Боясь общественного порицания

Впервые за долгие годы в «Ингушэнерго» добились снижения просроченной дебиторской задолженности потребителей электроэнергии

В городах Ингушетии, где почти все знают друг друга, весть о том, что энергетики вышли в очередной рейд по выявлению должников или энерговоров, разносится очень быстро.

Быть может, поэтому к концу 2017 года филиал МРСК Северного Кавказа — «Ингушэнерго» переломил непростую ситуацию, сложившуюся с оплатой за потребленный ресурс и потерями в сетях, и впервые за долгие годы добился снижения просроченной дебиторской задолженности потребителей республики.

Кроме того, по итогам 11 месяцев текущего года уровень оплаты на розничном рынке электроэнергии составил более одного миллиарда рублей, или 66%, что на 11% больше в сравнении с прошлогодними показателями. В денежном выражении платежи увеличились на 264 млн 671 тыс. рублей, в том числе и по наиболее проблемной категории — населению — на 66 млн 222 тыс. рублей.

Ингушские энергетики всеми методами стараются снизить остроту проблем, связанных с задолженностью потребителей. И рейды — хороший способ достучаться до каждого. Проводятся они, как правило, по двум направлениям: взыскание задолженности за потребленную электроэнергию и выявление фактов хищения ресурса. Такие акции, по сути, стали ежедневными. Приносят ли они пользу, дают ли эффект? «Безусловно», — отмечают энергетики. К примеру, в рамках одной лишь акции, проведенной в октябре этого года в городе Назрани, общая сумма задолженности по городу сразу была сокращена на 210 тысяч рублей. Объекты трех наиболее злостных должников обесточили.

Всего за 11 месяцев 2017 года энергетики произвели отключение от электропитания 8499 абонентов, не оплативших в общей сумме 203 млн рублей — в 6,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. И результаты налицо — в бюджет компании удалось вернуть 90 млн рублей, при этом 3125 потребителей оплатили счета, не дожидаясь крайних мер.

Впрочем, не стоит думать, что отключение абонентов от сети является для специалистов регионального энергохозяйства самоцелью. Энергетикам не все равно, почему у потребителя не получилось вовремя оплатить предоставляемую энергопоставщиком услугу.

— Подобные выезды — постоянная практика, однако мы всегда стараемся разобраться, по каким причинам потребитель не оплачивает электроэнергию. Если это связано со сложной финансовой ситуацией, предоставляем возможность внесения платы в рассрочку. Чтобы получить реструктуризацию долга, достаточно обратиться по адресу, указанному в квитанции на оплату электроэнергии, — комментирует отработанную практику директор филиала Султан Цечоев. — Другое дело, если потребитель имеет стабильный доход, но предпочитает просто не платить за энергоресурсы. В этом случае компании приходится применять все разрешенные российским законодательством рычаги воздействия: вводить ограничения подачи электроэнергии, обращаться в суд. Это вынужденные меры и, конечно, хотелось бы их избежать. Поэтому постоянно напоминаем — от платежной дисциплины каждого потребителя зависит эффективность и надежность энергоснабжения всего региона.

Другое важное направление деятельности компании — борьба с энерговорами. И здесь есть динамика: за 11 месяцев текущего года специалистами «Ингушэнерго» составлен 221 акт безучетного потребления 6,745 млн кВт. ч на сумму 21,7 млн рублей. Выявлено 22 потребителя, осуществляющих бездоговорное потребление, составлены акты на сумму 7,8 млн рублей с объемом 1,4 млн кВт. ч.

Хорошими помощниками в данной работе называют на энергопредприятии представителей СМИ. Когда рядом с энергетиками съемочная группа местного телевидения — визит к злостному неплательщику приобретает особый эффект. Люди готовы примириться со своей недобросовестностью как потребителя, но не согласны, чтобы это стало достоянием общественности — соседей, односельчан, родственников. Такие совместные акции получили свое емкое название: «СМИ против энерговоров».

Еще одна форма воздействия на потребителей, забывающих о том, что электроэнергия такой же товар, как хлеб в магазине, за который обязательно нужно заплатить, — акция «Стоп, энерговор!». Проходит она с привлечением молодых специалистов филиала «Ингушэнерго», студентов вузов, волонтеров. Благодаря их активной позиции рядом с домовладениями, организациями и предприятиями, владельцы которых уличены в незаконном пользовании электроэнергией, появляются «громкие» стикеры, предупреждающие окружающих о том, что «здесь живет энерговор».

В рейдовых мероприятиях задействован практически весь аппарат филиала, который помогает специалистам достоверно формировать объемы электрической энергии, переданной потребителям, фиксировать нарушения эксплуатации приборов учета, выявлять хищения электроэнергии, а также проводить разъяснительную работу.