За кулисами

Муртаз Озиев: «Зритель чувствует искреннюю игру, также чувствует фальшь и лицемерие»

Проходил мимо, увидел, подумал, просто зашёл, так и остался. Сегодня актёр Муртаз Хасанович Озиев задействован в репертуаре почти всех спектаклей Ингушского государственного драматического театра имени Идриса Базоркина.

Раскованного, темпераментного, немного ироничного и действенного актёра публика полюбила сразу. Он же старался не изменять зрителю, играл искренне, талантливо, целиком и полностью проникая в свой сценический образ.

Родился и вырос народный артист Ингушетии Муртаз Хасанович Озиев в Назрани Чечено-Ингушской АССР в 1974 году. В 1990 году окончил школу и поступил в Чечено-Ингушский государственный университет имени Л. Н. Толстого на филологический факультет, актерское отделение. Мечтал стать следователем, самая что ни на есть мужская профессия, потому он и окончил потом юридический факультет Ростовского государственного университета. Но на успех его актёрской профессии юриспруденция никак не повлияла, если не добавила в его копилку правовые знания, наличие которых так необходимо для формирования юридически зрелой личности. Сцена же затянула его в свои сети окончательно.

В 1993 году, за год до окончания вуза, он был уже зачислен актёром в Ингушский государственный драматический театр имени Базоркина. С первых же сценических образов о своём таланте актер ярко заявил в таких ролях, как Адлоп («Когда гибнут сыновья» С. Чахкиева), почтмейстер («Ревизор» Н. Гоголя), Черноглаз («Террор» С. Чахкиева), друг князя («Ханума» А. Цагарели), Исса («Как Исса стал господином» Э. Сусуркиевой), Ази («Сыновья Беки» А. Бокова), Маркиз («Трактирщица» К. Гольдони); Жанхот («Падение Жанхота» С. Чахкиева), Жамбот («Мой мальчик» С. Чахкиева) и т. д.

Помимо работы в театре, в разные годы он был редактором-корреспондентом телерадиокомпании «Ингушетия», создал такие авторские программы, как «Культура», «Народные таланты», «Лоаца аьлча» («Короче говоря»). Успешно представлял себя как заместитель и актёр творческого объединения «ЗОКХ» в короткометражных юмористических фильмах, имевших долгие годы широкую популярность среди ингушской публики.

В 1999 году он стал лауреатом республиканской премии «Золотая лань» в номинации «Лучший актер года». В 2005 году короткометражный фильм «Новеллы» Муртаза Озиева стал номинантом международного телекинофорума «Вместе» в Ялте. В том же году актёру Муртазу Озиеву было присвоено звание народного артиста Республики Ингушетия. А в 2007 году он снял первый игровой фильм на ингушском языке «Дорога в пропасть».

Потом были региональные и международные фестивали: «Сцена без границ» во Владикавказе, «Золотая маска», «Маска плюс» в Москве, где о его творческой одаренности заговорили уже маститые театральные критики, называя его одним из выдающихся актеров Северного Кавказа. Но своим главным делом он считает актёрскую профессию и продолжает играть успешно и востребованно на сцене Ингушского государственного драматического театра, по праву считая его своей «альма-матер».

Мне нравится просто играть на сцене, перевоплощаться в своих героев. Это подразумевает под собой не только внешнее перевоплощение, там костюм, грим, мимика, жесты, но и полное погружение в духовный мир своего героя, чтобы в максимальной степени передать его чувства, мысли и переживания. И это не просто, как может казаться на первый взгляд. Надо досконально изучить эпоху того времени, когда жил твой персонаж, позаимствовать те качества, которыми он обладал. И даже этого мало. Нужно отработать до мелочей свой образ на сцене, а для этого важна дисциплина.

Если актёр в своём деле стремится к профессионализму, обязательным условием является присутствие на каждой репетиции, чтобы максимально вжиться в свою роль. Преуспеть можно только тогда, когда ты трудишься, постоянно совершенствуешь и оттачиваешь своё мастерство.

Одна из моих последних ролей, которая произвела на меня и на зрителей сильное впечатление — это образ Элмарз-хаджи Хаутиева в театральной постановке «Утерянное завещание», которая прошла в январе 2017 года в Москве.

Сам по себе это очень мощный и сильный образ. Я играл с полным ощущением важности и значимости этого исторического персонажа в жизни нашего народа, особенно в духовном его становлении. Меня не покидало ни на минуту чувство гордости, чувство глубокой мудрости этого персонажа, и я старался передать это состояние аудитории. Думаю, мы с этим справились.

Чувство коллективизма, поддержка партнера — очень важные составляющие в нашей профессии. И в этом отношении в нашем театре царит атмосфера доброжелательности. Это одна из важнейших составляющих успеха актёрской профессии. Нет у нас и авторитарных взглядов в коллективе. Молодые стараются понять, вникнуть и прислушиваться к советам актёров, добившихся определённых высот в своём искусстве, а те в свою очередь — поддержать, подсказать, помочь. Режиссёр прислушивается к мнению актёра, и наоборот. Отношения строятся на взаимоуважении, профессионализме и преемственности опыта.

Сцена помогает познать жизнь изнутри. Она предоставляет право попробовать себя в различных амплуа: стать мудрецом, лжецом, дворянином и офицером, писателем и известным политиком. А это дополнительный житейский опыт, что само по себе тоже немаловажный факт в нашей жизни.

Главное, играть всегда с душой, с мыслью о зрителе, для кого ты всё это делаешь. А он чувствует искреннюю игру, чувствует фальшь и лицемерие. А последнее делать нельзя.