За кулисами

Ингушский актёр Руслан Зангиев увёз три миллиона рублей и симпатии зрителей с регионального конкурса поющих драматических артистов в 2002 году

Руслан Зангиев, один из самых ярких актёров Ингушского драматического театра имени Идриса Базоркина. Родился он, по советским временам, в современной ингушской семье. Мама — музейный работник, журналист, библиотекарь, педагог. Отец — известный журналист, кладезь юмора и народной мудрости, бывший актёр Народного театра, организованного в 60-х годах Ахметом Боковым.

Детство Руслана было вполне обычным. Гонял мяч, любил быструю езду на велосипеде, любил «дурачиться», как он сам выражается, копировать знакомых, смешить родственников и друзей, за что слыл душой компании и прирождённым артистом. Поэтому не удивительно, что он участвовал в художественной самодеятельности, кончил музыкальную школу и весьма удачно исполнял песни из репертуара Муслима Магомаева. Но, несмотря на все перечисленные дарования, когда оказывался среди незнакомых ему людей, он вдруг становился робким, тихим и скованным мальчиком. По этой же причине он сбежал с первого тура при поступлении в Тбилисский государственный театральный институт имени Шота Руставели. Но комиссия пошла навстречу одарённому таланту, и видно, что не напрасно. Его решили проэкзаменовать ещё раз и не ошиблись.

В стенах альма-матер творческая душа будущего лицедея раскрылась полностью. Он с лёгкостью примерял к себе любые образы, выполнял самые сложные пантомимические этюды в мельчайших деталях, придумывал различные импровизации. Кроме того, у студента открылись незаурядные драматургические способности и незаурядный талант переводчика. Он весьма утончённо и гибко мог переложить на ингушский язык любую пьесу. Так, его перевод классической комедии «Ханума» вызвал нескрываемый восторг даже у самых бывалых мастеров.

В 1984 году Руслан Зангиев вместе с другими студийцами вышел на работу в Чечено-Ингушский драматический театр. С первых же дней он заявил о себе ярко и открыто в спектакле «Ревизор» Гоголя, где он вполне удачно сыграл слугу, а потом не менее интересней показал образ Хлестакова. Неординарность, проницательность и абсолютный сценический талант выделяли его среди других актёров. Вскоре он стал одним из ведущих в театре, задействованный почти во всех спектаклях. Постановки с его участием пользовались популярностью и любовью у зрителей.

Стоит упомянуть и о его блестящей победе в 2002 году на конкурсе «Песня сердца», который проходил в Нальчике, когда на первой же полосе все газеты Кабардино-Балкарии напишут: «Ингушский актёр увёз три миллиона рублей и симпатии зрителей с регионального конкурса поющих драматических артистов. Споров о первой премии среди членов жюри не было».

Коллеги по цеху называют Руслана «театром одного актёра». Он и композитор, и переводчик, и главный актер. Кстати, он автор музыки и исполнитель государственного гимна нашей республики. Его песни давно стали шлягерами и по сей день не сходят с эфира радио и телевидения.

«Он ненавязчиво через добрый смех говорит нам о том, чего быть не должно среди нас, демонстрирует нам самих себя — и мудрых, и нужных, и тех, кто сбился с пути, забыв о нравственности и общечеловеческих ценностях».

«Руслан Зангиев неординарная личность, человек с философским, аналитическим складом ума. В нем есть сочетание мальчишеской непосредственности и взрослой мудрости, вот такой удивительный сплав свидетельствует о душевной чистоте».

«Руслана надо видеть и слушать. Только тогда можно в полной мере почувствовать и осознать всю силу его таланта, его человеческое обаяние, его способность душевно заряжать зрителя».

«Его принцип — самоограничение и всесторонняя самоотдача, щедрость по отношению к людям. Он типичный «чудик», равнодушный к престижности и комфорту. Людям тепло от его присутствия рядом. Удивительно обаятелен. Очень авторитетен. В нём гармонируют эрудиция, умение общаться, достоинство, доброта, мужество».

«В некоторых вещах считаю себя безвольным, но удачливым, в особенности потому, что меня окружают хорошие люди».

«Боюсь говорить неправду, цвет лица выдаёт моментально, хотя я смуглый».

«Талант — это что-то от Всевышнего, что-то от времени и еще от тех, кто тебя окружает. Талантливый человек не может считать себя талантливым, ему не должно быть интересно думать об этом».

«У актёров не бывает много денег. Когда что-то получается, он просто получает удовлетворение».

«Выходя в «люди», я надеваю маску. Без масок плохо. «Маски» нужны людям, а не тебе. Но есть люди, перед которыми я откровенен, заранее зная, что меня поймут. Этим людям я расскажу всё и получу от них нужное только мне».

«В человеке на протяжении всей его жизни борются между собой два состояния: добро и зло. Но есть и посредник — это возможность думать. И вот артист, прежде всего, должен быть думающим. Потом умеющим воплотить это на сцене. Настоящий артист — органичный артист. Иначе — пустое».

«Человек в первую очередь обязан быть человеком. Параллельно с этим — сыном своего народа, просто рядовым. Мне небезразлично всё, что с нами происходит. Как и все, я — капля, а может быть, и капелька. Постараюсь быть чистой каплей. Как получится...»

«К своим регалиям отношусь равнодушно, артистам звания ни к чему. К творческим людям надо относиться по-человечески, помочь им обустроить быт, чтобы у талантливой молодёжи появилось желание связать свою судьбу с искусством».

«Чтобы поставить перед собой цель и идти к ней, надо через что-то переступить. Или растолкать идущих рядом, или подлизнуться к кому-то. Но тогда ты уже искусственный человек. Скажу честно, что определенной цели в жизни у меня нет, но есть стремление, стремление творить добро, оно мне досталось от предков. Конечно, не всегда получается как надо. И когда у меня не получается, мне становится стыдно».

«Я артист, но только на сцене. В жизни играть не хочу и не могу».