• Он относился к жизни, как к ценности

    В дни, когда только что праздновался священный праздник мусульман (Г1урба), самое время говорить о людях, духовно просветлённых и ушедших из жизни, оставивших светлую память в душах мусульман. В их числе был и Г1айрбек-хаджи Евлоев.Г1айрбек-хаджи Евлоев имел огромный авторитет в народе. Жил он в селении Наьсаре во второй половине Х1Х начале ХХ вв. Предки его жили в горном селении Пялинг. Интерес к исламу стал проявляться у Г1айрбека ещё в раннем детстве. Долгие годы он являлся тамадой мюридов этого селения. А передал ему эти обязанности первый тамада села Устрха – сын Ампаьти Абадиева. Как-то во сне увидел он, что Г1айрбек имеет дар овлия (праведного). Последний в то время ещё был ребёнком. Пришёл он к молодому Г1айрбеку и сказал: «Я не могу исполнять обязанности тамады в этом селении. Тамадой должен быть ты». Ему было в то время 12 лет. И только после третьего раза Г1айрбек-хаджи взял у него оас (посох) и согласился принять пост тамады. Упорным и долгим трудом заработал он средства и совершил хадж в Мекку.

    Г1айрбек был невысокого роста. Его узнавали издали. Убелённый сединой, он всегда ходил сдержанной походкой, с посохом в руке. Был скромным и приветливым. Всегда опрятный, он не любил обновок в одежде, довольствовался малым. Обильно давал саг1а (милостыню). Был стоиком по своим жизненным позициям. Г1айрбек имел глубокое уважение уже при жизни. «Там, где он находится, мысли свободны и дела благородны», — говорили о нём. Г1айрбека-хаджи приглашали в тяжёлых и напряжённых случаях решения вопросов кровной мести. Он призывал людей – не быть мстительными.

    Был Г1айрбек интернационалистом по духу. Не имевший светского образования, не претендовавший на знание законов общественно-политической жизни общества, он выступал за гражданское согласие, за умение понимать боль другого народа и видеть дальше. «Хорошие и достойные люди есть у всех народов. Не связывайте поступки людей с их национальностью», — говорил он, и сам убеждался в этом не раз. В вопросах взаимоотношений и взаимопонимания с казаками Г1айрбек-хаджи вложил свою добрую лепту.

    В истории страны и народа это было время, когда закончилась Кавказская война, перекраивались территориальные границы. Часть горцев, среди которых были и ингуши, была выселена в Турцию, изгонялись люди из насиженных мест, создавалась чересполосица из переселённых казаков между горцами Кавказа, менялась в целом идеология страны, происходили реформы, шли войны — 1-ая Мировая и Гражданская. Гражданская война для ингушей стала национально-освободительной. Ингуши поддержали власть большевиков, поверив в её справедливые лозунги, и в эти годы ингушам, действительно, вернули ранее отобранные сёла: Ангушт, Эхки-Юрт, Шолхи и Таузен-Юрт. Из этих сёл ушли казаки. Их проводили до Малгобекского района. Зорко следил Г1айрбек-хаджи за тем, чтобы не было столкновений между казаками и ингушами в то время. «Они покидают край, в котором оказались по воле судьбы. Это тяжёлый день, — говорил Г1айрбек-хаджи. — Ни одним поступком не отягощайте этот день для них». Он призывал всех жить в согласии. Г1айрбек-хаджи Евлоев понимал, что ни казаки, ни ингуши не виновны в том, что их иногда травят. Политика стравливания не могла привести к добру никого. Г1айрбек-хаджи вместе со старейшинами не раз улаживал враждующие стороны. Он убеждал обе стороны в том, что нужно дружить и вместе строить жизнь.

    «Уважайте грамотных, образованных людей», — говорил он о профессиональных специалистах, учителях, врачах. Он ратовал за то, чтобы ингуши давали детям хорошее образование: «Человек, который обретает знание, мудрость, может быть, полезен людям. Умные люди всегда нужны в обществе. Их всегда будут уважать». Его слово ценили, к нему прислушивались простые жители, представители духовенства и общественно-политические деятели. Видный общественно-политический деятель В.Э. Джабагиев часто приезжал к нему, советовался в моменты решения важных вопросов.

    Г1айрбек-хаджи относился к жизни, как к ценности. Был благородным относительно всех и всего живого на земле, в том числе животных и растений. Даже по траве старался не ходить, чтобы случайно не раздавить насекомое в гуще травы.

    Будучи хорошим дипломатом и имея внутреннюю культуру, Г1айрбек-хаджи был вежливым и интеллигентным. Дома или в гостях он свято соблюдал правила приличия и этикет. Призывал людей жить по шариату, отдавать часть заработанного достатка в качестве загат (милостыня малоимущим семьям). Г1айрбек убеждал людей в том, что нельзя приносить в дом чужое, пусть даже ненужную вещь, если это не заработано трудом. В таком случае, считал он, саг1а (милостыня) из этого дома не достигнет своей цели (т.е. Всевышний не примет такую милостыню). Ничто не останется безнаказанным, убеждал он, и особо тяжело переживал за людские пороки. «Подобно тому, как от наковальни разлетаются искры в разные стороны, так и наказание за проступок или кражу, совершённые одним человеком, распространяется на многих людей», — говорил Г1айрбек-хаджи.

    Был случай, когда, проходя вдоль своего участка земли, он увидел, что урожай с его поля собирают посторонние. Г1айрбек-хаджи повернул в другую сторону и быстро удалился с этого места, чтобы не смущать воров. В таких ситуациях он тут же молился за прощение грехов оступившихся. Как-то быстрой походкой зашла его жена в дом и сказала с порога: «У нас из хлева увели двух коров». Г1айрбек поднял руки, чтобы произнести молебен, а жене сказал: «Я буду просить за их прощение, чтобы в судный день этот грех не висел на ворах, а ты повторяй за мной Аминь. И к удивлению многих, в это время коровы, которых пытались увести воры, на краю села присели на обочине, и ничто не смогло заставить их подняться. Так и оставили их воры на полпути.

    О Г1айрбек-хаджи вспоминали самые невероятные истории. Однажды, оказавшись в лесу без воды, он сдавил ветку и сказал Идиг-хаджи Оздоеву: «Эта б1ариньг (ветка орехового дерева) имеет воду», и из неё стала капать вода. «Способностью выдавливать воду из ветки обладают только овлии (праведные)», — говорил как-то мулла Сулумбек Евлоев. О другом случае рассказал Сах1аш Хамхоев: «Мы плыли на корабле по Чёрному морю в Мекку, и вдруг поднялся шторм. Волны поднимали корабль и бросали из стороны в сторону. Все были растеряны, а Г1ейрбек, который сидел рядом со мной, поднялся и незаметно исчез. Я стал искать и, обнаружив его за бортом, удивился увиденному: обхватив двумя руками переднюю часть корабля, Г1айрбек как бы удерживал корабль. Вскоре корабль восстановил равновесие, люди успокоились», а Г1айрбек-хаджи, снова вернулся, сел на своё место и сказал Сах1ашу: «Об увиденном не рассказывай никому, пока я жив».

    Г1айрбек-хаджи обладал даром провидения. И сегодня временами вспоминают сказанное им и сверяют с реальностью. «Нашему народу предстоит постичь трагедию расставания с Отечеством. Это тяжёлое испытание. Но мы выдержим. Мы вернёмся домой», — говорил Г1айрбек, прогнозируя депортацию ингушей в 1944-1957гг. «Судьбу Владикавказа будет вершить голосование народов», — сказал как-то Г1айрбек, думая о нём. Возможно, он чувствовал и знал многое, но только вскользь говорил о прогнозах.

    Г1айрбека-хаджи вспоминают жители Ингушетии в числе таких праведников, как Бат1ал-хаджи Белхароев из с.Сурхахи, Хьусен-хаджи Горданов из с.Плиево, Тешал-хаджи Ужахов из с.Барсуки, Исаак-мулла Чапанов из с.Ачалуки и др. О жизни и деятельности Г1айрбек-хаджи Евлоева писали и пишут историки и журналисты. Его помнят родственники и земляки. Г1айрбек-хаджи был женат, имел двух сыновей и дочь. На месте его дома в селении Наьсаре, сегодня стоит мечеть, которую построили благодарные потомки. Могила-зерат, где покоится Г1айрбек-хаджи, является почитаемым местом. Жизнь и назидания его призывают к жизни достойной во имя глубокой духовности.