По следам наших публикаций

Всё ли в руках женщины? И насколько мужчина готов выполнять возложенные на него Всевышним обязательства?

Статья, вышедшая 12 декабря на страницах нашей интернет-газеты, «Всё в руках женщины» вызвала жаркую полемику и негодование среди представительниц слабого пола. Оно и понятно: тема многожёнства была актуальной во все времена и очень болезненно воспринималась женщинами, которые пытаются построить свой мир на любви и взаимопонимании в семье

В статье на суд читателей были вынесены размышления некой Айны (ничуть не претендуя на её авторство), о чём и было сказано в начале этой публикации. Она давала женщинам совет, основываясь на религиозных учениях, что в случае, если муж приведёт в дом вторую жену, принять это смиренно, как состоявшийся факт.

«Как бы там ни было, если это произошло, и муж решает расширить горизонты своей семьи, то женщине стоит вооружиться не когтями и слезами, а пониманием и богопослушанием, несмотря на трудность и боль, — пишет Айна. — Ненависть, недовольство и гнев уничтожают женщину изнутри, и из состояния благородности она впадает в состояние униженности. А если проявите смирение и постараетесь учиться жить по-новому, тогда войдёте в рай спокойствия, в котором будете жить сами, и другие получат покой. Всё в руках самой женщины!» И с ней не согласиться в этом никак нельзя. Но лишь в том случае, если всё будет в идеале, как это должно быть. Но в жизни всё бывает иначе.

Мужчинам очень хорошо известно, что многожёнство не является запретом для них, и некоторые не упускают возможности воспользоваться этим. И тот факт, что многожёнство запрещено, если мужчина не готов выполнять возложенные на него Всевышним обязательства, его на момент женитьбы беспокоит меньше всего. Эту часть «закона» сильная половина человечества в большинстве своем игнорирует или придерживается однобоко. Поэтому статья и вызвала бум обсуждений и возмущений у многих женщин, так или иначе оказавшихся в подобной ситуации. Попробую вам передать содержание некоторых комментариев к этой статье.

«Статья воздушно-красивая! Но именно мужчина обязан выстраивать отношения в такой семье своим равноправным отношением к жёнам. И беда нашего общества практически в отсутствии подобных мужчин. А в том, что «всё в руках женщины», тоже есть истина, но только той женщины, которая не отягощает себя порядочностью».

«Ситуации разные бывают. Не говорю о тех, кто вынужден жениться по обстоятельствам. А так, ради удовольствия, или чтобы убежать от навалившихся проблем, женятся второй и третий раз, как правило, мужчины, но не къонахи! А это совершенно разные вещи. Вот такому можно! Но таковых практически нет, или единицы, а они, как правило, признают, что не смогут быть до конца справедливыми, и не предпринимают подобные шаги». (К сведению, къонах — это идеал мужчины, идеал справедливости и человеколюбия, благородный и выдержанный).

«Мужчины сегодня заключают повторный брак лишь ради удовольствия. А относительно женщин вы точно подметили, «всё в её руках». Именно женщине стоит взвесить, идти на роль второй или третьей жены или нет».

«Какая справедливость?! У нас, как если женится второй раз — первая выживай, как хочешь, или, в лучшем случае, для показухи что-то делает, и всё!»

«Не могу согласиться с необходимостью сохранения семьи в традиционном виде (отец — мать — дети), в случае если муж женится на другой. Это насилие над ним, его выбором и над самой собой. Необходимо дать им свободу — мужу и его новой спутнице. Пусть их проблемы (которые неминуемы) будут не следствием твоего присутствия, а их выбором. Надо смириться. Нужно уйти. А для детей пусть он останется отцом. Построит им дом, будет обеспечивать, участвовать в важных событиях их жизни. А вы, если хотите жить спокойно, не ругаться с мужем, не воевать с соперницей за свое место под солнцем — включайте мозги! Они иногда нужнее, чем острые коготки. И помните, что, прежде всего, вы в ответе за своих детей. Определитесь, что важнее: вернуть коня в стойло или защитить свою территорию. Кстати, одна очень мудрая женщина привела хадис о том, что ни одна женщина не испытает боли и обиды от предпочтения мужем новой жены, прежде чем ангелы не пометят ее спину печатью грядущего рая. Вот вам и цена вопроса».

«Цыплят по осени считают. Пусть женятся, если уж хочется очень, а там посмотрим!»

Это отзывы наших женщин, но представители сильной половины человечества тоже не удержались от своих комментариев. Были и «за», и «против», и трезво оценивающие ситуацию. Так, для примера можно привести вот такого рода комментарии.

«Губу не раскатывайте, мужики. Берегите свою жену. У детей должны быть только один отец и одна мать. А если хочется, идите в огород копать, помогает».

«Этот вопрос в нашем обществе не актуален, или актуален только для людей с достатком. Остальным бы одну жену и детей прокормить достойно, дать им хотя бы нормальное образование».

Но и без комментариев многие мужчины прекрасно понимают, что жениться второй и третий раз — дело не только ответственное, но очень хлопотное и затратное, как говорил состоятельный крот из мультфильма «Дюймовочка»: «Жену-то кормить надо, а жёны они знаете, какие прожорливые». Как тут не вспомнить и «житейскую мудрость» «бывалого» мужчины, который говорил: «Жениться-то не проблема и второй и третий раз, но как вспомню, что за этим стоят ещё и обязательства перед родственниками всех жён, соблюдать потом «дика-во», то и вовсе не захочешь жениться». («Дика-во» — это сокращённое выражение на ингушском языке, которое подразумевает, что следует поддерживать родственные отношения: ходить на мероприятия, на похороны и свадьбы, при этом особо почитать тёщу, тестя, свояков и своячениц и т. д.)

Народная притча относительно многожёнства гласит: «Говорят, один мужчина, имевший двух жён, на утренний намаз всегда ходил в мечеть. Сосед по этому поводу выразил ему своё восхищение и посетовал на самого себя, что очень хотел бы, но никак не может в себе выработать эту привычку. На что первый ответил: «Это всё благодаря стараниям моих заботливых жён: одна разбудит вовремя, другая чаем напоит, и потом вместе в мечеть меня провожают». Подумал сосед и женился во второй раз. Спустя некоторое время мужчина, соблазнивший соседа жениться, увидел, что тот раньше него выскочил из дома и спешно пошёл в сторону мечети. Поравнявшись с ним и заметив гневное выражение его лица, он упреждающе произнёс слащавым голосом: «Вот видишь, сколько милости ты получил по моему совету от Всевышнего. Что может быть ценнее коллективной утренней молитвы!»

Да, Аллах создал женщину из ребра мужчины, но при этом распределил между ними права и обязанности, согласно которым они должны жить. С этой истиной никто не может поспорить. Многожёнство также является одним из предписаний Всевышнего, которое решает многие социальные и моральные проблемы семьи и общества, в том числе и в случае если жена нездорова, не может выполнять супружеские обязанности или не может иметь потомство и тому подобное. Многожёнство также оберегает мужчин и женщин от прелюбодеяния, защищает их от болезней.

Но практика показывает, что основная причина женитьбы во второй и третий раз — это просто прихоть мужчин. При этом они забывают, что на них потом возлагается большая ответственность, с которой едва ли кто справится. И мужчина должен знать об этом, задуматься, прежде чем принять такое решение. А не ссылаться, как это обычно бывает, на «непослушание» жены, трения и скандалы, которые неизбежны в рутине семейной жизни, отсутствие тепла и уюта в доме. Я уже не говорю о том, что забота о детях и домашние хлопоты занимают очень много времени у жены, что в семейной жизни бывают чёрные полосы и нужно где-то переждать, а не искать тихой гавани в объятиях новой супруги, объясняя это появившимся вдруг чувством влюблённости. Бесспорно, любовь — сильное чувство, с этим никто не поспорит. Но чтобы управлять своими чувствами, а не идти у них на поводу, как говорится, «в омут головой», мужчине необходимы такие качества, как мужество, сила воли и благородство, которое ингуши обобщённо называют «денал».

Но что бы мы там ни говорили, многожёнство практикуется, и это не секрет. А что дальше? Если оно не обусловлено необходимостью, то, скорее всего, разрушает семьи изнутри, а не укрепляет и расширяет их, хотя внешне такие семьи могут создавать иллюзию миропорядка. Редко кому из мужчин удаётся придерживаться всех предписаний ислама. Чаще всего одна семья превалирует во всех отношениях, а другая остаётся обделённой. Вот так обычно бывает в жизни. Как часто первая жена не выдерживает и становится бывшей, а дети остаются на её обеспечении. Отец же выполняет свои обязательства «алиментами», редкими «подачками» или же по принципу «на нет и суда нет». А в воспитании и подавно не принимает практически никакого участия или ограничивается некими нареканиями по какому-то поводу. А тем временем он обязан был, как мужчина, как мусульманин, предусмотреть все нюансы и последствия своего шага. Об этом говорит и богослов Магомед Харсиев:

— Многожёнство идёт с древних времён, и абсолютно невежественно считать, что оно впервые появилась именно у мусульман. До ислама практиковалось иметь до десяти и более жён, что сеяло несправедливость, дискриминацию и падение нравов в обществе. Ислам упорядочил эти отношения, установил строгие правила по многожёнству и ограничил количество жён до четырех, а также определил желательность или запрет на полигамию для каждого отдельно взятого мужчины. Прежде всего, ислам требует соблюдать справедливость по отношению ко всем жёнам. А это значит, что муж должен одинаково обеспечивать всех жен. Это относится к жилью, пище, гардеробу и прочему. Если мужчина не уверен в том, что он сможет выполнять предписанные ему обязательства, у него нет таких возможностей по разным причинам, он не сможет одинаково, по справедливости относиться ко всем жёнам и детям, то в этом случае следует ограничиться одной женой.

Да, шариат требует справедливости по отношении к женам, а сердечные чувства — это личное дело каждого. Справедливость предусматривает всё, что касается семейной жизни. Это и обеспечение одеждой, пищей, хорошее обращение ко всем жёнам, распределение ночей и самое важное — обеспечение жильем. Причём муж не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их согласия. Он также не имеет права предоставлять одной хорошее жилье, а другой плохое, опять кроме как с согласия жены. Только в этом случае многоженство исполняет свои обязательства: защищает своих женщин и детей и сохраняет нравственные устои семьи и общества. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день, лишенный части своего тела» (достоверный хадис, переданный Тирмизи: 1056, Ибн Маджа: 1959).

Вот, в случае исполнения мужчинами всех предписаний Всевышнего относительно многожёнства, остальное, можно сказать, в руках женщины! Пусть Аллах даст мужчинам, решившимся на этот шаг, сил и мудрости быть справедливыми ко всем женам, а женам в этом случае терпения, чтоб принять это умом и сердцем.