Наследие предков

Чествование национального костюма — дело государственной важности

Есть одно великое наследие у каждого народа, что отличает нас друг от друга, — это традиционная культура. Для каждого народа, и для ингушей в том числе, национальная культура при всей своей самобытности и неповторимости является предметом особой гордости. Свою достойную нишу среди национальной атрибутики у ингушей всегда занимала одежда, или национальный костюм, претерпевший в ХХ веке немало изменений, который отражает в себе и уклад жизни народа, и его эстетические принципы.

Исследователи, обращающие свои взоры к традиционной культуре, отмечают, что, как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами горцы.

По словам этнографов, национальный костюм для ингушей является одним из наиболее ярких и выразительных предметов материальной составляющей исторической культуры, безмолвно рассказывающих про обычаи и традиции нашего народа.

Конечно же, каждая нация может похвастаться своей национальной одеждой, которая хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. Для любого народа национальный костюм — это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций.

Но ингушская национальная одежда, прежде всего, отражает историю человечества из глубины веков, раскрывает художественное мировоззрение и этнический портрет народа. Как самый важный внешний символ этнокультуры человека, она предстает перед нами в виде сложного зафиксированного атрибута в каждом конкретном моменте истории, начиная с того времени, когда у нашего народа ещё не было своей письменности. Причем наша одежда всегда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом и сдержанным колоритом.

Учитывая важность сохранения значения национальной формы одежды, руководством нашей республики в 2018 году было принято решение о назначении специального праздника — Дня национального костюма в Ингушетии, который отмечается в последнее воскресенье апреля. Памятную дату внесли в реестр региональных праздников в соответствии с указом Главы республики от 24 мая 2018 года.

Как отметили в администрации Главы, главной целью объявления такого символического дня была пропаганда и популяризация национального костюма, активное воспитание и формирование эстетических вкусов у подрастающего поколения на основе традиционной национальной культуры, а также внедрение традиции ношения национального и этнического костюма.

Впервые День национального ингушского костюма отмечался в апреле 2019 года и запомнился жителям Ингушетии различными конкурсами, фестивалями, выставками и другими яркими событиями в культурной сфере.

Нынешняя весна, как и прошлая, с учетом особенностей, связанных с ожиданием очередной волны пандемии коронавирусной инфекции, не располагает к проведению каких-либо массовых мероприятий, но у тех, кто провел год в ожидании этого праздника, все же есть хорошая возможность проявить себя и даже продемонстрировать другим собственные таланты.

Дело в том, что Министерство культуры Ингушетии запустило два флешмоба, приуроченных ко Дню национального костюма. Первый из них называется «Фото в национальном костюме», а второй, танцевальный, — «Я в национальном костюме». Условия участия во флешмобах очень просты — нужно разместить на своем аккаунте в соцсетях личную фотографию в соответствующем наряде или поставить видеозапись танца в национальном костюме. Необходимо всё это сопроводить хештегами, предложенными Минкультуры, и передать эстафету дальше.

Несмотря на предполагаемые ограничения, работники Ингушского музея изобразительных искусств также решили не упускать возможность продемонстрировать одну из важных сторон ингушской атрибутики и в преддверии Дня национального костюма показать специальную выставку одежды. Как сообщили нашей газете в пресс-службе учреждения, выставка, развернутая в зале музея 23 апреля, будет продолжена до 20 мая.

Заместитель директора музея Ася Евлоева рассказала нам, что целью выставки является пропаганда национального вида одежды, также поддержка инициатив, направленных на сохранение и развитие богатейшего культурного наследия и традиций народов, проживающих в Ингушетии, и авторов моделей.

«Ингушские мастерицы с древнейших времён занимались портняжным и ткацким ремеслом: плели всевозможные тесёмки, галуны из серебряных, золотых и простых ниток, — рассказывает Ася. — Поэтому мы можем говорить, что история одежды у ингушей уходит своими корнями в глубь веков и, безусловно, является наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры. Учитывая важность темы праздника, мы очень тщательно готовились к этому дню: нами подготовлена выставка авторских костюмов, а также выставка тематических живописных картин из фондов нашего музея».

К сожалению, в ХХ столетии все меньше жителей Ингушетии стали носить национальную одежду и постепенно перешли на европейский и общероссийский стиль. Поэтому многие местные дизайнеры старались внедрить элементы традиционного костюма в более современную повседневную и торжественную одежду.

Побывав на этой выставке, можно было убедиться в том, что в народной памяти сохранились имена искусных мастеров, которые передавали свое творчество из поколения в поколение. Современные ингушские художники-модельеры в своих коллекциях сохраняют красоту, простоту и сдержанность кроя, воссоздают древние орнаменты украшений одежды. В фондах музея хранятся авторские коллекции и единичные наряды от известных ингушских модельеров, а также тех, кто только начал творить в этом направлении.

В экспозиции выставки представлена коллекция национальных нарядов в исполнении Мадины Албогачиевой. Костюмы были созданы автором по специальным эскизам с использованием этнических мотивов. Реконструкции средневековых нарядов мастер дополнила обувью, украшениями и головными уборами.

Посетители музея в эти дни смогут увидеть парные мужские и женские наряды от сестёр Айны и Аси Инаркиевых, которые в преддверии Дня национального костюма пополнили фонды музея новыми экспонатами. Также на выставке представлен изящный традиционный наряд, подаренный музею талантливой мастерицей Лидией Хамхоевой.

Главный хранитель не менее известного краеведческого музея в Назрани Фатима Ахриева в своём комментарии отметила, что в плане отожествления ингушского национального костюма музеи республики играют огромную роль.

«У наших предков была очень тесная связь с природой, — говорит Фатима, — и она нашла отражение как во внешней культуре народа, то есть в костюме, так и в его духовной составляющей. Должна сказать, что национальная одежда по большому счету является предметом для специального исследования, но здесь мне особо хотелось бы отметить работу нашего музея, в частности, для того чтобы люди нынешнего поколения не забывали о своих предках и знали, в чём они ходили и как одевались. Другими словами, профессиональная деятельность сотрудников краеведческого музея Ингушетии неразрывно связана с демонстрацией искусства национального костюма. А этим самым можно сохранить не только историю ингушского народа, но и культуру в целом. Хочется надеяться, что праздник День национального костюма поможет привить интерес молодежи к национальным костюмам и традициям ингушей. Прекрасное наследие, которое оставили наши предки, нам с вами предстоит сохранить и передать потомкам».

Далекие предки ингушей, как мы знаем, на протяжении многих веков занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании нашей традиционной одежды.

Кроме шерсти и овчины, также использовалось такое натуральное сырье, как кожа и мех, так как ингуши очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя ингушская национальная одежда. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Женские наряды были очень красивыми и нарядными, а мужские — элегантными и демонстративно строгими.

Наша сегодняшняя героиня — мастер по пошиву национальной одежды Марем Батырова говорит, что каждый раз, прежде чем приступить к очередному заказу, она внимательно изучает разные варианты пошива, которые содержат в себе ингушский национальный колорит. Мужские кителя, которые шьет Марем Башировна у себя дома, отличаются высоким качеством и эстетическим вкусом. Об этом говорят её многочисленные клиенты, которые положительно отзываются о ней в соцсетях. В своей собственной мастерской искусная мастерица не только изготавливает одежду в национальном стиле, но и передает свой многолетний опыт всем желающим, у которых также, как и у Марем, появилась любовь к швейному делу.

«Несмотря на то, что я училась шить все виды одежды, — говорит швея, — свой окончательный выбор я остановила на мужском национальном костюме, потому как одежда для мужчин, дошедшая до нас от наших предков, как никакая другая современная тенденция, гармонично соединяет в себе и изысканность, и практичность. Поэтому наша национальная одежда навсегда останется символом красоты и свободы».

Как нам удалось узнать из подробного рассказа нашей героини, каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Это говорит о том, что в каждой ингушской семье умели шить и вышивать узоры и орнаменты.

«Сейчас времена изменились, — говорит Марем, — и надобность шить вручную отпала, потому как есть много портативных швейных машин, которые шьют не хуже производственных. Поэтому, сколько я себя помню, родители обеспечивали нас всем необходимым, а мама учила ещё и красиво шить. «Будете вкусно готовить и научитесь шить, вы ни в чем нуждаться не будете», — говорила она нам. Наверное, это самые главные качества, которыми должна обладать любая женщина, которая готовится стать матерью. Дети у такой мамаши, без сомнения, всегда будут и одеты, и накормлены. А это самое главное».

Также наша героиня рассказала, что давно интересуется историей старинной одежды вайнахов и знает, что традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмами других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни.

Одним из основных элементов мужского костюма был бешмет — тип полукафтана, туго обтягивающего фигуру. Он застегивался до пояса на шнуровые пуговицы-узелки, имел высокий стоячий воротник и длинные рукава. Шился такой бешмет из плотной хлопчатобумажной ткани. Штаны под такой кафтан слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Такая одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни горца. Она не стесняла движений, позволяя свободно лазить по скалам и охотиться. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи и тонкую талию.

Зажиточные люди, в отличие от бедняков, могли позволить себе бешметы из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. Порой они были довольно ярких цветов.

Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника.

Если мы знаем, что бешмет был повседневной одеждой, то черкеску надевали только в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть или на сельские сходы. Такой парадный костюм носили застегнутым и подпоясанным узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет. Отличительной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди кармашки с мелкими отделениями, в которые вкладывали деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. Только к концу XIX века, с появлением пятизарядной винтовки, эти кармашки утратили свое значение и сохранились до наших дней в качестве украшения.

Характерная ингушская одежда — бурка, накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Это была идеальная одежда для всадника: легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, а также была очень удобна при верховой езде.

В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку из овчины или каракуля (элтар-кий), летом — шляпу (мангал-кий). В начале XX века стали носить фуражки, позднее шляпы.

Одним словом, мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам.

Известная модистка из династии портных Марем Батырова, как оказалось, хорошо владеет не только своей профессией, но и неплохо знает традиции и историю нашего народа в плане одежды и быта. Несмотря на то, что она никогда не занималась массовым пошивом женских праздничных нарядов, Марем призналась нам, что всегда интересовалась и этим изысканным видом одежды. В беседе с нами она поделилась своими знаниями и в этой области.

«Современная женская одежда очень сильно отличается от той модели, которой пользовались наши бабушки и прабабушки, — говорит Марем. — Поэтому лично мне очень нравится, когда девушки или молодые женщины облачаются в наряды, сшитые по старинным эскизам. Я понимаю, в наш быстрый век высоких технологий такие наряды не могут стать повседневной одеждой. Не всегда и не у всех женщин получится сегодня одеваться по старинке, ведь у современной женщины очень много забот и хлопот, а для этого необходима удобная одежда. Тем более, что сегодня в большинстве случаев семью содержат женщины».

Как мы знаем из истории, в древности повседневной одеждой женщин были платья-рубахи свободного покроя, а праздничным костюмом у слабой половины служило «чокхи», сшитое из шелка, бархата или парчи. Этот традиционный ингушский свадебный наряд девушки заслуживает особого внимания. Каким бы ни был достаток семьи, платье для невесты старались сделать максимально роскошным. Его украшали серебряными или золотыми нитями. Голову покрывали бархатной шапочкой, дополненной легким платком из нежной ажурной ткани, которая прикрывала лицо молодой девушки, вступающей в брак.

Атрибутами наряда были также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных позолотой и полудрагоценными камнями.

Можно сказать, что свадебный костюм ингушской невесты — это целый пласт национальной культуры. И если, как говорится, душа народа в танце, то наиболее ярким и особенным этот танец делает традиционное ингушское «чокхи».

История традиционной одежды ингушей свидетельствует, что женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Но в любом случае, она отличалась исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.

Традиционный костюм ингушей претерпел немало изменений в ХХ веке. Сегодня, когда национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа, у нас, к сожалению, практически позабыли о том, как одевались наши предки. Чаще красоту национальной одежды можно увидеть на старинных фотографиях. Но радует то, что в последнее время значительно вырос интерес к национальной одежде. Современные девушки считают особым шиком украшать платье нагрудником и серебряным поясом.

Знаменитый российский кутюрье Вячеслав Зайцев на одном из своих показов кавказской моды отметил, что костюм — это целая история, эпоха. «Жизнь костюма — это не одно поколение, а века и тысячелетия, потому что мы не знаем и не можем знать в точности, когда он зародился, но знаем, что наши предки оставили неизгладимый след времен, привнося это изящное одеяние, дошедшее до наших дней». Отсюда можно судить, что ингушский костюм — это не просто одежда, а отражение национального характера ингушей: храбрости воинственных мужчин и грациозности красивых женщин.