь?" - спрашивает. Я бы и сейчас работала, да уже стыдно. Люди не поймут, и сын против.

— Каково быть пожилым человеком среди ингушей? — спросил я Райшат Хамидовну.

— Да, наверное, лучше, чем где-либо. Стариков у нас уважают. С их мнением считаются. Плохо уживаешься с престарелыми родителями - рискуешь прослыть негодяем. Это хорошая черта характера ингушей. Это обязательно надо сохранить. И в первую очередь в этом должны быть заинтересованы нынешние молодые. Ведь и они состарятся. Мы-то свою порцию почтения, по воле Аллаха, получаем благодаря тому, что обычаям предков никогда не изменяли, даже тогда, когда было очень тяжело, когда даже есть было нечего. Иной раз ловлю себя на мысли, что если бы сохранение нашего народа в тех нечеловеческих условиях оказалось бы в руках некоторых представителей подрастающего поколения, то от ингушской нации осталось бы одно название. Но это если на некоторых посмотреть. Примеров хороших все же больше. Пусть Аллах преумножит таких!