За кулисами

Махмуд Нальгиев: «Каждый выход актёра — это определённые переживания, это глаза зрителей, которые на тебя смотрят»

Махмуд Муратович Нальгиев, народный артист РИ, актер Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина, родился 6 мая 1962 года в Казахской ССР. Детство и школьные годы прошли на родине, в станице Орджоникидзевской (ныне город Сунжа Республики Ингушетия).

На сцену он вышел впервые в Доме культуры, где танцевал кавказские танцы. Он был коммуникабельным, общительным и задорным мальчишкой. Родители верили в его способности и не запрещали сыну заниматься любимым делом. А больше всего Махмуд любил танцевать.

В 11 лет он услышал зажигательные звуки кавказской лезгинки, проходя мимо Дома культуры, и не выдержал. Руководитель кружка сразу заметил неординарные способности мальчика и через пару дней поставил его солистом группы. Вскоре танцевальный кружок возглавил известный в республики хореограф Магомед Гапархоев, после чего пошли гастроли по республике и участие в различных хореографических фестивалях и конкурсах.

Когда Махмуду исполнилось 14 лет, при Доме культуры открылся драматический кружок. Он решил попробовать себя и здесь. Сегодня актёр признаётся, что при всем уважении и почитании своих наставников в институте именно кружковая самодеятельность стала его первой серьёзной школой в творческом становлении.

После окончания средней школы, когда пришло время делать серьёзный выбор, за Махмуда всё решил старший брат. Ставка была сделана на очень перспективный и успешный в те годы институт Народного хозяйства в Алма-Ате (тогдашней столицы Казахской ССР), где он сам учился. Махмуд уже сдал документы, но когда до вылета оставалось пару дней, он увидел на дверях Дома культуры объявление о наборе талантливых детей в Тбилисский театральный вуз. Судьба, таким образом, была предрешена.

Годы учёбы в Тбилисском государственном театральном институте имени Шота Руставели Махмуд вспоминает как самое счастливое время. Прекрасный город, добродушные и открытые люди и замечательная актёрская школа у театрального мэтра Гурама Черкезашвили. Они ещё не окончили вуз, когда их студию в составе двенадцати человек в срочном порядке отозвали в республику. Чечено-Ингушскому драмтеатру требовались артисты для массовки. Он готовился к столичному фестивалю искусств. Это были его первые гастроли и первое знакомство с настоящей профессией артиста. Он понял, что работа актёра требует огромных усилий, постоянного напряжения и терпения. Возможно, если бы Махмуд выбрал другую специальность, то его биография сложилась бы совсем непримечательно. Но актерская профессия дала ему определённый простор, дала возможность реализовать себя, увидеть мир с другой стороны. И это он всегда понимал.

В Ингушском государственном театре он работает с 1984 года. Долгие годы был председателем профсоюза, отстаивал интересы работников, пока деятельность его не была приостановлена.

Им создано немало ярких, впечатляющих, сатирических, комедийных и драматических образов. Но увереннее он чувствует себя в комедийной роли. Здесь больше возможностей для самовыражения, считает он. О его комической роли бедняка Жокирга в «Падении Жанхота» Саида Чахкиева журналисты писали: «Эта шутовская партия, блестящее остроумие и живость М. Нальгиева явились связующим звеном всего представления и вовлекли в праздничный настрой всех присутствовавших». За эту роль в 2009 году на фестивале «Золотая маска» члены Союза театральных деятелей России дали Махмуду Нальгиеву высокую оценку. Прекрасно помнят зрители его Завалу в спектакле «Волчий хвост» М. Ахмадова, но Вурм Нальгиева в спектакле «Коварство и любовь» Шиллера превзошла все роли. Он сразил зрителей своим ярко выраженным, экспрессивным цинизмом. Вся завязка интриг, сплетен и коварных замыслов крутилась вокруг него. Артист очень ярко показал этот образ.

Главных ролей в его репертуаре нет. От артистов мало что зависит, признаётся актёр. Видимо, его главный герой ещё впереди. Но, несмотря на это, в свои сценические образы он вкладывается максимально, и каждая его фраза продумана, и каждый жест дополняет речь.

— На сцену всегда выхожу с волнением, — говорит актёр. — И это не просто банальная фраза. Каждый выход актёра — это определённые переживания, это тысяча глаз, которые на тебя смотрят. Надо подготовиться, создать настрой внутри себя. Многие думают, что ничего сложного здесь нет, отыграл на сцене и всё. А ведь за этим стоит неимоверный труд, порой хочется бросить всё и уйти на стройку. Да, бывает и такое. В 90-е годы часто приходилось подрабатывать на строительных площадках, чтобы как-то выпрямить свою семейную финансовую ситуацию.

В творческой работе актёра отличают трудолюбие, умение глубоко анализировать драматический материал, требовательное отношение к себе и окружающим. Такие отзывы мы слышим от его коллег.