Без ущерба культурному наследию

В Ингушетии при реконструкции федеральной трассы обеспечивается полная сохранность объектов археологического наследия

Налажен высокий уровень взаимодействия и взаимопонимания проектных организаций, заказчиков в лице подведомственного Росавтодору ФКУ «Упрдор «Кавказ», федерального дорожного агентства, с местными органами власти и археологическими сообществами для сохранности предметов, находимых при раскопках и представляющих археологическую ценность. Об этом в интервью местным журналистам заявил директор Института археологии Кавказа Бияслан Атабиев во время пресс-тура, организованного ФКУ «Упрдор «Кавказ».

«В конечном счете, это позволяет обеспечить полную сохранность объектов археологического наследия на участках реконструкции. Как и положено по действующему законодательству, археологи прошли перед строителями, поэтому даже на данном участке были проведены достаточно обширные археологические исследования, которые позволили выявить новый археологический пласт, позволивший совершенно под новым углом оценить степень историко-культурного развития данной территории в древности», — сказал Атабиев.

Он добавил, что раскопки также проводились на Насыр-Кортском оборонительном рве, курганной насыпи с разрушенным еще в древности погребением. При исследовании более 20 курганных насыпей близ реконструируемой федеральной автодороги «Кавказ» обнаружили уникальные образцы вооружения, наконечники стрел, копий, а также жертвенные плиты.

«Самые большие раскопки были проведены в районе Карабулака, где в общей сложности исследовано 23 курганных насыпи, которые дали великолепный материал, позволяющий судить о различных процессах, в том числе о погребальном обряде, уровне развития общества, начиная со второго тысячелетия до рождества Христова. То есть на протяжении четырёх тысяч лет», — сказал он.

По его словам, археологии нашли великолепные образцы вооружения, наконечники стрел, копий, материал, позволяющий судить об идеологических воззрениях общества. В погребениях обнаружены жертвенные плиты.

«Получены данные, позволяющие установить конструкции погребальных сооружений керамического производства. Обнаружены великолепной сохранности бронзовые наборные боевые пояса, железные наконечники, мечи. Я не говорю уже об антропологическом материале», — сообщил Атабиев.

Он считает, что на основании полного тщательного изучения костных останков можно говорить не только о половозрастной структуре общества, о заболеваниях, которыми оно страдало, но и о путях миграции людей.

Напомним, подведомственное Росавтодору ФКУ «Упрдор «Кавказ» в среду презентовал для общественности и СМИ проект масштабной реконструкции 26 километров трассы Р-217 «Кавказ» в границах Ингушетии — с 563-го по 589-й км. В ходе пресс-тура журналисты посетили древнее захоронение (Гамурзиевское городище) в границах участка, увидели найденные артефакты и пообщались с археологами.

Участники пресс-тура смоли ознакомиться с современными технологиями строительства дороги в ходе презентации. Журналисты увидели процедуру устройства буронабивных свай (основания развязок). Речь идет о масштабной реконструкции более половины всей трассы Р-217 «Кавказ» в Ингушетии. 26 из 39 километров (с 563-го км на границе Ингушетии с Северной Осетией по 589-й км) автодороги будут доведены до четырех полос к осени 2020 года. Другая часть трассы Р-217 «Кавказ» в Ингушетии (13-километровый участок — с 589-го по 602-й км на границе с Чеченской Республикой) была доведена до четырех полос ещё в 2015 году.

В настоящее время завершено устройство нижних слоев асфальтобетона на 6-километровом участке автодороги возле сельского поселения Троицкое. На путепроводах транспортных развязок у поворота к Магасу, в Назрани и селе Экажево мостостроители устраивают буронабивные сваи. Кроме того, полным ходом идут земляные и подготовительные работы у населенных пунктов Барсуки, Гази-Юрт, Карабулак, Яндаре, а также на мостовом сооружении через реку Сунжа.

По словам начальника ФКУ «Упрдор «Кавказ» Руслана Лечхаджиева, впервые на федеральных трассах Ингушетии реализуется такая масштабная программа модернизации инфраструктурных объектов и приведения сети в нормативное состояние. Запускать движение на реконструированных участках дороги планируется поэтапно, чтобы обеспечить комфорт передвижения как можно раньше.

Реализация проекта началась в 2018 году и предусматривает расширение проезжей части до четырех полос движения и возведение трех развязок, которые позволят оптимально распределить транспортные потоки. Существующий двухполосный мост через реку Сунжа приведут в соответствие с нормативными требованиями по грузоподъемности и габаритам, а рядом построят новый. Таким образом, техническая категория трассы Р-217 «Кавказ» на границе республик повысится со второй до IБ.

Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ «Упрдор «Кавказ» построят четыре надземных пешеходных перехода и пять автобусных остановок, установят почти 100 км металлического и железобетонного барьерного ограждения, 690 дорожных знаков и нанесут разметку термопластиком. Также на обновленной трассе появится свыше 25 км линий электроосвещения. Несколько участков оградят шумозащитными экранами общей протяженностью 8 км. Кроме того, планируется высадить более 13 тыс. деревьев в полосе отвода автодороги.

Старт реконструкции 26-километрового участка трассы «Кавказ» в Ингушетии был дан в сентябре минувшего года.