Жива историческая память

Подвиг Суламбека Осканова, совершенный 32 года назад, чествуют в Ингушетии и на месте трагедии

Фото:
А. Майсигов

7 февраля — трагическая дата в современной истории ингушского народа. В этот день на липецкой земле в 1992 году под посёлком Хворостянка Добринского района разбился самолет МиГ-29, который пилотировал наш соотечественник генерал-майор Суламбек Осканов, начальник Липецкого авиацентра.

Это был обычный тренировочный полёт. После катастрофы многочисленные эксперты, исследования черного ящика вынесли вердикт — на самолёте в условиях нулевой видимости отказала система навигации. Потом в этих самолётах выявили брак в одном из узлов системы управления, и этот недостаток был устранён, но ценой трагедии...

Сегодня, 7 февраля, на месте падения самолёта близ деревни Хворостянка у мемориала памяти состоялся митинг в честь нашего соотечественника Суламбека Осканова. Несмотря на мороз и пронизывающий ветер, у мемориала памяти, обновлённого два года назад, — стелы из керамогранита в очертаниях устремлённых в небо крыльев, спроектированной в Ингушетии, — собрались благодарные жители Добринского района, сослуживцы из Липецкого авиацентра, представители ветеранских организаций, почётные гости, среди которых первый заместитель губернатора Липецкой области А. Рябченко, глава администрации Добринского муниципального района А. Пасынков, полномочный представитель РИ в Липецкой области Б. Бекботов, представитель ветеранской организации Липецкого авиацентра Е. Флёнов, председатель Липецкого регионального отделения Всероссийской организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Л. Гусев. От ингушского землячества здесь присутствовали Салман Мержоев, Магомед Аушев, Саламбек Гезгу, Адам Майсигов.

Фото:
А. Майсигов

«Нас всегда охватывает чувство гордости за нашего соотечественника, — говорит Салман Мержоев, представитель ингушского землячества в Липецкой области. — Радует, что его не забывают, помнят и чтят на этой земле, ставшей для него последним пристанищем, второй родиной. Сослуживцы и все, кто его знал, прекрасно понимали, что он мог спастись в тот злополучный день, катапультироваться, но тогда это был бы не он. Осканов увидел жилые дома и увел самолёт подальше от деревни. Цена тому подвигу — его собственная жизнь. Он был настоящим мужчиной!»

Военный летчик генерал-майор Суламбек Сусаркулович Осканов родился 8 января 1943 года в селении Плиево Назрановского района Чечено-Ингушской Республики. Он рос в большой семье, где воспитывалось десять детей. Его отец Сусарко Артаганович — фронтовик, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. После школы Суламбек Осканов окончил ремесленное училище в г. Грозном, работал слесарем-монтажником на нефтеперерабатывающем заводе и параллельно посещал аэроклуб. Здесь его детская мечта подняться в небо стала реальностью. Далее он с отличием оканчивает Качинское высшее военное авиационное училище и приступает в звании лейтенанта обучать офицеров летного состава, будучи мастером спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах. А в 26 лет он занимает должность заместителя командира учебной авиационной эскадрильи. Заслуженный летчик 30 лет жизни отдал службе ВВС.

Перед самой трагедией генерал-майор авиации Суламбек Осканов руководил центром боевой подготовки в Липецке. Сослуживцы его уважали и ценили, называли «Сергей Сергеевич». Несмотря на высокую должность, он участвовал во многих лётных экспериментах по расширению боевых возможностей военных самолётов.

«Самолёт МиГ-29 потерял управление во время тренировок воздушного боя и рухнул всего в 50 метрах от поселка...», — передавали все средства массовой информации 7 февраля 1992 года эту скорбную весть. О мужестве генерала, погибшего за штурвалом боевого самолета, говорили в каждом уголке России, и вся страна единодушно признала его национальным героем. Звание первого Героя России он получил посмертно.

«Машина весом 30 тонн с запасом горючего несла огромную разрушительную силу, — писали СМИ. — На высоте 400 метров он увидел огни посёлка и принял единственно правильное решение. Осколки истребителя разлетелись в радиусе километра, но никто из жителей не пострадал. Комиссия потом установила, что самолет летел со скоростью 900 км/ч с 12-кратной нагрузкой, и Суламбек Осканов, до последнего момента сохраняя хладнокровие, путём неимоверных усилий в последние секунды сделал разворот на 90 градусов и отвел машину от населенного пункта. Взрыв прогремел в 18 часов 21 минуту. Он исполнил свой долг и обессмертил своё имя».

После митинга у мемориала памяти гостей мероприятия пригласили в школу посёлка Хворостянка, которая носит имя Суламбека Осканова. Школьники читали гостям стихи, рассказывали о жизни героя и демонстрировали на стенде свои рисунки, посвященные легендарному летчику. Представителей землячества чествовали как почетных гостей.

«Мы очень горды, что наш соотечественник Суламбек Осканов стал символом героизма не только для ингушского народа, но и для всех, кто понимает цену этому подвигу, — говорит Адам Майсигов, житель г. Липецка. — Мы благодарны жителям этого посёлка, школьникам, которые сегодня искренне выражали свою благодарность герою, благодарны им за память».

Жизнь Суламбека Осканова — пример служения Отечеству. Память о нем бессмертна. Его именем названы улицы, школы, музеи, главный аэропорт Ингушетии и два самолета — «МиГ-29» и «Боинг 767». Ему установлены памятники, в том числе и в Липецкой области.