Хотим как лучше...

Законопроект по ЖКХ на стадии рассмотрения в Госдуме

За удобства в этой жизни нужно платить. Казалось бы, что эту незыблемую истину, аксиому за более чем четвертьвековое наше пребывание в условиях капиталистической жизни должны были «зарубить себе на носу» все, кто желает, по крайней мере, минимального комфорта.

Ан нет! Все намного сложнее. К слову, нюансы капитализма нам в советское время доходчиво объясняли. Как, например, про ее особенность, что «человек человеку — волк» и кто-то все равно захочет тебя «использовать». Так случается и с коммунальными платежами, когда кто-то платит за них, а страдать за их, скажем так, плохое качество приходится всем — и тем, кто платит, и тем, кто не платит.

В Госдуме решили пресечь эту пагубную и несправедливую в корне практику и внесли на рассмотрение законопроект об оплате жилищно-коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям в обход управляющих компаний. По идее, новая схема должна увеличить собираемость платежей и лишить управляющие компании, как посредника, соблазна воровать деньги жильцов. Однако выяснилось, что и тут не все так просто: кое-кто считает, что соблазн «воровать» появится и у ресурсников.

Надо сказать, что за год объем задолженности по оплате «коммуналки» перед ресурсоснабжающими организациями в стране вырос на 10% — до 1,34 трлн рублей. При этом россияне по квитанциям платят исправно, с высокой собираемостью в 95%, а огромный долг сформировали управляющие компании, на счетах которых оседают деньги собственников жилья и не доходят до поставщиков услуг.

Из-за неуплаты ресурсники часто отключают целые дома. Изменить ситуацию власти собираются уже 10 лет и за это время написали несколько законопроектов, разрешающих оплату коммуналки сразу ресурсоснабженцам. В представленном же законопроекте переход к прямой оплате будет проходить по трем путям.

Первый вариант подойдет собственникам, которые сами управляют многоквартирным домом — чаще это малоэтажки с небольшим количеством квартир, до 30. Впрочем, им уже сейчас законом разрешено напрямую заключать договора с ресурсниками.

Вторая схема носит принудительный характер и предусматривает расторжение договора с управляющей компанией при двухмесячной задолженности перед РСО и переход на прямые договоры с жильцами.

Третий путь предполагает, что решение об изменении способа оплаты принимают сами собственники при согласии ресурсоснабжающей организации.

Вместе с тем в законопроекте заложена норма, предоставляющая ресурсникам право вето на переход к прямым договорам, по сути, она наделит РСО монополией на сборы платежей.

Тем не менее, этот законопроект, по мнению некоторых экспертов, далеко не идеален. К примеру, кто-то считает, что право вето даст возможность легализовать те «кривые схемы» договоров с ресурсниками, которые уже существуют. Например, ресурсоснабжающие организации смогут включить в платежки расходы на создание клиентских служб, а также все небалансы и потери. Иными словами, жильцы вынуждены будут расплачиваться из собственного кармана за финансовые проблемы ресурсника.

Раньше все споры с ресурсоснабжающими организациями решали управляющие компании, а кто в новой схеме защитит интересы потребителя услуг — непонятно, считают аналитики. В общем, все как всегда. Хотим как лучше, а получается...