Ренессанс моей души

Нас Казахстан по долгу чести, как кровных братьев приютил

Зинаиду Чумакову по праву называют поэтом с глубоким мироощущением. За каждой строкой ее поэзии предстает образ зрелой и мудрой женщины, с красивой душой и чистыми помыслами, невольно притягивающей к себе своим обаянием.

Поэт и прозаик, член Союза писателей и Союза журналистов Казахстана, заслуженный работник культуры РК, автор нескольких поэтических сборников и книг Зинаида Чумакова, следуя многовековой мудрости славных предков, неуклонно подводит своего читателя к насущным нравственно-этическим вопросам, составляющим суть человеческого бытия.

Благодаря своей природной интуиции, благородству и веротерпению, она в полной мере провозглашает свое философское кредо.

Зинаида Чумакова родилась и выросла в Казахстане, куда по воле сильных мира сего в 1944 году был депортирован весь вайнахский народ. Она воспитывалась на просторах Сарыарки, ее питала казахская культура, и она, как и тысячи ее соотечественников, навсегда связала свою судьбу с казахским народом и благословенной казахстанской землей. Пройдя все муки ада и познав глубинную суть многих жизненных явлений, Зинаида Чумакова воспела в стихах и песнях этот благодатный край, ставший для нее второй родиной.

В конце 50-х годов прошлого столетия, когда воспитанница детского дома Карагандинской областной спортивной школы-интерната № 3 вышла из стен учебного заведения с узелком в руках, в котором лежали школьная форма и ситцевый халатик, никто и предположить не мог, что из этой смышленой девчонки вырастет такая известная личность! С этим нехитрым скарбом она, уверенная в себе, направилась в профком Карагандинского машиностроительного завода и попросила взять ее на работу ученицей. Войдя в положение отчаянной девушки, оставшейся без попечения родителей, взрослые люди из профсоюза приняли ее на работу, предоставили общежитие, накормили и обогрели.

Влившись в трудовой коллектив, под руководством своих наставников, она с жадностью осваивала рабочие профессии, пытаясь найти свое место под солнцем.

По словам Зинаиды Супьяновны, уроки жизни, полученные ею тогда, не прошли даром. Все, чего она достигла в жизни, могло свершиться с ней только в этой стране, которая дала ей, дочери спецпереселенцев из Северного Кавказа, счастье быть полезной и необходимой людям. И здесь, забегая вперед, хочется сказать, что ей, благодаря своему упорному характеру, удалось осуществить все свои самые дерзкие планы.

Спустя годы, детдомовская воспитанница, выступая с главной трибуны страны на ХХ сессии Ассамблеи народа Казахстана, благодарила судьбу и руководство Казахстана за обретенную родину и счастье жить в суверенном государстве.

Успешно совмещая работу с учебой, Зина после окончания филологического факультета Карагандинского государственного университета получает диплом о высшем образовании и устраивается на работу в школу, а также возглавляет отделы культуры в городах Сатпаев и Жезказган. Одновременно она становится литературным консультантом «Жезказганской газеты».

Вскоре З. Чумакову избирают членом Ассамблеи народа Казахстана и председателем Жезказганского совета матерей. Последующие десять лет подряд Зинаида Супьяновна возглавляет Жезказганский областной общественно-культурный центр чеченцев и ингушей «Вайнах».

Двадцать пять лет из своей жизни она отдала городскому клубу творческой интеллигенции, столько же лет являлась автором и ведущей телевизионной программы «Творчество» на телеканале «Дидар». Неоднократно становилась лауреатом международных литературных премий имени Гавриила Державина, Магомеда Мамакаева и Константина Симонова с вручением золотой медали.

На протяжении долгих лет З. С. Чумакова занимается изучением политических процессов ХХ века. Ею собраны материалы по спецпереселенцам корейского, немецкого, греческого, польского народов, а также народов Северного Кавказа. По этому направлению она сотрудничала с крупнейшими архивами России, Казахстана, Украины.

Встречалась со спецпереселенцами Чечни и Ингушетии, заключенными Степлага и Карлага, а также историками и очевидцами многих политических процессов. В поисках материалов посетила ряд исторических музеев ближнего и дальнего зарубежья, в том числе музеи-мечети в Турции, Египте, Туркестане.

В итоге, З. Чумаковой было подготовлено огромное количество материалов на данную тему, таких как «Страны далекие и близкие», «Жезказганская правда», «Из истории чечено-ингушского народа», «Комментарии излишни», «И боль, и скорбь народа» и многие другие. Также Зинаидой Супьяновной был подготовлен целый ряд авторских телевизионных передач о культуре и искусстве народов Казахстана.

Она автор ряда музейных проектов: «Их имена — на улицах нашего города», «Ускорение. Прорыв. Модернизация», «Имя на скрижалях истории», «Аул — золотая моя колыбель» и т. д.

З. С. Чумаковой принадлежат также многие творческие разработки интерактивных экскурсий с применением спецэффектов «звук и свет», куда входят голоса исторических личностей, сказки о живой природе, слайд-фильмы и театрализованные фрагменты по мотивам исторических легенд с участием актеров театра и музейных работников.

Созданные ею в телевизионных передачах образы казахских композиторов и других представителей творческой интеллигенции представляют собой богатейшее наследие духовной культуры Казахстана. Её исследовательские работы, посвященные творчеству Абая, Шакарима, Сейсенбаева, знатным землякам края, а также цикл стихов и песен о казахских обрядах и традициях, явились достойным вкладом в популяризацию культуры и искусства Казахстана.

Но какой бы насыщенной ни была общественная жизнь нашей героини, главное свое предназначение она, конечно же, нашла в поэзии. Наверное, со мной согласятся все, если я скажу, что никто не знает, как рождаются стихи. Но одно известно точно: первозданная природа их — в красоте. А язык стихов — это язык любви и гармонии. Только в любви, избытке чувств, на высоком изломе души люди достигают порога прозрения. И тогда душа, окрыленная полетом, обретает безусловный дар, о чём без лишних слов свидетельствует многогранное литературное творчество Зинаиды Чумаковой.

Пожалуй, нет в природе такого поэта, который не пропустил бы через себя всю боль, о которой он повествует в своих произведениях. Для Зинаиды Чумаковой эта боль была связана, прежде всего, с трагедией чеченского и ингушского народов, безвинно высланных в Сибирь, и приумноженная беспрецедентной войной в родной Чечне, принесшей её народу неисчислимые бедствия и потери. Если вы вчитаетесь в чеканные строки этой удивительной поэтессы, ощутите глубоко спрятанную боль за народ, с которым ей было суждено разделить горестную судьбу, нетрудно будет понять порывы её неравнодушного сердца, которое билось и бьется в унисон сердцу ее народа. Она едина с ним — и в радости, и в лихую годину.

Быть может, в том повинен он,

Народ мой, ставший неугодным,

Что был самим Творцом рожден

В полете быть орлом свободным.

Что спину никогда не гнул

Ни выгоды, ни страха ради,

Что лишь Аллаху присягнул

На верность в праведном джихаде.

И если в том его вина,

Народа рок и я приемлю -

С ним у меня судьба одна,

Её земному зову внемлю.

Как истинный поэт, Зинаида Супьяновна даже в самые сложные периоды истории остается патриотом, не размениваясь на конъюнктурные поделки.

Понятие родины, любви к Отчизне, «к отеческим гробам» со временем трансформируется, переходит в несколько иное качество. Но тот, кто сумеет узнать ее в новой ипостаси, спасет свое сердце от холода и разочарования.

Несомненно, ее поэтические творения — это своеобразный гимн земле, вскормившей ее народ, на долю которого выпали самые тяжкие испытания.

Зинаида Чумакова являет собой пример верности национальным корням и этническим морально-нравственным постулатам, идеалам истинного интернационализма, служения искусству во имя сближения народов и культур Чечено-Ингушетии и Казахстана.

Она — поэтесса, чье вдохновенное поэтическое слово одинаково любимо как в Казахстане, так и на ее исторической родине. Истинная вайнахская женщина, интернационалист по убеждению, Зинаида Чумакова родилась и выросла на земле казахской, с которой неразрывно связана вся ее личная и духовная жизнь. И посему это глубокое, благодарственное чувство, которое исходит от сердца, разлито между строчками её стихотворных произведений.

Нас Казахстан по долгу чести,

Как кровных братьев, приютил.

И эту боль он с нами вместе

Судьбой единой разделил.

Но творчество З. Чумаковой имеет довольно широкий диапазон, и в своих произведениях она поднимает не только исторические темы. Очень ярко и красочно она вливается в лирику и описывает образ женщины-матери, женщины-горянки. А в своей очередной поэтической книге «Три вершины» автор в своеобразной форме повествует историю современной женщины, через судьбу которой звонким эхом пронеслась целая эпоха.

Бесспорно, это очень цельное произведение. За каждой поэтической строкой чувствуется душа женщины, духовно зрелой и социально активной личности. Эта книга в каком-то смысле — повествование о собственной судьбе поэтессы, которой так хорошо знакомы жизненные ценности.

— Прекрасна миссия поэта, ибо он приходит в мир творить красоту и отстаивать высочайшие принципы гуманизма, — говорит Зинаида Супьяновна, — но я уверена, что более прекрасна миссия женщины-поэта, дарящей миру не только красоту высокого слога, но и истинное понимание сути божественного промысла, сути вечной гармонии.

Яркая личность, одна из немногих литераторов, чье жизненное кредо полностью совпадает с творческим видением, Зинаида Супьяновна сегодня переживает период творческой зрелости — пика мастерства, когда душа переходит в новое качество. И это не что иное, как дар судьбы. И поэтесса принимает его с радостным пониманием, ибо не каждой душе дается такое Откровение.

Не зря говорят, что нетленна литература, пока ее творят такие мастера — чистые сердцем и помыслами, какой, несомненно, является и наша героиня, одухотворенная женщина, видный общественный деятель и, конечно же, яркий и самобытный поэт Зинаида Чумакова.