Простые истины

Сабар — терпение

В ингушском обществе терпимость (сабар), степенность в мыслях и делах, всегда являлась добродетелью и считалась высшей ступенью благородства и мужества.

«В ингушском обществе чувство терпимости определяет уровень культуры человека, его отношение и требование к себе и людям, заставляет контролировать свои мысли, дела и поступки», — считает доктор исторических наук, этнограф Зейнеп Дзарахова. — Можно выделить несколько значимых граней терпения (сабар) в понимании ингушского народа».

«Сабар долаш ва» (обладает терпением), — говорят ингуши, когда хотят подчеркнуть мужество и достоинство личности, потому как именно в «сабар» сконцентрированы сила и величие духа, венчающие собою всю систему ингушского этикета (эздел). Считается, что человек, обладающий терпением, отвечает всем нравственным требованиям ингушского народа. Это подразумевает под собой уважение человеческого достоинства, бережное отношение к окружающим его людям. Это качество отнюдь не ущемляет индивидуальность, а, скорее всего, подчеркивает зрелость последнего и сформировавшиеся у него ценностные взгляды на мир.

Следует сказать, что человек, обладающий этим качеством, в представлении ингушского народа не просто «молчаливый», беспринципный и безразличный субъект, а личность, имеющая чёткую позицию и уверенная в себе. Причём такая личность свободна в общении, открыта для диалога. Обладающий этим качеством человек умеет грамотно самовыражаться, признаёт и понимает мнение, отличающееся от его собственного. Он благороден и сдержан в высказываниях, ему присуща мудрость и простота. Этими качествами он пленит людей и заставляет их невольно прислушиваться к себе и ориентироваться на себя.

Терпимость в этикете ингушского народа, идущая из глубины веков, основа миролюбивого сосуществования с другими членами общества, выработанная самой природой человеческого общежития. Какие бы жизненные перипетии ни ломали ход естественного развития общества, люди приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступать место более высоким ценностям: умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Естественно, это качество не возникает на пустом месте и не появляется извне. Как и любое социальное качество, «сабар» — это активная нравственная позиция, которая формируется в семье, в школе окружающей нас действительностью и самосознанием самого человека.

В той или иной степени каждый ингуш, соблюдающий ингушский этикет, обязан воспитывать в себе это качество, иначе ингуши скажут: «г1алг1ай оамал яц цун» (он не соблюдает ингушские нормы морали).

Народная мудрость посвятила немало пословиц понятию «сабар».

«Сабар — денал да» (сабар — это мужество);

«Сабар — ясмален д1оаг1а» (сдержанность — ключ от рая);

«Сабар — Даьлагара, сихал — шейтIагара» (терпение — от Бога, горячность — от шайтана);

«Сабарден саг — эздий саг ва» (обладающий терпением — достойнейший человек) и т. д.

Хочется добавить сюда и выдержки из любимого, народного, романа ингушского писателя Идриса Базоркина «Из тьмы веков», которые тоже отражают «терпимость» как высшую ценность человека. «Турс, быстрая речка до моря не добегает! — говорит уважаемый мулла Хасан-хаджи, — запомни: из всего, что мы говорили, самое важное — это терпение!» «Когда меня били на празднике рода Романы-царя, я сказал себе: не мой это день, а их, и... стерпел... Хочу вам сказать: терпение — это тоже мужество!» — говорит главный герой романа Калой.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что «сабар» — это некий идеал, несущий в себе общечеловеческие ценности, представления народа о прекрасном и возвышенном, совершенство, к которому следует стремиться. Это понимали и понимают в ингушском обществе, отводя основную роль в формировании личности категории «сабар».

Терпение (сабар) к тому же одна из высочайших степеней веры ислама. Всевышний Аллах упомянул о терпении в более чем девяноста аятах Своей Книги.