Готовимся к школе

Ингушское управление Роспотребнадзора напоминает о мерах безопасности

В преддверии начала школьных занятий специалисты Роспотребнадзора решили рассказать родителям школьников, как правильно готовить детей к занятиям, какого качества должна быть форма и учебники, а также какого распорядка дня следует придерживаться юным жителям нашей республики.

С гигиенической точки зрения школьная одежда является таким же обязательным элементом учебного процесса, как, например, школьное питание. Школьная форма, если она сшита из «правильных» тканей, только положительно влияет на здоровье школьников и является здоровьесберегающим компонентом в образовательном процессе.

Гигиенические требования к тканям для пошива школьной формы довольно высокие и определяются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде детей, подростков, взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека».

— Школьная форма — это одежда второго слоя, имеющая ограниченный контакт с кожей: платья, блузки, брюки, юбки, костюмы, джемперы. Школьная форма должна быть комфортной, удобной, не стеснять движения ребенка, соответствовать размеру, а также приятной для тела (не жесткой, не колючей) и соответствовать погоде, — объясняют представители управления.

Текстильные материалы для школьной формы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности и нормируются по следующим показателям: гигроскопичность, т. е. способность впитывать влагу, воздухопроницаемость, содержание формальдегида, устойчивость окраски к стирке, поту и трению, напряженность электростатического поля, должно отсутствовать местное кожно-раздражающее действие.

Выявлены прямые, статистически значимые причинно-следственные связи между двумя показателями: с одной стороны показателями качества детской одежды и показателями заболеваемости кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудных заболеваний (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны. Поэтому родителям при выборе школьной одежды следует руководствоваться, в первую очередь, гигиеническими характеристиками продукции для детей, а не только ее эстетическим видом.

При покупке одежды необходимо обращать внимание на маркировку. Маркировка наносится на этикетку, на ней указываются данные производителя, состав ткани, рекомендации по уходу. Не нужно покупать такую одежду, где в рекомендациях по уходу указана только химическая чистка, потому что химические вещества, используемые при чистке изделия, могут быть вредны для здоровья школьника.

Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир — для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме — не более 55%. Форма с содержанием синтетических волокон более 55% может быть дешевле, но на этом все её достоинства заканчиваются. Синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний.

Кроме того, синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость. Поэтому для повседневного ношения синтетическая форма не подходит. Однако полностью отказываться от синтетики в составе ткани тоже не стоит, потому что синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней. От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.

Одежда для школы должна быть строгой, простого покроя и не отвлекающая своей пестротой. Цвет школьной одежды ребенка не должен быть слишком ярким и броским. Такие цвета не будут способствовать его сосредоточению на учебе. Детские психологи советуют выбирать спокойные, приглушенные цвета. Сочетания цветов типа черное — белое лучше избегать, такой резкий контраст утомляет зрение и может вызвать головную боль. Наиболее подходящими считаются бежевый и разбавленный зеленый цвет.

Для занятия физкультурой желательно приобрести спортивный костюм из дышащей, гигроскопичной (впитывающей влагу) и обязательно эластичной ткани. Гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие декларации о соответствии на данное изделие или сертификата соответствия. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию.

В ведомстве также рассказали об основных гигиенических требованиях, предъявляемых к материалам учебной литературы. В основном речь идет о качестве бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения. Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом максимальный вес учебника не должен превышать 300 граммов для 1-4 классов, 400 граммов для 5-6 классов, 500 граммов для 7-9 классов и 600 граммов для 10-11 классов.

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям. Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для учащихся начальных классов не более 700 граммов, средних и старших классов — не более 1000 граммов.

Ученический ранец для детей младшего школьного возраста должен быть снабжен формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине ученика и равномерное распределение веса.

Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов, следующие: длина (высота) — 300-360 мм, высота передней стенки — 220-260 мм, ширина — 60-100 мм, длина плечевого ремня — не менее 600-700 мм, ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм) — не менее 35-40 мм. Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Эти элементы обеспечивают дополнительную защиту детишек — являются ярким сигналом для водителей автотранспорта.

Как известно, в деле воспитания детей и сохранения их здоровья мелочей не бывает. Родителям необходимо озаботиться и соблюдением режима дня для школьников. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает ребенку привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Специалисты ингушского управления Роспотребнадзора уверяют, что правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

— Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами, — сообщает пресс-служба ведомства.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Есть и свои, примерные нормы ночного сна для школьников. В 1-4 классах — это 10–10,5 часа сна, в 5–7 классах — 9,5-10 часов, 6–9 классах — 9–9,5 часа, 10–11 классах — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до двух часов.

Серьезно следует отнестись и к вопросу организации рабочего места школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол, как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже двух раз в год.

Не стоит забывать и о режиме питания. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4—5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Надеемся, что советы и рекомендации специалистов помогут вам. Берегите детей!