Обеспечение глобальной конкурентоспособности страны

В Ингушетии прошел третий экономический открытый форум «Реализация Национального плана развития конкуренции в РФ»

Особенностью третьего форума стал уклон на национальные проекты, ключевыми целями которых является обеспечение глобальной конкурентоспособности российской экономики.

Участниками форума стали представители аппарата Главы и правительства региона, руководители министерств и ведомств, бизнес-сообщества, предприниматели, представители правоохранительных органов, региональные и федеральные СМИ.

В качестве гостей в форуме приняли участие представители Центрального аппарата ФАС России — заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков, начальник отдела проектов по развитию конкуренции ФАС России Михаил Храмцов, руководитель Калмыцкого УФАС России Манца Сангаджиева.

Открывая третий экономический форум, руководитель Ингушского УФАС России Батыр Точиев отметил: «В соответствии с перечнем поручений Президента органам исполнительной власти было поручено разработать ряд ключевых показателей для повышения уровня конкуренции в регионе, однако, как видим по итогам, картина далеко не радостная. Неисполнение поставленных задач говорит лишь о халатном отношении, которое необходимо устранять».

Экономическая эффективность — вот главный показатель состоятельности. Так, Ингушское УФАС России предлагает провести анализ всех республиканских ГУП и МУП на предмет их экономической эффективности. Присутствие унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, предложено сократить, часть ликвидировать.

Заместитель руководителя Ингушского УФАС России привел цифры из практики Ингушского УФАС России по выявлению нарушений при реализации национальных проектов.

Так, за период с 1 января 2019 года по настоящее время в Ингушское УФАС России поступило 22 жалобы и обращения на действия (бездействия) заказчиков и (или) их комиссий при проведении процедур закупок в рамках реализации национальных проектов. На заседаниях комиссии Ингушского УФАС России признаны обоснованными и частично обоснованными 16 жалоб. При проведении закупок в рамках реализации национальных проектов региональными, федеральными и муниципальными заказчиками Республики Ингушетия выявлено 44 нарушения норм закона о контрактной системе.

Типовыми нарушениями явились:

— нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

— нарушение правил описания объекта закупки;

— нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

— нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

Также часто допускаемым нарушением является не установление или неверное установление дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

При выявлении нарушений, которые невозможно исправить на стадии заключения контракта, Ингушским УФАС России выдается предписание о внесении изменений или аннулировании закупки.

Также Ингушским УФАС России ведется работа по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности.

Ингушским УФАС России ежеквартально проводятся публичные обсуждения по практике применения антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе, в ходе проведения которых Ингушским УФАС России разъясняется практика.

Начальник отдела проектов по развитию конкуренции ФАС России Михаил Храмцов процитировал позицию ФАС России, сказав: «Если мы, реализуя национальные проекты, делаем плюсы для конкуренции, то завершение национальных проектов даст возможность нашей экономике делать два еще плюса, а может быть три и четыре, соответственно, результат будет виден».

Должна быть максимальная синхронизация при исполнении Национального плана развития конкуренции и национальных проектов для достижения положительных экономических преобразований. Реализация национальных проектов при помощи проконкурентных моделей даст долгосрочный эффект.

«В 2018 году ФАС возбудила более 760 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из них почти 390 дел было о картелях. Больше всего антиконкурентных соглашений было выявлено в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог (29%), а также в поставках лекарств, продуктов, транспортных услуг и ЖКХ», — обратился к собравшимся Мухаммед Хамуков, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России.

Министерство экономического развития представило доклад о проделанной работе в вышеуказанных направлениях в министерствах и ведомствах региона.

Представители Минэкономразвития Ингушетии, отмечая благоприятную тенденцию развития, отметили, что при поддержке УФАС России по Республике Ингушетия отобраны 33 отрасли (сферы, товарных рынка) из 41 для включения в «Дорожную карту» по содействию развития конкуренции на территории республики. А также утверждены ключевые показатели развития конкуренции в Ингушетии, которые необходимо достичь к 1 января 2022 года, в отобранных отраслях экономки. Ключевые показатели определяют долю присутствия в отраслях (сферах) экономики частного бизнеса.

Акцентируя внимание на основных направлениях развития конкуренции, свою задачу Минэкономразвития видит в увеличении доли частного бизнеса в тех сферах, где превалируют государственные учреждения.

«Ингушетия в числе лидеров по приросту МСП», — отметил Анзор Аушев, будучи генеральным директором кластерного развития.

Заказчикам необходимо поддержать малый бизнес, тем более что с 1 июля в силу вступили новые правила поддержки МСП.

«Заказчик не закрывает закупку в реестре контрактов, то есть исполнение контракта не завершено, а это в свою очередь имеет свои неблагоприятные последствия», — отметил Анзор Аушев.

Далее о картельных сговорах и способах их доказывания с представителями правоохранительных органов специалисты Ингушского УФАС и ФАС России поговорили за закрытыми дверями без камер.