Культура безопасности — ответственность каждого

17 сентября 2019 года в мире впервые отметят День безопасности пациента

«Не навреди» — старейший принцип медицинской этики, обычно приписываемый Гиппократу. И тем не менее... Ежегодно умирает 2,6 миллиона пациентов в больницах стран с низким и средним уровнем дохода в результате небезопасного оказания медицинской помощи.

В больницах стран ОЭСР (межгосударственная организация экономически развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) 15% всех расходов связаны с последствиями ненадлежащего обеспечения безопасности пациентов.

По оценкам ведущих мировых специалистов, в разных странах только при оказании стационарной помощи возможно причинение вреда, по меньшей мере, каждому десятому пациенту.

Вместе с тем почти половина нежелательных событий, которые могут повлечь причинение вреда, являются предотвратимыми. Как пример можно привести снижение распространённости внутрибольничных инфекций, которое на 55% связано исключительно с соблюдением правил гигиены рук медицинского персонала.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, 17 сентября 2019 года впервые будет отмечаться Всемирный день безопасности пациента, учрежденный 25 мая текущего года на Всемирной ассамблее здравоохранения.

Цель — повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения утверждён план мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов в 2019 году. О том, какие задачи ставит перед собой республиканская служба Росздравнадзора, «Ингушетии» рассказал руководитель ведомства Ахмед Боров.

— Безопасность пациентов — это основополагающий принцип оказания медицинской помощи, — напоминает собеседник. — Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов. Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность). Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения — широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе инфекционный контроль, безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий, безопасную клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи. Приоритетным направлением деятельности Росздравнадзора является эффективный контроль за соблюдением прав граждан на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь, обеспечение повышения эффективности системы здравоохранения для граждан.

По словам Борова, ведомством планомерно осуществляется государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок медицинских организаций, проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи, медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и выполнение иных контрольно-надзорных функций.

— К примеру, в 2018 году в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности территориальным органом Росздравнадзора по Республике Ингушетия проведено 56 проверок, в ходе которых выявлено 23 случая нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, 10 нарушений порядков оказания медицинской помощи, 3 нарушения порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, 9 нарушений организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, — сообщил он. — По результатам проверок выдано 56 предписаний об устранении выявленных нарушений и составлено 27 протоколов об административном правонарушении в отношении должностных лиц. Важно отметить, что Росздравнадзором активно осуществляется превентивный и тематический контроль по различным аспектам организации и оказания медицинской помощи.

Так, ежегодный контроль Росздравнадзора за готовностью органов государственной власти к сезонному подъёму заболеваемости населения острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом позволяет заблаговременно оценить готовность республики к сезонному подъему заболеваемости гриппом, в том числе формирование запасов необходимых лекарственных средств (противовирусных препаратов, антибиотиков и др.), наличие и работоспособность реанимационной и дыхательной аппаратуры, проведение вакцинации различных категорий населения и т. д. Результаты проведенных Росздравнадзором внеплановых тематических проверок медицинских организаций, осуществляющих деятельность по услуге «пластическая хирургия», позволили сократить количество медицинских организаций, осуществляющих деятельность по данному профилю и, как следствие, повысить здесь качество и безопасность медицинской помощи гражданам. Кроме того, ежегодное проведение Росздравнадзором контрольных мероприятий, направленных на защиту прав ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в сфере охраны здоровья, позволило улучшить качество и повысить доступность оказываемой им медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Итоги проводимого нами контроля за соблюдением порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований позволяют повышать уровень безопасности дорожного движения, а также защищать права работников, занятых на тяжелых работах и на работах с опасными условиями труда, своевременно выявлять лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к выполнению работ, опасных для окружающих граждан и самих работников. Осуществляемый Росздравнадзором контроль за соблюдением медицинскими и фармацевтическим работниками профессиональных ограничений обеспечивает предоставление пациентам достоверной и объективной информации о необходимых для их лечения лекарственных препаратах и медицинских изделиях, препятствует лоббированию интересов определенных производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий.

В итоге вся эта работа способствует повышению доступности и качества медицинской помощи для различных категорий граждан; снижению общественно опасных последствий, возникающих в результате несоблюдения подконтрольными объектами обязательных требований в сфере здравоохранения; снижению младенческой смертности, смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний; увеличению выявляемости граждан с группой риска по развитию неинфекционных хронических заболеваний; снижению доли медицинских организаций, допускающих нарушения прав ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в сфере охраны здоровья; формированию системы оперативного реагирования на обращения граждан, в том числе с использованием возможностей «горячей линии» Росздравнадзора; созданию комплексной системы профилактической работы, включающей выдачу предостережений подконтрольным субъектам в целях предупреждения нарушений ими обязательных требований.

Только по итогам работы за прошлый год Росздравнадзором защищены права 41 человека на получение качественной и безопасной медицинской помощи. Восстановлены права 21 гражданина на получение качественной лекарственной помощи, 13 человек на получение положенных им бесплатных лекарственных препаратов. Кроме того, обеспечено соблюдение прав граждан на предоставление медицинской помощи в гарантированном объёме в рамках территориальных программ государственных гарантий, изменены схемы маршрутизации пациентов, оперативно устранялись факты простоя медицинского оборудования, что позволило увеличить эффективность его использования.

Руководитель Росздравнадзора по Ингушетии рассказал также и о самом, пожалуй, важном направлении в работе ведомства — фармаконадзоре.

— В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» субъекты обращения лекарственных средств, включая производителей лекарственных препаратов, медицинские организации и аптечные учреждения, обязаны сообщать в Росздравнадзор о побочных действиях и нежелательных реакциях на лекарственные препараты, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных средств, — пояснил он. — Росздравнадзор осуществляет сбор, обработку и анализ данных сообщений, а также проводит анализ поступающих от производителей периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов, направляемых к нам. Результаты анализа данной информации направляются нами в Министерство здравоохранения России для рассмотрения вопроса о необходимости внесения изменений в инструкции лекарственных препаратов, изменения порядка обращения лекарственных препаратов, включая приостановление применения или отмену государственной регистрации. Кроме этого, данная информация может послужить основанием для проведения Росздравнадзором дополнительных мероприятий по контролю качества, эффективности и безопасности соответствующих лекарственных препаратов. Росздравнадзором по Ингушетии в 2018 году было проведено 25 плановых проверок по фармацевтической деятельности, 9 внеплановых проверок по исполнению выданных предписаний. По их результатам было выдано 21 предписание и составлено 15 протоколов, наложено штрафов на сумму 120 тысяч рублей.

Очень серьезным направлением, по словам Борова, в работе Росздравнадзора является и госконтроль за обращением медицинских изделий.

— В целях безопасности пациентов в системе здравоохранения собираются и анализируются сведения о серьезных, непредвиденных (не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации) неблагоприятных событиях, особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, любых фактах и обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий в течение 20 рабочих дней с момента выявления события, — сообщил собеседник. — В течение 2019 года по результатам контрольно-надзорных мероприятий за указанный период на официальном сайте Росздравнадзора размещено 718 решений: 55 писем о приостановлении применения медицинского изделия; 5 писем о возобновлении применения; 8 писем об изъятии медицинских изделий; 209 писем о недоброкачественном медицинском изделии; 170 писем о незарегистрированном медицинском изделии; 8 писем о фальсифицированных медицинских изделиях; 230 писем об отзыве медицинских изделий производителями в рамках коррекционных мероприятий.

Вообще, пациентоориентированность — основной принцип организации работы всех сотрудников Росздравнадзора. Хочется надеяться, что первый в истории Всемирный день безопасности пациентов, который пройдет под лозунгом «Культура безопасности — ответственность каждого», привлечет внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья наших граждан.