Быть преданным избранной профессии

Благодарные пациенты говорят врачам «спасибо»

Профессия медицинского работника в любом обществе всегда было на особом счету. Великий философ Древней Греции Сократ говорил, что судья, педагог и медицинский работник, получают свой дар свыше.

Действительно, если обычный человек спасает чужую жизнь, то его чествуют как героя, вручают награду, о нем пишут в газетах. Для медицинского работника спасение людей является ежедневной тяжелой работой. И цена ошибки в такой работе очень высока — это может быть жизнь другого человека.

Эпиграфом к этому материалу, который мы посвятили врачу высшей категории Зареме Муталиевой, могли бы послужить слова А. П. Чехова: «Профессия врача — подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов».

И такое мнение появилось у нас после прочтения письма в редакцию от нашего постоянного читателя, жителя г. Сунжи Саварбека Шадиева, который утверждает, что врачей в Назрановской городской больнице много, но Зарема Юсуповна — особенная! Мы решили выяснить, в чём проявляется эта особенность, и вышли на связь с автором письма, который рассказал, что врач-пульмонолог Зарема Муталиева была его лечащим врачом, когда он лежал в стационаре и лечил целый букет болезней.

«За свою продолжительную жизнь я обращался ко многим врачам, — сказал он. — Бывало, и за пределы республики выезжал. Но такого доктора, как Зарема Юсуповна, я нигде больше не встречал. Энергичная, обаятельная, но в то же время очень требовательная и строгая, она снискала заслуженное уважение и любовь пациентов этого отделения».

Как рассказал С. Шадиев, пациенты отделения пульмонологии любят Зарему Юсуповну за её врачебный талант, высокий профессионализм, преданность делу и человеческое отношение к людям, ведь им важно понимать, что боль вызывает у доктора не раздражение, а сочувствие. А какими лечебными свойствами обладают добрые участливые слова, сказанные врачом, наверное, знает каждый из нас.

Также Саварбек Суламбекович отметил отлично организованную работу сотрудников этого отделения, постоянное стремление качественно улучшить уровень исполнения услуг для пациентов в больнице за счет модернизации и усовершенствования методов работы.

В своем письме С. Шадиев пишет: «После того, как меня перевели в пульмонологию, я попал в руки замечательного врача, с помощью которого смог пойти на поправку. Как и полагается, Зарема Юсуповна сначала назначила мне все необходимые анализы и консультации узких специалистов, в течение нескольких дней внимательно наблюдала за моим состоянием и только после тщательного обследования приступила к лечению. Честно говоря, я был удивлен оттого, что в нашей больнице работают такие специалисты. А я должен отметить, что это — огромное счастье, что такие компетентные, умелые и неравнодушные люди работают именно там, где они больше всего нужны и востребованы. Поэтому я хотел бы сказать огромное спасибо моему дорогому лечащему врачу Зареме Юсуповне Муталиевой за её честный и бескорыстный труд, и отдельную благодарность хотел бы выразить младшему медицинскому персоналу отделения за чистоту и уют, комфортное пребывание, внимательный уход и чуткость по отношению к пациентам. Желаю всем работникам Назрановской городской больницы крепкого здоровья, большого семейного счастья, и чтобы в их жизни были лишь самые счастливые и радостные моменты».

Такое письмо не могло не позвать в дорогу, и мы решили познакомиться с героиней этого послания, заслуженным врачом Республики Ингушетия Заремой Муталиевой для того, чтобы поговорить о насущных буднях медицинского работника.

— У каждого медработника имеются свои критерии работы, — говорит Зарема Юсуповна, — для меня же самое главное — найти общий язык с больным. Если это условие будет выполнено, то между врачом и пациентом появится доверие друг к другу, а какое лечение может быть, если пациент не будет доверять врачу?

Другое немаловажное условие — лечить не только таблетками и уколами, а добрым словом. Грубое, хамское отношение к больным, для меня не приемлемо, и поэтому я всегда учу наше младшее поколение врачей, чтобы они не нарушали трудовую дисциплину и отвечали за свои дела, слова и поступки. В этом и заключается суть клятвы Гиппократа.

После окончания школы, Зарема Муталиева не стала долго выбирать профессию, потому как с детства мечтала стать врачом, и подала документы в Грозненское медучилище, которое она окончила на красный диплом. Затем поступила в Ставропольский медицинский институт и сразу же по окончания ВУЗа, в 1989 году пришла работать в районную больницу с. Крепости, несмотря на то, что ей предлагали остаться в Ставрополе. Учитывая то, что она росла без матери, Зареме очень важно было мнение отца, по настоятельной просьбе которого она вернулась домой и устроилась на работу в местной больнице, в которой она работает уже без малого тридцать лет.

Как нам удалось узнать, Зарема Муталиева в конце 2010 года в течение трёх месяцев исполняла обязанности главного врача больницы, и именно в этот период в условиях модернизации здравоохранения, ею впервые в республике были осуществлены стимулирующие выплаты медицинским работникам своего учреждения. Также З. Муталиева стала инициатором перехода медработников на пятидневку, когда как до этого все дневные медицинские учреждения работали шесть дней в неделю. С тех пор за медицинскими кадрами государственных учреждений сохранился такой график работы.

— За столь короткое время, что я возглавляла больницу, я сделала всё, что было в моих силах, чтобы улучшить качество оказываемых медицинских услуг населению, — рассказывает Зарема Юсуповна, — но, видимо, я была слишком требовательным и честным управленцем, и поэтому моя прямолинейность стала неким основанием для смещения меня с должности, и я снова перешла на работу рядового врача, о чём я, собственно, и не жалею.

Являясь обладателем сертификатов по трём направлениям в медицине, Зарема Юсуповна некоторое время преподавала в медицинском факультете ИнГУ, когда шли первые наборы, но по семейным обстоятельствам ей пришлось оставить преподавательскую деятельность. Тогда же ей было предложено защитить кандидатскую, но наличие больного ребенка в многодетной семье, которому нужен был постоянный уход, не позволило З. Муталиевой продолжить работу над диссертацией. Вспоминая этот период, она говорит, что тогда перед ней стоял очень сложный выбор, но здоровье ребенка для неё стало важнее, чем любой карьерный рост.

Больные, как мы знаем, всегда бывают подвержены повышенным эмоциональным перепадам. Установить мостик доверия — вот в чём заключается задача врача Заремы Юсуповны Муталиевой, которая не просто назначает и контролирует лечение, но и просто может поговорить с больным, успокоить его, или даже погладить по руке, что бывает чрезвычайно приятно. Но, согласитесь, не каждый врач идет на такой тесный контакт с пациентом, для этого необходимо иметь внутреннюю организацию и обладать такими качествами, как сострадание, милосердие, человеколюбие.

— К сожалению, люди, большей частью, закрыты — так спокойнее, наверное, душевные силы не надо растрачивать, — говорит Зарема Юсуповна, — но нельзя белый халат —своеобразный символ чистоты — превращать в защитную оболочку нашей ауры и некой дистанции в отношениях между пациентом и врачом.

Поговорили мы с Заремой Юсуповной и о профессиональном долге, который надо выполнять, несмотря на некоторые нюансы, которые присутствуют у медиков на работе.

— Это большое счастье, когда ты чувствуешь себя на своем месте и получаешь от своей работы моральное удовлетворение, — сказала она, и привела один пример, когда отзывы из книги жалоб и предложений их отделения — прямое свидетельство того, что среди пациентов гораздо больше людей благодарных, умеющих отвечать добром на добро.

По словам З. Муталиевой, все её подопечные имеют возможность в любое время дня и ночи звонить ей по сотовому телефону, который у неё не меняется со дня её приобретения. И больные, пользуясь такими привилегиями, часто названивают ей и спрашивают о различных методах лечения и консультируются по многим вопросам.

— Нельзя забывать, что у нас в республике есть очень много хороших врачей, которые не просто на словах, а на деле переживают и болеют за здравоохранение нашей нации, — уверенно говорит моя собеседница. — Да по-другому и не может быть: врачи обязаны жить и трудиться в ладах со своей совестью и быть преданными своей профессии.

Говоря о сложностях в работе медработников, моя собеседница отметила, что они заключаются в том, что сегодня во многих медицинских учреждениях нет того уровня обследования, который с них требует время.

— Понимаете, раньше и требования были другие, а сейчас требования повысились, а возможностей, чтобы их выполнять на все 100 процентов, не всегда предоставляют, — говорит Зарема Юсуповна. — Отсюда и все недочеты и упущения. Поэтому очень хотелось бы, чтобы в нашей республике был такой уровень обследования, чтобы нашим больным не приходилось выезжать за пределы и тратить на это большие средства. Также хотелось бы надеяться, что наша работа будет построена так, чтобы от неё можно было бы получать больше удовольствие и радость за предоставленную возможность оказывать нуждающимся душевное и физическое исцеление.

И вообще, надо отметить, что банальная писанина отнимает у врачей очень много времени. И, по словам Заремы Муталиевой, происходит это оттого, что в системе здравоохранения республики не действует специальная программа, которая предусматривает связь между населенными пунктами и медицинскими учреждениями на уровне компьютерной базы данных, при которой вся информация о том или ином больном автоматически отражалась бы на одной строке. И врачу было бы легко определить прошлый путь пациента, и без труда собрать анамнез больного.

— К сожалению, эта программа застряла на полпути, — говорит Зарема, — и так как мы лечим по медицинским стандартам, не можем не выполнять свои обязанности по части заполнения различных бумаг, что в конечном итоге отнимает у нас время, которое мы могли бы уделять общению с больными. А от открытого и доверительного диалога зависит половина успеха лечения, что является наиболее важным и обязательным условием в работе врача.