Мифические картины Розы Хамхоевой

0
Роза Хамхоева

«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота». Это слова французского скульптора Огюста Родена.

Изобразительный язык богат возможностями для выражения мыслей об окружающем. Художник оперирует цветом, знаками и образами, раскрывая идею своего произведения.

Непосвящённому зрителю довольно сложно дать какое-либо определение творческим изысканиям начинающей, не имеющей профессионального образования и не будучи знакомой с законами изобразительного языка талантливой ингушской художницы Розы Мусаевны Хамхоевой. Ещё труднее определить стиль её креативной живописи, но именно это и делает её творчество уникальным.

Здесь мы видим некую фантастику, сюрреализм, насыщенный невероятным количеством образов, которыми она вовлекает ценителей искусства в свой удивительный мир фэнтези.

В творчестве Розы Хамхоевой ценители искусства находили отражение сильных человеческих эмоций. Любовь, печаль, радость — всё, что тревожило её, волновало душу, выливалось в сюжет картины. Но каждый, несомненно, видит в них что-то своё, и всегда разное. Тем не менее, несмотря на общность взглядов, каждому автору присущ свой ракурс обозрения мира.

Родилась Роза Хамхоева 26 августа 1997 года в станице Орджоникидзевской (ныне город Сунжа Республики Ингушетия) в обычной ингушской семье. Окончила СОШ № 3 в 2015 году и в том же году поступила в Ингушский госуниверситет на технолого-педагогический факультет. В 2020 году окончила бакалавриат. На данный момент обучается на последнем курсе в магистратуре на том же факультете.

Ниже собраны наиболее типичные или, напротив, совершенно уникальные вопросы, которые я задал Розе Хамхоевой, и её ответы на них.

— Роза, ты с самого детства была увлечена рисованием?

— Сколько себя помню, я любила рисовать.

— А именно как и когда к тебе пришло решение стать художником?

— Творческая атмосфера в студии «мАrtазанов» повлияла на мое решение стать художником.

— Я знаю, что твоим педагогом стал художник Муса Мартазанов. Как это произошло?

— Преподаватель в университете увидел мои работы и посоветовал пойти в художественную школу, после чего я попросила друга посоветовать преподавателя. Так я познакомилась с Аминой Дарсиговой, которая в итоге отвела меня к Мусе Яхьяевичу.

— Кто повлиял на твоё творчество в наибольшей степени?

— В плане живописи меня многому научил мой педагог Муса Яхьяевич. А на творчество в целом повлиял мой друг, который поверил в меня, научил не бояться того, что я делаю, заставляя экспериментировать и изучать новые техники и направления.

— Ты помнишь свою первую картину?

— Помню первую картину маслом, это был холст с чьей-то работой, которую я перекрыла своей горой Казбек и назвала «У подножия Казбека».

— Когда ты почувствовала себя художником?

— После первой персональной выставки в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия я смогла назвать себя художником. Именно благодаря сотрудникам этого музея, которые проводят большую работу, открывая новые имена, поддерживая и вдохновляя художников на развитие своего творчества, состоялась и вторая моя персональная выставка в Центре культурного развития города Магаса.

— Как ты считаешь, художник иначе видит окружающий мир?

— Помимо собственной воли начинаешь смотреть на окружающий мир иначе. Глядя на горы, начинаешь видеть цвета и представляешь, что с чем смешать, чтобы получить именно этот цвет. Или как будет выглядеть этот пейзаж или образ при разном свете и в разное время суток.

— Завершая картину ты испытываешь удовольствие, или же тебе жалко с ней расставаться?

— Чувствую облегчение, так как очередная задумка удалась, но это не относится к картинам на заказ, если изначальная идея не нравится и нужно заставить себя это сделать, то без всякого сожаления могу с ней расстаться.

— Есть ли у тебя самая любимая картина?

— Нет, определенной картины нет, даже если работа вышла неудачно, она мне все равно дорога.

— Что именно больше любишь рисовать и чем?

— Чаще всего пишу эльфов из кельтской мифологии и горные пейзажи маслом на холсте.

— Назови свой источник вдохновения?

— Источником вдохновения является абсолютно всё: люди, социальные сети, плохие и хорошие события в жизни, но особенно меня вдохновляет природа, горы, небо родной Ингушетии.

— Какая у тебя любимая часть творческого процесса?

— Любимая часть творческого процесса снимать плёнку с холста в предвкушении новой работы.

— А с чего начинаешь новую работу?

— С наброска в скетчбуке, обычно он в корне отличается от готовой работы на холсте.

— Какие материалы ты используешь для создания своих работ?

— Использую всё, что у меня есть: масло, гуашь, акрил, акварель, карандаши, уголь, тушь. Ничем из этого не овладела в совершенстве, но предпочтение отдаю маслу.

— Как ты выработала свой стиль, как бы ты его охарактеризовала? В чём его особенности и как ты его развиваешь?

— Как такового стиля у меня пока ещё нет, я ещё в поисках, но мои персонажи-эльфы скорее напоминают сюрреализм, а пейзаж и натюрморт — реализм.

Особенность, возможно, заключается в мрачных тонах работ. Развиваю и ищу себя, изучая творчество других художников. Например, те же картины Сальвадора Дали оказывают свое влияние на моё мировоззрение.

— Думала ли ты писать каких-то других персонажей?

— Пока ещё нет, скорее мои персонажи будут развиваться и эволюционировать вместе со мной.

— Какие темы волнуют тебя сильнее?

— Боль, страдания и несправедливость мира, стоящие на одной ступени с уютом, спокойствием и умиротворением.

— Как рождаются идеи для твоих работ?

— Идеи рождаются спонтанно, могу увидеть что-то интересное во сне или сидя и глядя в одну точку. Идеи сами приходят в голову. Нет такого, чтобы приходилось напрягаться, пытаясь придумать что-то стоящее, иначе никакого удовольствия от работы не получить. Возможно, поэтому у меня мало работ со своими персонажами.

— Какое место занимает творчество в твоей жизни? Как много времени ты посвящаешь творчеству?

— Творчество является основой моей жизни, первое место занимает живопись, а все остальное — фотография, дизайн и многое другое — идет после. Всё свободное время посвящаю творчеству.

— Чем ещё, кроме живописи, ты увлекаешься?

— Такого серьезного увлечения, как изобразительное искусство, нет, но занимаюсь росписью одежды, фотографией и многим другим просто как любитель.

— Родные и близкие поддерживают тебя в творчестве?

— Да, самую большую поддержку оказывает мой отец Хамхоев Муса Яхьяевич. Именно он поддержал идею пойти в художественную школу и развивать моё стремление заниматься творчеством.

— Можешь перечислить любимых художников?

— Михаил Александрович Врубель, Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали. А из современных — не знаю, как зовут этого художника, но его псевдоним zestyarts и Mystical Buttons.

— Как ты думаешь, чему люди, даже далёкие от искусства, могут научиться у художников?

— Видеть красоту в мелочах.

— Какие напутствия или советы ты можешь дать начинающим художникам?

— Не останавливаться, всегда заканчивать работу, даже если кажется, что из этого ничего не выйдет.

Вот таким получилось моё интервью с молодой талантливой художницей Розой Хамхоевой. Хочу пожелать ей творческих и жизненных успехов, душевного равновесия и светлого мировоззрения.

Участие в выставках:

2019 год — V юбилейная выставка «Дорогой искусства» в студии «мАrtазанов», г. Карабулак;
2020 год — выставка, посвящённая Дню художника в ИнгГУ, г. Магас;
2021 год — конкурс рисунков на стене «Мой край! Мой взгляд!», в рамках открытия летнего туристического сезона в курортной зоне Армхи Республики Ингушетия;
2021 год — выставка «Молодые художники» в ИнГУ, г. Магас;
2022 год — персональная выставка «Здесь оживают сказочные сны» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак; персональная выставка в Центре культурного развития, г. Магас.

А. Измайлов, заведующий передвижными выставками Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.