Хладнокровная автомобилистка

Единственная в Ингушетии женщина-инструктор — о тонкостях вождения

Роза Дахкиева знает, как не попасть в аварию, не растеряться из-за поддразнивающих маневров мужчин, и в чем достоинство женщин-автомобилисток.

Этому она учит в стенах экажевской автошколы вот уже четыре года. Среди ее воспитанников — исключительно женщины. Роза — единственная в Ингушетии женщина-инструктор по вождению автомобиля. Причем доверили ей такой ответственный участок работы не где-нибудь, а в государственной автошколе — по линии ДОСААФ (добровольное самоуправляемое общественно-государственное объединение).

О вождении на женском языке

Когда Роза, по объявлению о вакантных местах в автошколе, направлялась в учебное заведение, у нее и в мыслях не было стать инструктором по вождению. Она склонялась к совсем другим, более «женским», специальностям. Но в какой-то момент сказалась инициативность, выработанная в Розе многолетним предпринимательством, и неожиданно для себя она предложила руководству автошколы взять ее инструктором.

— Большую часть жизни, 25 лет, я прожила в Сургуте. Когда четыре года назад с семьей вернулась в Ингушетию, то долго искала работу и не могла себя никак найти. Сама я предприниматель, с юридическим образованием. У меня не получилось перевести бизнес из Сургута в Ингушетию, открыть что-то свое. Когда я обратилась в автошколу за трудоустройством, я начала смотреть вакансии, и вдруг в голову пришло, что могу обучать женщин вождению.

Я знала, что в республике много женщин хотят водить. У меня тогда были знакомые, соседки, у которых во дворе стояли машины, но у них не было на руках водительских прав. Были и те, кто отучились, но вот дома мужчины им запрещали вождение, так как у них было мало навыков — на учебный выезд их должны были сопровождать наставники-мужчины, а многим это не нравилось. Так женщины оставались без необходимой практики. Много женщин хотят ходить на водительские курсы, но их не пускают. И я поняла, что женщинам со мной будет удобнее. Вот так и возникла идея, а в автошколе ее поддержали, — рассказывает Роза.

Роза села за руль в 18 лет, когда поступила в автошколу в Сургуте. Учиться ей тогда пришлось не два месяца, как сейчас, а полгода. Выданные в автошколе права у Розы не хламились — ее активный водительский стаж составляет 18 лет. За все это время она ни разу не попала в крупную или мелкую аварию.

— Когда я поступала на водительские курсы, то супруг не особо это одобрял. Так же было, когда я устраивалась инструктором, но позже он меня поддержал. Многие мужчины относятся настороженно к женскому вождению. Больше всего их подталкивает к запрету обучения момент пересечения с мужчинами. Часто мужья сами приезжают к нашему автодрому и пока лично не убедятся, что их обучает именно женщина, то есть я, не уезжают, — говорит Роза.

Знания и практика против мужской сноровки

— Женщин в автошколу приходит множество. Есть те, кто получили права, но все-таки боятся сесть за руль. Теория у них бывает на «отлично», а именно с практикой проблемы. Даже после успешной сдачи экзаменов на учебной трассе они не решаются выехать на настоящую дорогу, считая, что навыки недостаточно наработаны. И они приходят к нам с желанием избавиться от этого страха, — рассказывает она.

— Недоработки связаны с тем, что женщины с мужчинами, конечно, бывают скованными. При отработке каких-то упражнений бывает недостаточно просто указать на что-то — порой пока ты их не тронешь, не укажешь жестом, они не понимают, чего ты от них хочешь. Ты говоришь ей переставить ногу или руку, а она сидит, вцепившись в руль, и не слышит. Конечно, женщине-инструктору в такой ситуации намного легче достучаться до нее.

Но это не значит, что женщина менее ответственна, чем мужчина. Напротив, она более сознательно подходит к вождению и более старательна. Вот мужчины часто без необходимых знаний правил дорожного движения выскакивают на дорогу и часто губят себя и других. Женщины же не спешат с этим, дожидаясь момента полного освоения вождения и правил. Мужчины вождение осваивают как-то интуитивно. В ребятах это как бы заложено, врожденное что ли, а женщинам обучаться намного труднее. Уборка, стирка женщинам хорошо даются, а вождение — это больше мужское дело.

Среди мужчин очень мало встретишь тех, кто тяжело учится. Среди женщин есть те, кто быстро все схватывает, но очень часто женщины долго осваивают машину. Вот почему так происходит? Дело в том, что пока женщина каждое упражнение четко не отработает, то не переходит к следующему. И к процессу обучения она подходит, по моему мнению, более основательно, чем мужчина. Поэтому женщины и учатся дольше. Мужскую сноровку женщины восполняют теорией и практикой, на уровне знаний и навыков. Если женщина с опытом, то она ездит так же, как и мужчины.

Да и за женщинами всегда кто-то присматривает. Женщина никогда самовольно не сядет за руль и не поедет, ее никто и не отпустит. Вмешаются родители, братья, муж и т. д. На дорогах у нее тоже хватает соглядатаев. Если женщина в полгода один раз попадет в аварию, то весь мир об этом кричать будет. Хотя я не знаю случая, чтобы мои ученицы попадали в аварии. Случись это, мне было бы очень обидно.

В отличие от мужчин, женщины предпочитают не рисковать на дорогах, не переходят на большие скорости, а сдерживает себя. Сдерживающих факторов у женщин, вероятно, тоже больше — у кого-то дома маленькие дети, кто-то является одиноким. За руль она, как правило, садится по нужде, а не ради увлечения. Есть ведь те, у кого дома нет мужчин, кому не разрешают ездить на такси, а детей, к примеру, развозить надо. Большинство из обучающихся у меня делают это по необходимости.



И уступают, и мешают

Мужчины, по словам Розы, на дорогах, с одной стороны, проявляют такт по отношению к автоледи, а с другой — часто втягивают последних в предаварийные ситуации. Сама Роза нередко становилась объектом таких нападок, но опыт и выработанное за рулем хладнокровие ее всегда спасают.

— Мужчины всегда уступают на дороге женщинам, 99% уступают, оставшийся процент — это пожилые люди. Что интересно, когда женщина уступает мужчине, то они даже боятся поблагодарить нас, видно, что их это коробит.

Но мужчины, особенно молодежь, часто целенаправленно создают помехи женщинам. Вот увидят они женщину за рулем и начинают какие-то финты выкидывать — гоняют восьмеркой, намекая на то, что женщина очень медленно едет, совершают резкий обгон. Да, она едет медленно, но едет на постоянной скорости, не нарушая правил и никому не мешая. Может быть, такие моменты и приводят у нас к авариям. Я подобных случаев пока не встречала, но предаварийное положение они точно создают. Женщины могут и равновесие потерять в этих ситуациях. Сама с этим сталкивалась, поддразнивали не раз, но я-то контролирую ситуацию, а ведь кто-то может и растеряться.

Когда все внимание — на ручнике

Никаких нелепых ситуаций, доходящих до анекдотичности, Роза не рассказывает, тем самым развенчивая стереотип, обросший многочисленными байками и высмеиванием женского вождения. Последние даже заняли отдельную нишу в автомобильном юморе. С остатками иронии закоренелые скептики распрощаются, увидев, как Роза управляется с железным конем. Но единственная в Ингушетии женщина-инструктор готова рассказать и про те незначительные огрехи, которые сопутствуют обучению.

— Новички чаще всего забывают про сцепление, про третью педаль. Это самая частая ошибка, но со временем осваивают и это. Вначале им бывает трудно одновременно чувствовать и машину, и дорогу, но потом привыкают. У них цель — дорога, и пока ты говоришь им про сцепление, то они порой не слышат. Когда я говорю переключаться на вторую скорость, то рука дотрагивается до ручника или до переключателя скорости, и в то же время она смотрит на дорогу, но при этом как будто не видит ее, ведь все ее внимание уходит на ручник или переключатель. Или, наоборот, бросают педаль и смотрят на трассу. Так мы вначале семь-восемь уроков мучаемся, — рассказывает Роза.

Несмотря на то, что Розе льстит тот факт, что она одна на всю республику женщина-инструктор, распрощаться с этим статусом она не против.

— Если появятся еще наставницы, то это нормально. Мне всегда интересно бывает, преподает ли кто другая из женщин, потому что если женщина живет далеко от нас, то пусть уж рядом с ней окажется другой инструктор, нежели ей придется издалека к нам добираться. Некоторое время кто-то еще преподавал, но недолго, а так, пока что, я одна, — заключает Роза.