О доступности финансовых услуг в Ингушетии

В течение 2019 года в Ингушетии планируется увеличить количество устройств по приему платежных карт до 1053 единиц

В начале марта текущего года в Краснодаре Банком России был презентован региональный проект по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях ЮФО и СКФО на 2019-2020 годы.

В тот же день состоялось подписание соглашения («дорожной карты»), в котором прописан перечень мероприятий, направленных на реализацию этого проекта в регионе. О том, какие именно шаги будут предприниматься в решении поставленных задач, корреспондент газеты «Ингушетия» попросил рассказать руководителя Отделения-НБ Республика Ингушетия Магомед-Бека Ужахова.

— Магомед-Бек Магомедович, насколько нам известно, проект по повышению финансовой доступности в пилотном варианте стартовал год назад на Дальнем Востоке. Вторым регионом, где реализуется «дорожная карта» по повышению доступности финансовых услуг стал юг России. Неужели у нас так серьезно стоит эта проблема?

— «Дорожная карта» разработана с учетом особенностей каждого региона. Несмотря на свою разность, многие регионы по-прежнему объединяет неравномерность доступа к финансовым услугам и невысокий уровень финансовых знаний граждан. Комплекс действий, предпринятый мегарегулятором, должен максимально выровнять ситуацию в стране. То есть обеспечить присутствие имеющихся на сегодня финансовых услуг в удаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях, а также повысить финансовую грамотность населения и предпринимателей в том числе.

Ни для кого не секрет, что у нас все еще остаются села, жителям которых приходится выбираться в город или райцентр, чтобы оплатить налоги, коммунальные платежи, снять деньги в банкомате, внести очередной платеж за кредит. Тогда как большинство этих операций в цивилизованном обществе уже давно совершаются по месту проживания или даже не выходя из дома.

— Уже есть данные о том, сколько таких населенных пунктов в нашем регионе?

— Прежде всего, нам необходимо было выяснить точное количество уже существующих точек терминалов и банкоматов в сельских поселениях. Для этого мы начали работу по созданию актуальной «тепловой карты», которая даст полную картину географического распределения автоматических устройств в отдаленных и малонаселенных селениях, а также покрытия Интернетом.

По предварительным оценкам, из 44 населенных пунктов республики в 35 есть покрытие сети Интернет — где-то уверенное, где-то частичное. В 16 населенных пунктах полностью отсутствуют банкоматы и терминалы.

Зеленый цвет на нашей карте означает, что в этом населенном пункте имеется стопроцентный доступ ко всем инструментам финансового рынка. Это в основном города и районные центры нашей республики. А в красной зоне располагаются те сельские поселения, где нет доступа к сети Интернет или сигнал слабый, где отсутствует банкомат или нет возможности оплатить товар или услугу банковской картой.

И наша задача состоит в том, чтобы в ближайшее время «красные зоны» исчезли с карты Ингушетии.

— Данных «тепловой карты» достаточно для получения всей необходимой информации?

— Для полноты картины решено провести анкетирование населения и представителей МСП, с целью выяснения состояния финансовой доступности и качества предоставляемых услуг. Таким образом, мы надеемся выяснить, насколько эффективно работают уже существующие точки финансовых услуг, а где они вовсе отсутствуют.

Планируется активнее взаимодействовать с провайдерами для расширения качества покрытия сетью Интернет и развивать безналичные платежи. Дело в том, что доля безналичных платежей в нашей республике ниже среднероссийской. Поэтому в течение 2019 года планируется увеличить количество устройств по приему платежных карт до 1053 единиц и нарастить долю объема безналичных операций до 30,4% (сейчас эта цифра составляет 25,2%).

Также необходимо повысить информированность населения и бизнеса об инновациях в сфере финуслуг. Стремительно развивающиеся информационные технологии упрощают и облегчают жизнь людей. Давно получили распространение и пользуются популярностью оплата товаров и услуг с использованием QR-кодов и многие другие технические новшества в сфере финансовых услуг.

— При установке терминалов и банкоматов важно обеспечить их безопасность. Где именно планируется их установка?

— Да, разумеется. Поэтому рассматривается такой вариант, как установка этих устройств в зданиях администраций сельских поселений. Сельчане смогут здесь же оплачивать коммунальные услуги, снимать наличность с банковских карт, получать информацию о других финансовых продуктах. Полагаем, это оптимальный вариант решения проблемы.

— Магомед-Бек Магомедович, вот вы говорите «мы», «нами», а кто еще задействован в реализации проекта?

— Подписание соглашения было трехсторонним — Южное ГУ Банка России (г. Краснодар), Министерство экономики, промышленности, торговли и туризма нашей республики и мы — Отделение-НБ Республика Ингушетия.

А вот уже на стадии начала реализации плана была создана рабочая группа, в которую вошли органы исполнительной власти региона, администрации муниципальных образований, кредитные организации, ФГУП «Почта России» и ПАО «Ростелеком». Вместе мы выработали стратегию повышения финансовой доступности, уделив особенное внимание небольшим селам, с численностью населения менее 3000 человек.

— Что входит в понятие «доступность финансовых услуг»?

— Как минимум, это наличие в населенных пунктах банкоматов и терминалов, а также оборудование торговых точек и почтовых отделений электронными терминалами — небольшими устройствами для приема к оплате платежных карт.

Но это, как я сказал, лишь минимальный пакет услуг. В базовый набор финансовых услуг входит кредитование, страхование, формирование вкладов и сбережений, и все та же обеспеченность платежной инфраструктурой.

Подобный набор услуг поможет жителям и предпринимателям отдаленных и малонаселенных сел, не выезжая, получать финансовое консультирование и доступ к дистанционному обслуживанию через интернет круглосуточно. Таким образом, люди не будут чувствовать себя отрезанными от «большой земли» и современного финансового мира.

— Пожилые люди, пенсионеры, как правило, с опаской относятся к подобным новшествам и предпочитают использовать наличные при оплате коммунальных услуг или делая покупки в магазине. Насколько будут востребованы создаваемые точки доступа?

— В наших сельских поселениях проживают не только пожилые люди, согласитесь. Это люди разных возрастов, социального статуса и жизненных потребностей. Наличие финансовой доступности по месту проживания весьма облегчает жизнь и экономит время. Когда люди узнают о преимуществах и возможностях современных финансовых инструментов, то непременно берут их на вооружение. Также трудно переоценить возможность дистанционного получения финансовых услуг для представителей малого и среднего предпринимательства, как говорится, без отрыва от производства.

— Все ли сумеют правильно воспользоваться теми услугами, которые станут доступны?

— Вы совершенно правы. Наша первоочередная задача — повышение финансовой грамотности населения. Повышая доступность финансовых услуг мы, главным образом, должны вооружить людей знаниями о том, как этими услугами пользоваться. Представьте, если человек начнет набирать кредиты, не думая о том, как он их будет выплачивать. Пользователи должны знать обо всех рисках, сопряженных с теми или иными продуктами финансовых услуг.

Наше Отделение-Национальный банк давно уже проводит активную работу по повышению финансовой грамотности для людей разных возрастов. Наши специалисты организуют открытые уроки в школах и лекции в вузах и ссузах, проводят финансовые игры в летних оздоровительных лагерях.

Много интересного и познавательного можно найти на образовательном сайте Банка России «Финансовая культура» (Fincult. info). Здесь представлены материалы на различные темы и случаи жизни: как не попасться в сети мошенников, как открыть свой бизнес, что такое мисселинг, как накопить на свою мечту и многое-многое другое. На сайте достаточно информации, которая поможет не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.

Также на сайте много просветительской информации из мира финансов для подростков и детей.