Безопасного всем движения на дорогах

В течение августа в Ингушетии проходят рейды и семинары, посвященные дню светофора

Компактный автоматический регулировщик дорожного движения под названием «светофор» давно избавил человечество от необходимости постоянно дежурить на сложных перекрестках дорог и железнодорожных путях для управления движением всех видов транспорта.

Этот, простой на первый взгляд, механизм, оснащенный функцией оптической сигнализации (и нередко со звуковым сопровождением разрешающего сигнала), используется для автоматического регулирования всех участников дорожного, морского и железнодорожного движения, в число которых входят и пешеходы.

Современная жизнь магистралей сегодня не мыслится без этого трехглазого устройства. Даже дети знают, что красный свет означает «стоп», желтый — «внимание», зеленый — «путь свободен». И все это четко, без лишней суеты, уже на уровне автоматического сознания.

Прошло уже более века, как был изобретен первый светофор, но за все это время это устройство стало одним из важных и жизненно необходимых атрибутов жизни человека.

Тесное знакомство со светофором каждый из нас начинает еще в детстве, не прекращая эту полезную дружбу вплоть до конца своих дней. И, наверное, поэтому «разноглазый постовой» имеет свой собственный праздник, который отмечается в России в течение всего самого жаркого месяца, начиная с 5 августа.

Именно в честь этого праздника, как и по всей стране, в нашей республике проходят в эти дни специальные мероприятия, включенные в месячник безопасности на дорогах, предусмотренные для снижения числа дорожно-транспортных происшествий, которые очень часто происходят у нас в последнее время.

Аппарат правительства Ингушетии разработал специальный план работы по проведению разнообразных рейдов, эстафет и постановочных форм профилактики ДТП для детей и довел его до руководителей органов, отвечающих за безопасность движения на дорогах.

Как нам стало известно, особенную активность в данных мероприятиях проявляют сотрудники УГИБДД и работники образовательных учреждений республики, которые с помощью активистов общественных организаций используют этот месячник как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь — детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения, ведь ценой самой незначительной ошибки на проезжей части может стать жизнь человека.

По словам ведущих экспертов в области безопасности на дорогах, Международный день светофора в России — это дополнительная возможность для сотрудников ГИБДД привлечь внимание общественности к проблеме высокой смертности в результате ДТП по причине невыполнения требований стоячего полицейского. Вместе с добровольцами и активистами они организовывают проведение различных тематических семинаров, акций и конкурсных мероприятий.

Начальник отдела по надзору УГИБДД МВД России по Ингушетии Иса Хутиев, комментируя ход данных мероприятий, рассказал нашей газете о предстоящей и проделанной работе в этом плане и отметил, что большую нехватку светофоров испытывает наша республика в местах нахождения общеобразовательных учреждений и ДОУ, где на постоянной основе скапливается большая масса людей.

— Особенно необходимы нам так называемые регулируемые светофоры марки «Т-7», которые должны быть расположены на пешеходных дорожках около школ и детских садиков, для того чтобы дети и их сопровождающие сами могли обеспечить себе безопасный переход, — подчеркнул он и добавил, что подобные средства защиты людей в других городах и республиках страны имеют большую популярность.

Из разговора с сотрудником ГИБДД мы узнали, что число светофоров, установленных на всей территории Республики Ингушетия, на сегодняшний день составляет 69 штук. Но, по его словам, согласно ГОСТу такое количество средств безопасности на дорогах не способно обеспечивать бесперебойную работу автомагистралей, существующих в данном регионе.

Если в бытность Чечено-Ингушетии наша республика представляла только четыре района в составе автономного объединения, и обеспечение состояния инфраструктуры зависело от столичной казны, то сейчас при своей государственности Ингушетия имеет довольно оснащенный вид и в плане модернизации средств защиты на дорогах.

Хорошим подспорьем для такого продвижения, по словам нашего собеседника, является государственная программа по развитию транспорта, связи, промышленности и энергетики, которая имеет подпункт, где рассматриваются статьи, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения.

— Именно в этой подпрограмме пункт по модернизации работы светофоров на территории страны имеет свою отдельную нишу, так как эти средства играют огромную роль в организации дорожного движения и обеспечивают безопасность движения для всех его участников, как для водителей, так и для пешеходов, — отметил он.

Как и подобает хорошему специалисту в своей области, Иса Юнусович рассказал нам о нескольких видах устройств оптической сигнализации, которые продолжают обновляться и совершенствоваться день за днем. Опытные водители, особенно дальнобойщики, наверное, знают, что помимо стандартного набора оттенков имеют место быть также двухсекционные светофоры, в которых сигналы подаются красным и зеленым цветами. Они нужны для выполнения своих функций в местах, нуждающихся в усиленном транспортном надзоре.

Кроме стандартных стражей порядка на дорогах, к которым мы все уже давно привыкли, существуют еще и специальные трамвайные светофоры и даже регулирующие устройства для машинистов метро, велосипедистов и гонщиков на авторалли.

Также большую популярность приобретают в наши дни так называемые стрелочные секции. Это когда помимо цветных глаз устройство оснащено еще и специальными стрелками.

Существуют в мире светофоры и с мигающими сигналами. Этот вид необходим на особо опасных участках железнодорожных переездов, аэропортов и других стратегических объектах.

— Каждый из этих видов очень важен по-своему и оказывает неоценимую услугу людям, если только люди научатся присматриваться к ним и прислушиваться, — говорит Иса. — Тем более что установка их и обслуживание стоят немалых денег: в среднем эти электронные постовые оцениваются от тридцати тысяч долларов и выше.

По подсчетам социологов, жители крупных мегаполисов в ожидании зеленого сигнала, разрешающего движение, тратят около шести месяцев своей жизни. Но эти минуты и часы стоят того, чтобы уделять им пристальное внимание. Ведь игнорированный красный свет сигнала может стоить человеку жизни или в лучшем случае — здоровья.