И еще раз о вежливости

Кодекс чести и благородства никто еще не отменял

Рассказывая о посланнике Аллаха (мир ему), Али (р. а.) сказал: «Он был самым великодушным, самым правдивым, самым скромным и самым вежливым из людей». Тирмизи, Сунан, 3637, 3638; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/89.

Издавна ингуши славились своей вежливостью. Наш кодекс чести «эздел» — это то, что отличало нас от всех других народов. Слово «эздел» состоит из двух слов — «эза» (взвешенно) и «дел» (делай), что означает «делай взвешенно». Это подразумевает, взвесив все «за» и «против». Наши предки совершали каждый поступок взвешенно и обдуманно. Эздел являлся руководством того, как нужно себя вести в обществе и дома. Наши предки испокон веков жили по нему и беспрекословно следовали этому кодексу чести.

В нашем языке есть громадное количество пословиц и поговорок про достоинство, вежливость и честь. Например, Ялсамален карта эхь-эзделах яьй (Ограда рая сделана из чести и достоинства); Яхь йолча эздел а хургда, эздел долча яхь а хургъя (Где гордость, там и благородство; где благородство, там и гордость).

Тем печальнее осознавать, а тем более созерцать, что в современном ингушском обществе понятие «эздел» уходит при нашем безмолвном попустительстве.

Нами начинает завладевать эгоизм и невежество. Ценности, которые в нашем ингушском обществе ценились сотни лет, вытесняются. Например, у нас всегда почитали старших и даже при разговоре боялись посмотреть им в глаза, остерегаясь проявить неуважение. Но сегодня молодой человек может на равных, как с приятелем, стоять и разговаривать с человеком намного старше его. Перебивать его и даже перечить.

Я отчетливо помню из своего детства, как молодые парни бросали или прятали свои сигареты, едва завидев на улице старца. Вытаскивали руки из карманов брюк. Но сейчас совсем юные парнишки спокойно проходят по улице с сигаретой в зубах и, словно насмехаясь и бравируя этим, испускают во все стороны клубы дыма.

Наши молодые парни с наглухо тонированными стеклами машин устраивают шоу с разворотом и другими трюками прямо на проезжей части, не обращая внимания на движение и не проявляя никакого уважения к участникам этого движения. Явственно это можно наблюдать в местах большого скопления людей. Например, перед остановками. Их не заботит, что они поднимают клубы плотной пыли, и что там стоят старики и женщины, которые слушают «мелодичный визг» шин, и что после их выкрутасов люди стоят и глотают эту пыль. Когда какой-нибудь человек подходит к ним и начинает объяснять, что они не правы, то сразу начинается «быкование». А иногда и разнимать приходится, так как дело чуть до драк не доходит.

Еще одно презрительное действие со стороны наших парней, это подъезжать к месту, где стоят девушки, остановить вплотную машину там, где должна подъехать маршрутка или автобус, включить на всю громкость музыку и стоять разглядывать их, как товар на витрине.

Поневоле задаешься вопросом: что с нами происходит? Где наш стыд? Куда делось наше достоинство? Ведь мы мусульмане, если даже все отбросить! Всевышний в Коране говорит: «Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и оберегают свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину Аллаху ведомо о том, что они творят» (Сура 24. Ан-Нур «Свет», аят 30).

Отпускать бороды и ставить религиозные статусы в соцсетях — это одно, а следовать тому, что говорит религия и адаты — это совсем другое. Большинство из нас восклицает на всех углах, что мы по сунне и бравируем этим. Но ведь сунна Пророка (1. С. В. С.) это не только опускание бороды и подстригание усов, это огромный труд над собой. Борьба со своим нафсом денно и нощно. Создается впечатление, что эти люди занимаются показухой, чтобы другие думали, что они религиозны, тем самым создавая впечатление, что они набожные, но на самом деле являясь далекими от этого. А ведь показушничество — это один из величайших грехов в исламе. Да убережет нас Всевышний от этого.

Ибн Абу Халя, рассказывая о Пророке (I. С. В. С.), говорит: «Посланник Аллаха (мир ему) всегда улыбался людям, был всегда скромен и мягок. Он никогда не был грубияном, не кричал, не сквернословил и не ругался, не высмеивал собеседников и не был льстецом. Он всегда старался не замечать того, что ему не нравилось, и никогда не надоедал другим».

Этого хадиса достаточно, чтобы понять, каким должен быть мусульманин, каким нравом и поведением в обществе должен обладать. Мне просто не верится, что за какие-то 50 лет наши обычаи и кодекс чести — эздел так сильно запустились.

Мы сохранили в большинстве своем самые ненужные обычаи и, мало того, даже извратили их. Например, такие как стрельба на свадьбах, обильные и непосильные для многих столы на Мархаш, которые вгоняют людей в огромные долги, и многое другое. Самые лучшие из них находятся в забвении. Воображая будущее нашего социума, я представляю себе поколение, не говорящее на родном языке. Я ничего не имею против русского языка. Это язык нашего государства. Без знания его мы не сможем заполнять бумаги и вести дела, читать нужную нам информацию на интернет-ресурсах. Но сейчас каждый третий ребенок говорит по-русски, а это значит, что они мыслить будут по-другому. Ведь принадлежность к нации это не имена и фамилии, а знание языка собственного народа. Умение четко на нем говорить.

Также представляется общество невежественное и забывшее свою идентичность. Я не обобщаю и знаю, что есть очень много людей, которые борются за сохранение нашей культуры, языка и этнического самосознания. Есть молодые парни и девушки, которые знают свою религию. Ребята, которые знают свою историю, чтят свои обычаи и стараются следовать им. И таких людей с каждым днем становится больше. Мне очень хочется надеяться, что со временем молодых парней и девушек, которые неподдельно заинтересованы в сохранении собственной культуры, станет только больше, и что мы станем бережнее относиться к нашему языку, культуре и истории. Уже наметилась хорошая тенденция к этому. Многие стали вести паблики в соцсетях и на других площадках про историю нашего края, про язык и многое другое. На них подписаны много людей. В том числе из других народов. Очень отрадно видеть такую тенденцию.

Я искренне желаю, чтобы невежество не сложилось среди нас, а лишь убывало, чтобы ингушский язык окреп, как в былые времена. И я уверен, что с теми молодыми людьми, которые сегодня ищут материалы про нашу историю, быт, обычаи и т. д. для своих пабликов и для других платформ, мы добьемся значительных успехов в этом направлении.

Аслан Муталиев