Ступени роста

Исмаил Танкиев: «Быть лучшим в своем деле»

1

Студенты Чечено-Ингушского государственного университета им. Л. Н. Толстого 70-х годов перед занятиями и по их окончанию каждый день собирались перед основным корпусом, расположенным в самом центре Грозного между улицами Интернациональная и Красных фронтовиков.

Здесь можно было узнать о всех гласных а негласных новостях республики. Что ни говори, в этом корпусе учились филологи, историки и экономисты из самых отдалённых районов тогдашней республики. А это, должен заметить, была нешуточная территория. Кроме всего прочего, у стен университета можно было на людей посмотреть и себя показать. Особый интерес был к преподавательскому составу. Вот подъехал профессор И. Дахкильгов. Ну да, на машине. Помнится, на первых порах у него был «Запорожец» новой модели, в последующем ездил на «Жигулях».

Профессор Ф. Оздоева пользовалась общественным транспортом, ездила на трамвае. Этот вид транспорта предпочитал и доцент кафедры русской и зарубежной литературы А. Мальсагов. А вот Магомед Чапанов и Алихан Мальсагов с кафедры иностранных языков ходили и вовсе пешком.

Профессор Алироев ездил на «Волге» последнего образца. Среди преподавателей были и такие, которые не только пешком ходили, но и еще проживали в студенческом общежитии. Студенты их любили не меньше тех, что живут в дедовских хоромах или особняках. С ними можно было в любое время свободно, без всяких комплексов, пообщаться.

В общежитии на «Минутке» жили М. Кулбужев (ныне декан ИнГУ), покойный Асхаб Нальгиев и другие. Был еще один человек, к которому мы питали особое уважение, однако, при всём нашем желании, пообщаться с ним, как с другими педагогами, нам никак не удавалось по той простой причине, что Исмаил Аюпович Танкиев работал на физико-математическом факультете. Мы гордились тем, что такой талантливый математик является представителем нашего маленького народа. В то время (1975-1980), он только начинал работать в престижном вузе нашей республики. Все верили и говорили вслух о способностях и перспективе молодого учёного. Кстати, Исмаил Аюпович тоже добирался до своего рабочего места, когда пешком, когда на общественном транспорте. Всё это было довольно давно. В этом году Танкиеву исполнилось 75 лет, да и у нас уже (у тогдашних студентов) появились обильные седины.

Исмаил Танкиев родился 16 января 1944 года в хуторе Кусово Моздокского района в семье Аюпа Тотиговича и Тазрет Тоховны Ахильговой. Сегодня этот хутор относится к территории Северной Осетии. В те далёкие годы он был частью Пседахского района Чечено-Ингушетии.

О трудностях того времени, на которое пришлось его детство, говорить не приходится. Сам Исмаил Аюпович с небольшой охотой вспоминает о том злосчастном периоде в своей судьбе. Видимо, и я ограничусь несколькими словами о лишениях тех лет. На момент выселения ему было чуть больше одного месяца. Удивляет одно то, что он выжил в такую трудную годину, не говоря уже о последующих перипетиях в жизни спецпереселенца. Значит, Богу так угодно было, сохранить его для завтрашнего дня своего многострадального народа.

Невзирая на трудности, он шаг за шагом шёл к своей мечте, последовательно преодолевая препятствия, встречающиеся на своем пути. Жили они в то время в Павлодарской области Казахстана. Главе семьи, не имея самого примитивного образования, трудно было растить детей. Семья по меркам того времени была не маленькой. Кроме Исмаила Аюповича на иждивении отца были еще трое сыновей (Салман, Ибрагим, Муса) и две дочери (Роза, Зина).

Через два года после депортации не стало матери. С каждым днём жить и учиться становилось всё трудней и трудней. Постоянные переезды из одного места в другое, отсутствие необходимых условий жизни — всё это оставляло неизгладимый отпечаток на судьбе юноши. Только за период учёбы в школе, ему пришлось побывать в стенах образовательных учреждений Павлодара, Малгобека, Грозного.

В статье Сергея Петрова «Вместе мы — сила», опубликованной в журнале «Лидеры образования» (№ 2, 2004), Исмаил Аюпович вспоминал: «Мне всегда приходилось много работать. С пятого класса я начал учиться в вечерних школах, а днем зарабатывал деньги — слесарем, водителем. В вузе, наоборот, приходилось днём учиться, ночами подрабатывать. Но работа мне не помешала закончить вечёрку с серебряной медалью, в вузе получить Ленинскую стипендию...».

У вуза, где учился Танкиев, была своя газета «За педагогические кадры», имевшая статус органа парткома, месткома, комитета ВЛКСМ, студпрофкома и ректората Чечено-Ингушского государственного педагогического института. Листая её подшивку за 1968 год, в номере № 28 за 20 сентября можно найти небольшую заметку следующего содержания: «Поздравляем! В институт пришёл приказ: «В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 марта 1960 г. № 371 «Об учреждении стипендий им. В. И. Ленина для студентов и аспирантов высших учебных заведений» Приказываю: Назначить стипендию им. В. И. Ленина следующим студентам педагогических институтов. Чечено-Ингушский госпединститут — 1. Шайгородскому А. С. — IV курс, гр. «В» ин. яз. 2. Танкиеву И. А. — IV курс, гр. «А» физмат. Министр просвещения РСФСР А. Данилов». Мы горячо поздравляем вас, дорогие друзья, с почетным званием «Ленинский стипендиат», полученным в канун 100-летия со дня рождения основателя первого в мире социалистического государства В. И. Ленина. Ректорат. Партком. Комитет ВЛКСМ. Студпрофком».

О своих успехах в учёбе Исмаил Аюпович говорит: «Я с детства имел склонность к точным наукам, что давало возможность учиться хорошо. Если говорить о стипендии, которую мне назначили, её можно было сравнить с заработной платой инженера того времени».

Студенческие годы остались позади, пришла пора прощаться с институтом. Хочешь, не хочешь, а первые три года нужно было отработать по освоенной специальности в школе. Дальше, как душа прикажет. Получить открепление было очень трудно. Невольно вспоминается случай из своей жизни. После года работы в сельской школе, мне предложили место корреспондента в редакции газеты «Сердало». Чтобы уехать в Грозный, оставив работу в школе, необходимо было получить разрешение министерства образования. И только сам министр мог дать добро на такую сделку. Так и случилось, пришлось дойти до кабинета самого министра, который, скрипя душой, всё же положительно решил мой вопрос, оставив на уголочке заявления одобрительную резолюцию.

Исмаила Аюповича направили в Шалинский район. Два года отработал он в сельской школе № 1. Признаться честно, школа — это испытательное звено, выявляющее правильность выбора профессии. Учитель по призванию без особых проблем одолевает первые трудности, от которых получает закалку, необходимую для продолжения начатого пути. А вот если призвания нет, то дело обретает худший поворот.

Молодой учитель поспешно покидает место у школьной доски, стараясь подыскать себе труд полегче, и с большей прибылью. Так было со многими. Для Танкиева, влюблённого в свое дело, работа с детьми несла весьма положительный заряд, помогавший с лёгкостью одолевать любые барьеры, связанные с профессиональной деятельностью.

После двухлетней работы в чеченском селе, его пригласили ассистентом на родной физико-математический факультет. Как говорится: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». От такого предложения было бы грех отказаться. Не смотря на продвижение по карьере, на желанную работу, уважение среди коллег, математик с большой буквы не намерен был успокаиваться на достигнутом. Вскоре он поступает в аспирантуру Азербайджанского университета в городе Баку.

Ступеньку за ступенькой одолевал он, чтобы взойти на высоту, ведущую к мечте. А мечта была такая: быть лучшим в своем деле. Пришлось пройти все ступени роста, начиная с ассистента и кончая заведующим кафедрой высшей математики Чечено-Ингушского Государственного университета. Всему этому предшествовала большая и кропотливая научная работа.

Тема его кандидатской диссертации звучит довольно-таки серьезно. В 1978 году он пишет и успешно защищает «Исследования некоторых краевых задач для счётных систем обыкновенных дифференциальных уравнений». Спустя еще два года (1980) становится доцентом. Дальше — больше.

В период развала Чечено-Ингушской республики учёный математик, как и многие свои коллеги и сотоварищи, вынужден был искать новые просторы для своей деятельности. Обстановка в городе из года в год ухудшалась, многие заслуженные люди загружали свое имущество и спешно покидали родные казалось бы места.

Исмаил Аюпович не стал исключением. После долгого лекторского труда, он всё же решает покинуть, как сказала одна моя знакомая, «умирающий» город, переставший быть к тому времени столицей двух братских народов. Ингушетия обрела отдельную государственность. Переехав в Москву, Танкиев находит себе достойную работ в РГСУ (Российском государственном социальном университете). В 1998 году он становится профессором по кафедре высшей математики. В том же году его избирают членом-корреспондентом РЭА (Российской экологической академии). К 1999 году статус ученого достиг отметки профессора высшей математики РГСУ, в 2000 году его избрали деканом факультета труда и занятости населения того же университета. Портрет нашего земляка, как лучшего лектора, поныне висит в этом высшем учебном заведении столицы.

В 2002 году, с приходом на пост президента Ингушской Республики М. М. Зязикова, в образовании наступает период оттепели. Многое перестраивается, с целью улучшить качество образования. По его указу назначается новый министр образования, на которого возлагались серьезные задачи. Возглавить образовательный процесс в республике, было поручено Исмаилу Аюповичу.

На этом посту особенно хорошо раскрываются его качества руководителя: знание работы, опыт, требовательность, самоотдача, коммуникабельность, толерантность, многое другое. Заработал механизм повышения качества труда, значительно вырос авторитет педагогического работника. Приоритетное направление отводилось существенному улучшению работы института повышения квалификации учителей. На его базе создается компьютерный класс по обучению педагогического состава школ. Систематически проводятся курсы, направленные на повышение профессионального уровня учителей, ведущих различные предметы. Непосредственное участие во всей этой работе принимал и сам министр, читая лекции перед математиками республики. Результаты такого повседневного труда были налицо. Изменилось отношение к работе самих учителей, улучшилась материальная база образовательных учреждений, заметно выросли успехи детей на предметных олимпиадах, лучше стали выступать на фестивалях и конкурсах.

За годы работы И. Танкиева министром, число выпускников, поступающих на целевые места в ведущие вузы РФ увеличилось с 20 человек в 2002 году до 400 — 450 человек ежегодно в последующие годы. До десятка детей каждый год поступают с выездом на место в МГУ. Исмаил Аюпович, единственный из министров образования ЮФО, был включён в состав большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2005».

При самом активном участии И. Танкиева был организован инклюзивный класс для детей с ограниченными возможностями передвижения и другими отклонениями, на базе средней общеобразовательной школы 10 г. Назрани. Была проделана огромная работа по открытию первой в республике коррекционной школы-интерната для слабослышащих детей и построен первый в республике плановый интернат в станице Орджоникидзевская через федеральный бюджет.

Он активно включился сам и увлёк весь управленческий аппарат на реализацию приоритетного Национального Проекта «Образование». Во многом благодаря его активности, материальная база системы образования республики значительно улучшилась, и образование заметно преобразилось в лучшую сторону. Поставлены сотни предметных кабинетов в школы, несколько десятков автобусов для подвоза детей, все школы подключены к сети Интернет.

В результате сотрудничества с гуманитарными организациями школы республики получили дополнительно 48 учебных кабинетов и сотни комплектов спортивного оборудования. Поэтому логично, что И. А. Танкиев награждён группой компаний СИТЕРРА медалью 1 степени " За вклад в реализацию национального проекта «Образование».

С большим вниманием относился Танкиев к нуждам простых учителей. В его бытность министром, мне приходилось обращаться к нему за помощью в решении различных проблем, связанных с изданием методического сборника «Диктанты, изложения, сочинения для 5 — 9 классов». Благодаря ему, эта небольшая книга в 2005 году вышла в свет. Думаю, что её появление в какой-то мере улучшила работу особенно молодых учителей, не имеющих достаточного опыта в творческой работе по родному языку и литературе.

Насколько он уважительно относился к учреждениям образования любого статуса, говорит следующий факт. Когда в Сурхахинской ООШ был открыт небольшой литературно-художественный музей, он нашёл время посетить и посмотреть новшество, несущее определённую воспитательную нагрузку. Конечно, это было приятно. Когда видишь, что твой труд нужен, востребован, замечен — работать хочется с двойной силой.

Министр должен болеть за своих подчинённых. Именно из этого складывается, в первую очередь, авторитет руководителя. Танкиев умел защитить учителей, не давал никому ущемлять их права. Как-то раз я наткнулся на передачу местного телевидения, в которой на вопросы телезрителей отвечал министр образования. Прозвенел очередной телефонный звонок, и женщина, по всей вероятности учительница, спросила:

-Должен ли учитель сельской школы платить налоги за коммунальные услуги?

Ответа на этот вопрос, мне кажется, с нетерпением ждали многие учителя.

-Нет, не должен, — однозначно сказал министр. — Более того, всю нашу республику можно отнести к сельской местности.

Такая смелость в действиях, в высказываниях всегда подкупает людей. После этого выступления, учителя увидели в лице своего министра помощника и защитника своих интересов. Стали более доверительно и более уважительно относиться к нему.

Математика, конечно, серьезная наука. Но это не значит, что математики не любят юмор. Министр наш мог понять и принять любую шутку, порой и сам любил пошутить. Главное, чтобы шутка была уместной. О его приверженности к юмору говорит следующий эпизод из жизни Танкиева.

Было это, примерно, 25 января 2002 года. В городе Владикавказ подписывали Соглашение между МО Ингушетии и Северной Осетии. Свое выступление Исмаил Аюпович начал буквально с этих слов: «Знай я раньше, что у вас такой милый министр, я давно предпринял бы попытку к сближению с вами...» Сказанное присутствующими было воспринято правильно, в том числе и самой А. Ливитской, которой были адресованы данные слова. Это был тот случай, когда юмор имеет колоссальную силу, и вызывает положительные эмоции.

В 2008 году Исмаил Аюпович по списку регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия» был избран депутатом Народного Собрания Республики Ингушетия. Члены комитета по образованию избрали его своим председателем. Давайте обратимся к характеристике депутата, где довольно прозрачно описаны заслуги нашего соотечественника. Копировать всю характеристику мы здесь не будем, она бы заняла почти целую газетную полосу. Возьмём только некоторые выдержки, характеризующие учёного, педагога, депутата.

Вот что мы читаем: «Являясь председателем комитета по образованию, науки и культуры Народного Собрания РИ, И. Танкиев сразу же включился в законотворческую работу, связанную с системой образования. Он сумел организовать депутатов комитета на творческий подход к подготовке и принятию важных для системы образования законопроектов. Ведет активную работу по установлению межпарламентских связей».

Труд Исмаила Аюповича и на этот раз был замечен в самых высоких кабинетах власти. 28 января 2011 года информационно-аналитический отдел аппарата Народного Собрания Республики Ингушетия сообщал: «Указом президента Российской Федерации за заслуги в научно-педагогической деятельности и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов, председателю комитета Народного Собрания Республики Ингушетия по образованию, науке и культуре Танкиеву Исмаилу Аюповичу присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Исмаил Аюпович имеет и другие государственные награды, среди которых орден «За заслуги перед отечеством» II степени, золотая медаль и почётное звание «Министр года −2003» и т. д.

С 2013 года Танкиев является профессором Ингушского государственного университета, с 2017 года — руководителем кафедры математического анализа. Среди его студентов немало перспективных, одарённых юношей и девушек, на которых возлагаются большие надежды, связанные с дальнейшим развитием математики в научном аспекте. Серьезную заявку в этом плане они сделали на недавней конференции для будущих учителей математики. Хади Холохоева выступила с докладом, каким должен быть урок «Системы уравнений» в восьмом классе. Милана Чамборзова изложила свое видение урока «Признаки подобия треугольников» в седьмом классе. На форуме с докладами выступили Милана Султыгова, Фатима Эсмурзиева, Марьям Газдиева, Айшат Шадиева. Все они воспитанницы профессора Танкиева. Причины успеха молодых учёных профессор видит в том, что ректор университета А. Мартазанов собрал в вузе хороших специалистов, имеющих большой опыт работы, способных воспитать достойную смену.

Кроме математики у ушлого педагога много других забот. Он член ИГО (ингушского генеалогического общества). Являясь человеком верующим, старается следовать канонам ислама. В 2012 году совершил хадж в Мекку. Дети Исмаила Аюповича от первого брака давно выросли, получили хорошее образование, живут своей жизнью. От второго брака с Хамхоевой Анжелой Абукаровной растут сын Умар и дочь Асия. Они учатся в шестом классе одной из школ города Магаса.

Из своих 75 лет 43 года Исмаил Аюпович отдал служению своему народу, воспитанию его умственного потенциала. Что может сравниться с этим?! Пожалуй, ничего. Поздравляем мэтра нашей науки с юбилеем.

Сали Арчаков

Комментарии 1

Может, все-таки медаль ордена "За заслуги перед Отечеством", а не орден?

Новости