Кабинет номер один

28 октября — Международный день школьных библиотек

Есть такое выражение, что школьная библиотека — это мозг школы, с чем, безусловно, нельзя не согласиться. Обучение в 21 веке — это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых знания умеют черпать сами учащиеся. И в этом направлении, разумеется, возрастающая роль отводится школьным библиотекам.

Именно поэтому, с инициативой о создании и проведении праздника выступила в 1999 году ЮНЕСКО. Его целью стало привлечение внимания общества к состоянию, формированию и пополнению литературных запасов в школьных библиотеках. В 2005 году официальный статус этого дня был закреплен главой Международной ассоциации школьных библиотек. Россия присоединилась к этому празднику в 2008 году, организовав месячник школьных библиотек.

Библиотека школы № 1 сельского поселения Плиево предоставляет учащимся необходимые ресурсы для саморазвития и творческой деятельности. Здесь на первый план выходит не обслуживающая функция, а творческая. Школа открыта в 2001 году. Библиотека современная, обеспечивает информацией и документами учебный процесс. Руководит этой работой заведующая школьной библиотекой Лидия Гарданова, которая в этой системе с 1998 года. Она по-настоящему увлечена библиотечной деятельностью, интересно проводит в библиотеке круглые столы, диспуты, читательские конференции, лекции, библиотечные уроки, книжные выставки различной тематики.

«Ещё известный педагог Сухомлинский писал, что школьная библиотека должна быть «кабинетом № 1», — говорит Лидия, — и с этим нельзя не согласиться. Сегодня очевиден факт, что вся система образования направлена на гармоническое развитие личности. В этом направлении приоритетом школьной библиотеки является то, что она всегда доступна учащимся. Помимо того, что у нас хороший книжный фонд, мы проводим внеклассные занятия, которые содействуют формированию высококультурной, нравственной личности. Мы всегда работаем в тесном содружестве с классными руководителями и учителями-предметниками. Проводим театрализованные праздники, конкурсы, литературные вечера, посвящённые известным людям, землякам, ветеранам, писателям. Недавно проходило, к примеру, очень увлекательное мероприятие, посвященное Дню гор, об экологической ситуации в республике. Надо сказать, что в школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает знания».

Лидия Гарданова отдала этой работе более двадцати лет своей трудовой деятельности. Ее ответственность, особый интерес к работе, ее увлеченность и созданная благодаря этому в библиотеке атмосфера порядка, уюта, доброжелательная обстановка всегда привлекают к ней и школьников, и педагогов. Всем она готова уделить внимание, говорят школьники и педагоги, выполнить любой запрос, предложить книгу, оказать практическую и методическую помощь.

Немало внимания Лидия Гарданова уделяет самообразованию и повышению своей квалификации, активно участвует в работе семинаров и различных районных и республиканских мероприятиях. Неоднократно награждалась дипломами и грамотами.

Сегодня в школьной библиотеке сельского поселения Плиево продумана и выстроена воспитательная система, любое мероприятие основано на формирование духовно-нравственных ценностей. Здесь проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей.

Современные технологии быстро и прочно входят в нашу повседневную жизнь. Все чаще учащиеся обращаются в поисках информации к электронным источникам. Но, не умея работать с печатным источником информации, дети не могут оценить и правильно выбрать нужный материал. Этот навык вырабатывается у школьника только в процессе работы с книгой. И здесь на помощь приходит библиотека. Здесь есть возможность не только поработать с электронными справочными пособиями, сформулировать запрос и правильно ввести его в поисковую систему, но и научиться совмещать материал, найденный в электронном виде, с материалом, взятым из книг. Иной раз библиотекарь может просто подобрать для учителя необходимый материал.

Конечно же, есть проблемы у школьных библиотек, но они скорее в масштабе всей страны. Чтобы школьная библиотека отвечала всем требованиям системы образования и современности, необходима комплектация фондов на всех носителях, тогда и библиотекарь будет навигатором в вопросах всестороннего развития школьника и помощи педагогу.

Модернизируя образовательный процесс, школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Среди прочих значимое место занимает и библиотека. Потому современный школьный библиотекарь — это и специалист по работе с информацией, это и педагог. И это чётко обозначил в своём выступлении на шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин, который объявил о приравнивании статуса библиотекаря к статусу педагога.