Ликвидация роуминга оказалась полезной для всех участников

В Ингушском управлении Федеральной антимонопольной службы России прокомментировали отмену роуминга

В Ингушском управлении Федеральной антимонопольной службы России прошел брифинг. Ключевой темой обсуждения на нём стала работа ведомства в части отмены роуминга по всей стране с 1 июня текущего года, в том числе в Крыму и Севастополе.

Ликвидация роуминга оказалась полезной для всех участников: потребители экономят не менее 6 млрд рублей в год, операторы получили рост потребления услуг связи и повышение лояльности абонентов: граждане перестали бояться включать телефон в поездках. Соответственно, отсутствуют какие-либо предпосылки для роста цен на услуги связи в связи с отменой роуминга.

Деятельность по ликвидации роуминга в России получила высокую оценку в международном сообществе. ФАС страны стала победителем в конкурсе Всемирного банка — Международной конкурентной сети — в номинации «Развитие конкуренции в секторе цифровой инфраструктуры, цифровых платформ и цифровых финансов» с проектом «Отмена национального и внутрисетевого роуминга». После подведения итогов Всемирный банк на своем сайте также отметил достижение ФАС России: «ФАС России реализовала инициативу по адвокатированию конкуренции путем выявления и устранения ограничительных регуляторных норм и антиконкурентного поведения в отношении роуминга в стране».

Свои комментарии по этому поводу высказало и Ингушское УФАС в лице специалиста — эксперта антимонопольного органа Елизаветы Даурбековой. Она, в частности, подчеркнула, что основные провайдеры услуг мобильной связи отменили роуминг с 1 июня текущего года. У них на это есть несколько причин: чтобы потенциальные клиенты не ушли к конкурентам, надо создать выгодные условия; крупные игроки давно движутся в этом направлении, создают тарифы с одинаковыми ценами для всех регионов; антимонопольная служба поставила вопрос на серьезный контроль; дополнительная прибыль от этой услуги незначительна для многих.

— Привела ли отмена роуминга к повышению цен на услуги сотовой связи?

— Нет, отмена роуминга ни в коей мере не может являться основанием для повышения цен на услуги связи. Как было установлено в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, установление «надбавок» или более высоких тарифов в поездках по стране являлось экономически и технологически необоснованным — то есть никаких дополнительных затрат у операторов связи в случаях, когда абонент уезжал из домашнего региона, не возникает. По факту, со времени отмены роуминга (с апреля и августа 2018 года), повышение цен было зафиксировано только в январе 2019 года, и оно было связано с повышением НДС до 20%. Иного повышения не выявлено.

— Распространяется ли отмена роуминга только на голосовые соединения?

— Нет, отмена роуминга распространяется на все услуги сотовой связи — звонки (как входящие, так и исходящие), СМС и Интернет.

— Какую ответственность будут нести операторы связи, которые или не отменили роуминг, или снова его введут?

— В случае, если предполагаемое нарушение будет совершено операторами, занимающими доминирующее положение (по состоянию на текущий момент это МТС, ВымпелКом, МегаФон и Теле2), их действия будут рассмотрены на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, тогда такое нарушение уже будет квалифицироваться как повторное.

Поскольку отмена роуминга установлена Федеральным законом «О связи», в случае, если операторы, не занимающие доминирующее положение, нарушат требования Закона о связи, их действия, по мнению ФАС России, могут быть оспорены в гражданско-правовом порядке с соблюдением досудебного порядка урегулирования споров (оператору связи необходимо направить претензию). В случае если претензия не будет удовлетворена или будет удовлетворена частично, абонент вправе обратиться в суд за защитой своих гражданских прав.

— Что делать, если операторы самостоятельно не внесли изменения в договор с юридическим лицом и продолжают брать повышенную плату в поездках?

— Порядок внесения изменений в договор, заключенный оператором связи с абонентом — юридическим лицом, в том числе в части цены услуги, определен самим договором. В случае если изменения в договор не внесены оператором связи (или у оператора связи нет права на одностороннее внесение изменений в договор), абоненту — юридическому лицу рекомендуется обратиться к оператору связи с требованием внести изменения в договор.

— Почему так долго ликвидировался роуминг, разговоры шли в 2010, 2014 и 2016 годах?

— В 2010-2014 гг. рассмотрение дел, а также выработка подходов к установлению обоснованных цен в роуминге касалась международного роуминга, в том числе в странах СНГ и ЕАЭС.

К ликвидации роуминга в России ФАС России приступила в конце 2016 года, причем сделала это по собственной инициативе. Для участников рынка были определены основные этапы отмены роуминга (напомним, что в случае, когда абонент выезжает из сети своего оператора, «включаются» процедуры взаимодействия как минимум двух операторов).

За 2-3 месяца многие операторы снизили свои межоператорские ставки, создав возможность для снижения абонентских тарифов при нахождении абонента в сети другого оператора. Поскольку в добровольном порядке операторы связи не пошли на отмену роуминга, были возбуждены дела о нарушениях антимонопольного законодательства. С этого момента начались процедуры антимонопольных расследований, которые были завершены в установленный Законом о защите конкуренции срок. В результате роуминг был отменен (тарифы на услуги связи в поездках стали как в домашнем регионе).

ФАС России инициировала вопрос отмены роуминга с ноября 2016 года. Деятельность шла в рамках рабочей группы при ФАС России, участники которой пришли к необходимости применения в данной сфере принципов справедливого роуминга, направленных на создание недискриминационных условий на рынках услуг электросвязи, приведения тарифов на услуги связи в роуминге к обоснованному уровню, близкому к сложившемуся на территории «домашнего региона». То есть принципу — «в роуминге как дома».

Операторам связи ведомство предложило провести эту работу самостоятельно, однако делать они этого не стали. 10 апреля 2017 года ФАС России возбудила дело в отношении операторов «большой четверки» за установление и поддержание монопольно высоких цен на услуги связи в национальном роуминге (при оказании услуг связи в роуминге с использованием сети другого оператора), в том числе на территории Республики Крым и г. Севастополя.

В ходе рассмотрения дел операторы «большой четверки» в декабре 2017 года подали ходатайства о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства. В результате устранения нарушения абонентские тарифы в национальном роуминге были существенно снижены, а в бюджет были уплачены штрафы в размере 2 млн 950 тыс. руб.

Снижение стоимости в зависимости от услуг в среднем по операторам составило от 2 до 10 раз при нахождении абонента в сети другого оператора связи. Например, стоимость СМС-сообщений снизилась до 2 рублей с ранее установленных 3,90-4,90 руб./шт. Стоимость голосовых соединений теперь составляет в среднем 2 руб./мин., ранее абоненты платили по 9-10 руб./мин. Стоимость передачи данных снижена с 9,90 до 1-3 рублей за Мб.

В июле 2017 года ФАС выдала четырем операторам предупреждение о ликвидации так называемого внутрисетевого роуминга. «Внутрисетевой роуминг» заключался в увеличении, по сравнению с условиями домашнего региона, цен на услуги связи в случае, если абонент выезжал из домашнего региона по Российской Федерации, оставаясь при этом в сети связи своего оператора. Операторам связи было предложено до августа 2017 года изменить все действующие тарифные планы, исключив из них необоснованную разницу цен при нахождении абонента в «гостевом» регионе. ООО «Т2Мобайл» заявило о готовности исполнить предупреждение в полном объеме.

В связи с неисполнением предупреждения 5 марта 2018 в отношении ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», 12 марта 2018 в отношении ПАО «ВымпелКом» возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения дел операторы связи ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС» заявили о добровольном устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Цены на СМС, передачу данных и исходящие голосовые соединения в поездках были установлены на том же уровне, что и в домашнем регионе, то есть снижены от 2,5 до 10 раз. Также операторы внесли изменения в «пакетные» тарифные планы, согласно которым при поездках за пределы домашнего региона пакеты минут, SMS, передачи данных расходуются из предоплаченного пакета. В августе 2018 года операторы связи объявили об отмене платы за входящие голосовые соединения в своих сетях при поездках по России.