Борьба за информацию

Антимонопольная служба Ингушетии объясняет, как защитить рекламную деятельность от недобросовестных конкурентов

0
Специалист Федеральной антимонопольной службы по Ингушетии Казбек Бекбузаров

26 ноября — Всемирный день информации, а 30 ноября — Международный день защиты информации. Спросите, как эти даты коррелируют между собой? В Федеральной антимонопольной службе находят эту взаимосвязь.

Ведь самая актуальная информация, которой нас неизбывно потчуют, — это реклама. А реклама — это чья-то собственность, на которую, как и на любую другую собственность, кто-то готов покуситься. Сегодня рекламная индустрия превратилась в целое искусство. Работа миллиона специалистов рекламной сферы, а также пиар-компаний превратила этот прибыльный бизнес в целый пласт современного искусства. Но не стоит спешить окунаться в эту пучину красок, слоганов и картинок, не учитывая один весомый факт: на каждую недобросовестную и недостоверную рекламу найдется свое наказание.

Рекламная деятельность в нашей стране, равно как и во всех цивилизованных странах, строго регламентируется. Существует такой нормативный акт, как Федеральный закон № 38 «О рекламе», следование букве которого находится под неусыпным контролем Федеральной антимонопольной службы России. Обо всех подводных камнях рекламного бизнеса корреспондент «Ингушетии» беседует со специалистом Федеральной антимонопольной службы по Ингушетии Казбеком Бекбузаровым.

— Казбек, тема достаточно актуальна и щепетильна. Расскажите читателям, в чем суть Федерального закона № 38?

— Прежде всего, нам необходимо определиться с терминами. Так, что же такое реклама? Это любая информация, независимо от вида и способа размещения, адресат которой — широкий круг лиц, то есть общественность. Непосредственная цель рекламы — привлечение внимания к товару для продажи или продвижения на рынке. Так вот, Федеральный закон № 38 устраняет с рынков недобросовестных рекламодателей, тех, кто конкурирует несправедливо в данной сфере. Цель — защитить потребителей от некачественного товара, даже от нездорового психологического воздействия. Таковой признается реклама, которая способна вводить в заблуждение, наносить вполне осязаемый вред имуществу или здоровью. Кроме того, такая интеллектуальная собственность способна подрывать чью- то репутацию.

— А как обстоят дела с рекламой в нашей республике?

— То ли реклама на наших улицах качественная, то ли жители региона не любят жаловаться, но с начала года Ингушским УФАС России было возбуждено лишь 9 дел по нарушениям в сфере закона «О рекламе». Нужно также отметить, что два дела находятся на стадии рассмотрения, на общую сумму 300 тысяч рублей вынесено постановлений о наложении административных штрафов.

— Что требуется от рекламы, какой она должна быть?

— В этом нет ничего сложного, невыполнимого, сверхъестественного. Главное правило таково: закон о рекламе не допускает недостоверной и недобросовестной информации в ней — просто и лаконично. Под недобросовестной понимается та реклама, в которой содержатся некорректные сравнения товара с аналогичным от других производителей или продавцов, либо данные, порочащие деловую репутацию или достоинство не только конкурента, но и любого лица.

Она же продвигает товар, запрещенный к рекламе, под видом аналогичного — похожего или тождественного торгового знака, либо другими способами. Согласно антимонопольному законодательству, это — акт недобросовестной конкуренции. Пример из практики. В 2018 году нами было выдано предупреждение по делу об использовании чужого товарного знака недобросовестными предпринимателями республики. Так, представители ПАО «Камаз» обратились к нам с жалобой после выявления факта использования своего бренда «Камаз» на территории нашей республики организацией «Камаз гарант сервис», которая вела свою деятельность более пяти лет, не являясь дилером. После вынесенного предупреждения организация признала свою вину полностью и изменила свое название.

— Другие нарушения закона обнаруживаете?

— Примеров в нашей повседневной жизни, о которых простые люди не задумываются, очень много. Скажем, тот же почтовый ящик. Кидать рекламные листовки в почтовый ящик без получения согласия собственников жилья — недопустимо. Также в стремлении привлечь максимальное количество потенциальных потребителей рекламодатели идут на всевозможные ухищрения: используют некорректные сравнения, подменяют рекламу одного товара другим, пытаются схитрить, применяя методы скрытой рекламы. В рекламе нельзя употреблять слова «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и другие, в которых есть превосходная степень, если это нельзя доказать. Когда компания говорит, что она «самая лучшая», надо перечислить конкретные параметры и сослаться на исследования.

Реклама, демонстрирующая процессы курения и потребления алкогольной продукции: показ человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т. п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку, — также запрещена.

Есть определенные действия, которые недопустимы. Их закон о рекламе строго запрещает. Это, прежде всего, призыв к противоправным действиям, жестокости и насилию. Следует упомянуть и о создании угрозы безопасности транспорта путем сходства некоторых символов с дорожными знаками.

— Каково наказание за нарушения в данной сфере?

— Есть административная ответственность в виде штрафа: на граждан — в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 200000 до 500000 рублей. Очень важно еще и вспомнить о рекламе медицинских услуг, лекарств. Здесь людей обмануть легче всего. Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Есть своя номенклатура медицинских услуг, утвержденная министерством здравоохранения. В связи с этим, предоставляя определенные виды медицинских вмешательств, необходимо говорить и о противопоказаниях. Предупреждение именно по такому делу нами было выдано в начале 2018 года. Рекламный щит привлекал прохожих агитацией косметических процедур, однако на рекламном щите индивидуального предпринимателя не было предупреждения о противопоказаниях, в связи с чем ему было выдано предписание об устранении нарушений путём приведения рекламного щита в соответствие с нормами законодательства.

Отметим, что 5% площади рекламного баннера подобного характера должно быть отведено под предупреждение о противопоказаниях. Реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий. Наличие в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, медицинских изделий ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования также запрещено. Еще одним нарушением закона «О рекламе» является использование в рекламе медицинских изделий и лекарственных препаратов образов медицинских и фармацевтических работников.

— Больная тема — реклама в интернете...

— С рекламой в интернете все немного сложнее. В законе о рекламе нет каких-то отдельных норм, которые говорили бы о требовании к порядку размещения рекламы в Сети. У нас есть отдельные требования для печатных СМИ, для телевидения, а для интернета пока нет. Понятно, что закон немножко опаздывает за действительностью. Интернет очень активно развивается. Мы почти полностью перешли в интернет, соответственно, реклама тоже туда перетянулась. На сегодняшний день реклама в интернете регулируется только с точки зрения общих требований к рекламе: с точки зрения достоверности, этичности, корректности и так далее или требований к отдельным видам товаров.

При этом существуют определенные проблемы с пониманием зоны ответственности, которая должна относиться к нам как к контролирующему органу. Поскольку интернет — это все-таки всемирная сеть, а наш закон о рекламе распространяется только на территорию России, нам тоже нужно понять, на какую информацию из той, что находится в интернете, распространяются законы страны.

— Любимое занятие наших соотечественников — обмануть, обойти закон...

— Это верно. Есть очень много выявленных попыток. Например, ставят многоточие, вместо буквы, изменяют обозначения, заменяют одно слово другим более схожим — изобретательности пиарщиков и рекламщиков стоит позавидовать. Тем не менее, как правило, полет творческой мысли в дальнейшем становится основанием для претензий со стороны антимонопольной службы и судебных разбирательств.

Таким людям нужно четко для себя определить: реклама — это сфера, где решающим имеет значение то, как большинство населения воспринимает информацию. Как бы вы ни пытались переставить или пропустить букву, быстро менять картинки, поменять шрифт — важным всегда остается то, как поняло население вашу мысль. Именно так поймет ее и антимонопольная служба. Реклама не место для подтекстов.

Вместе с тем есть ошибочные суждения, мол, если кто-то так сделал, то я повторю, и мне ничего не будет. Если какое-то лицо не было привлечено к ответственности, это еще не повод думать, что размещаемая им реклама законна. Или думают: «вокруг так много нарушений, меня не заметят». С одной стороны, это вполне резонное замечание — количество нарушений в сфере рекламы очень велико. Однако ваши нарушения могут заметить не только контролирующие органы, но и конкуренты.

— Есть ли какие-либо смягчающие обстоятельства для «рекламных» нарушителей?

— Конечно. Нужно понять, что антимонопольная служба не ставит своей целью наказать. Наша главная цель — предупредить, дать понять, что «так больше нельзя поступать».

Поэтому в первую очередь, если позволяют закон и обстоятельства, мы стараемся выдать предупреждение и только, в случае его неисполнения, переходим к более жестким мерам.

Скажу больше: в ряде случаев антимонопольное ведомство может даже признать правонарушение малозначительным и освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности. Практика показывает, что в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии существенной угрозы общественным отношениям и, соответственно, свидетельствующих о признании правонарушения малозначительным, может быть незначительная рекламная кампания. То есть, когда действия шли недолго, отсутствовали жалобы, которые также являются показателем того, что ввести кого-то в заблуждение не удалось. Учитывается и то, что нарушившее лицо ранее внимание антимонопольного ведомства не привлекало к себе. Это все сказывается при рассмотрении нами дела или обращения.

Мы всегда, на всех площадках, говорим о том, что Ингушское УФАС России — ведомство открытое, прозрачное, максимально лояльное. Мы готовы выслушать и предложения, и жалобы, и идеи. Мы работаем в соцсетях, у нас свой сайт, куда любой может зайти и проверить любую информацию, а также оставить отзыв. Кроме того, наш офис и физически доступен, находясь в центре Назрани по адресу: ул. Победы, 3. В общем — обращайтесь, если ваши права нарушили.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости