Есть такая профессия — инспектор ГИБДД

«Наша служба и опасна и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна...»

Среди множества профессий для настоящих мужчин есть профессия инспектора ГИБДД. Кто-то, может, скажет, что ничего героического здесь нет, тем более что не любят у нас представителей этой профессии, а зря.

Давайте заглянем немного в историю. Она берет свое начало с появлением первого автомобиля, ведь кто-то должен был регулировать дорожное движение. И делать это могли только люди, владеющие профессиональными знаниями о правилах дорожного движения. Так возникла эта профессия — инспектор безопасности дорожного движения.

В нашей стране служба по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил дорожного движения возникла в далеком 1936 году. В настоящее время все функции ГАИ выполняет Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Основная задача инспектора ГИБДД — это обеспечение соблюдения всеми участниками дорожного движения (будь то автомобилист или пешеход) правил дорожного движения и профилактика дорожно-транспортных происшествий, число которых, к сожалению, с каждым днём не сокращается, а возрастает. В связи с этим постоянно растет роль сотрудников ГИБДД, которые наводят порядок на дорогах страны, честно выполняя свои обязанности перед обществом.

Инспектор ГИБДД должен следить за движением машин, на глаз оценивать скорость и направление транспортного средства, обладать отличной зрительной памятью на цифры и буквы, чтобы запоминать номера машин. Но кроме всего этого, на инспекторах лежит и большая рутинная работа с бумагами в кабинетах, ведь всякого рода предписания, акты и отчеты о проделанной работе ещё никто не отменял.

Интересно, трудно ли работать инспектором ГИБДД? С этим вопросом я обратилась к инспектору по пропаганде безопасности дорожного движения УГИБДД МВД по РИ, старшему лейтенанту полиции Магомету Бесаеву, который был назван начальством в числе самых преуспевающих сотрудников этого ведомства, и попросила его рассказать о жизни офицера — на работе и в быту.

«С самого раннего детства, сколько себя помню, я мечтал стать прокурором, потому что считал, что быть прокурором — это очень круто, — рассказывает Магомет. — Тем более что мне всегда было интересно что-то расследовать, выяснять и давать обстоятельствам свою оценку. Даже отец мой (Дала гешт долда цох), несмотря на то, что был педагогом, всегда говорил родным и знакомым, что в его семье растёт будущий прокурор. Но жизнь распорядилась по-другому, и по стечению некоторых обстоятельств сложилось так, что я стал работать в Госавтоинспекции. Хотя не могу сказать, что мне эта работа не нравится. Более того, совсем скоро я понял, что работа в ГАИ является не менее престижной, тем более что в последнее время ситуация на дорогах оставляет желать лучшего».

После окончания высшего учебного заведения в 2008 году Магомет Бесаев устраивается в ГОВД г. Карабулака в качестве следователя, но через непродолжительное время переводится в уголовный розыск. Вспоминая этот непростой период из своей жизни, Магомет рассказывает: «Я знал, что в сыскном направлении смогу многого добиться, тем более что такая работа была мне ближе и по духу, и по специальности. Но именно в тот период (2008-2009 гг.), когда шли массовые обстрелы людей в милицейских формах, я вынужден был уйти из УГРО по наставлению своей матери, которая из-за страха потерять меня не дала своего благословения и поставила жесткое условие, не выполнить которое я не мог».

После ухода из органов какое-то время Магомет приводил свои чувства в порядок и с помощью родных и близких смог-таки убедить свою мать (отца к этому времени у Магомета уже не было), чтобы она разрешила ему устроиться на работу в ГАИ. Очень действенным аргументом для матери Магомета стали свидетельские показания многих очевидцев и пострадавших в этой нелепой бойне о том, что участники бандформирований не проявляют свои преступные действия по отношению к инспекторам ГАИ.

Устроившись тут, Магомет выбрал отдел пропаганды, с учетом того, что именно в этом направлении он сможет оказать свое содействие в предотвращении многих трагедий на дорогах. «Если я честно и добросовестно буду служить людям и они будут получать из первых рук полезную информацию, то это будет самое лучшее, что я могу сделать», — подумал молодой человек в первый же день своей новой работы, главная цель которой заключалась в защите законных прав и интересов участников дорожного движения.

По разговору было видно, что Магомет очень ответственно относится к выполнению своих прямых профессиональных обязанностей. А направления у инспектора ГИБДД весьма непростые: это и дорожный надзор, регистрационно-экзаменационная работа, контроль технического состояния транспортных средств, пропаганда ПДД и, самое главное, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Что касается последнего пункта основных обязанностей стражей порядка на дорогах, необходимо отметить, что именно по детскому травматизму в Ингушском управлении ГИБДД систематически проводятся проверки на предмет выяснения причины ДТП с участием детей.

«Я больше чем уверен, что борьба с детским травматизмом является самой главной в деятельности нашего ведомства, — говорит Магомет, — потому как для людей не существует более ценного богатства, чем ребенок. Поэтому по каждому конкретному случаю ДТП с участием детей мы делаем соответствующие заключения и очень строго подходим к проведению анализа причин, способствующих аварийным ситуациям на дорогах».

Также, по словам Магомета Исаевича, учитывая то, что основные функции отдела пропаганды ГИБДД заключаются в разъяснении законодательных и нормативно-правовых актов гражданам республики в сфере безопасности дорожного движения, инспектора этой службы проводят встречи с людьми в сельских и городских домах культуры, встречаются с молодежью и студентами и проводят с ними различного рода беседы на тему морально-нравственного воспитания водителей автомашин, которые зачастую забывают об ответственности и необходимости соблюдать элементарные правила дорожного движения, дабы избежать тяжелых травм и трагических последствий. На подобных встречах Магомет и его коллеги обычно озвучивают страшные цифры аварийных случаев у нас в республике со смертельным исходом и обязательно называют имена виновников дорожно-транспортных происшествий. Именно такой подход, по мнению инспектора, лучше действует на сознание людей.

«По разработанному плану работы мы сами придумываем, изготавливаем, а затем раздаем специальные буклеты и листовки с обращениями к гражданам, находящимся за рулем автомобильного транспорта, — говорит Магомет, — чтобы они помнили, что их ждут дома. А недавно мы, посоветовавшись с алимами нашей республики, выпустили буклеты под названием: «Мусульманин за рулём», в которых приводим различные аяты из Корана относительно поведения людей, находящихся в дороге. Здесь мы постарались отобразить честь и совесть настоящего мусульманина, который не только на словах, но и на деле считает себя частью общества и с уважением относится к окружающим людям».

Необходимо отметить, что проводить те или иные мероприятия работникам ГИБДД помогают учащиеся школ и студенты, которые совместно решают основную задачу по сокращению аварий на дорогах. Также по инициативе сотрудников ГИБДД все итоговые мероприятия в основной сфере деятельности этого ведомства широко освещаются в республиканских средствах массовой информации.

«Что касается состояния городских и проселочных дорог, на которых очень часто гибнут люди, ни одна дорожная служба не может сказать, что эти несчастные случаи происходят именно по причине необустроенности автомагистралей», — считает Магомед. Он уверен в том, что основная причина аварий — это безответственное отношение водителей во время управления автотранспортом, в первую очередь, к самому себе, затем к семье, которая ждет его дома, затем к другим членам общества, и их безграмотность.

Поговорили мы с Магометом и о курьёзах, которые очень часто происходят с инспекторами во время службы.

«В тот день у меня был выходной, — вспоминает Магомет, — но по привычке, оказавшись в районе кругового движения в Назрани, заметил машину, где на переднем пассажирском сиденье находился непристёгнутый мальчик лет восьми-девяти. Я остановил эту машину и вижу, что за рулем сидит вполне солидный и зрелый по годам мужчина, который оказался отцом этого ребенка. Поздоровавшись, я сделал замечание водителю, напоминая ему о том, что малолетних детей сажать на переднем сиденье категорически нельзя, и что для маленьких пассажиров в машине должны находиться специальные приспособления. Также я напомнил этому человеку, что более 90% детей на дорогах умирают по вине старших, и что пора уже всерьез бороться с такой безответственностью и халатностью взрослых, которые не соблюдают правила дорожного движения и сажают своих малолетних чад в машины без всяких страховок. Мужчина этот внимательно выслушал меня и сказал, что впредь больше не будет повторять таких ошибок».

Но, по словам Магомета, не всегда попадаются такие воспитанные водители, и редко день проходит без чрезвычайных происшествий, вызванных грубостью и непониманием со стороны водителей, особенно если последние уличаются в каких-то нарушениях общепринятых правил поведения на дорогах. К примеру, во время проведения акции «Автокресла — детям» сотрудники ГИБДД остановили одну машину за допущенные нарушения, связанные с нахождением малолетних детей на переднем сиденье, но водитель с ходу начал возмущаться и повышать голос: мол, за что, и сколько раз его можно останавливать?

«Выражаясь нецензурной бранью этот «умник» начал оскорблять нас и проклинать, — вспоминает Магомет, — дескать, гаишники не дают ему возможности спокойно ездить по своим делам. Но, вызвавшись на откровенный разговор, я призвал его к совести и стал перечислять виды нарушений, которые он допустил, находясь за рулем. К концу беседы этот горе-водитель осознал-таки свою вину и попросил прощения, но каких огромных усилий стоило приложить мне, чтобы не ответить этому человеку грубостью за грубость!

В общем, я считаю, что инспектору ГИБДД надо быть хорошим психологом, чтобы совладать с собой и спокойно доносить до нарушителя свои должностные требования — соблюдать закон. И это даже при том, что некоторые участники дорожного движения ведут себя так вызывающе, что инспекторам иногда не помогают даже стальные нервы. И поэтому каждый раз свой диалог с человеком за рулём, даже если он допустил грубые нарушения, я начинаю с приветственных слов и сразу же перехожу на тему воспитательной беседы, невзирая на то, что в большинстве своем нарушители правил дорожного движения бывают намного старше меня.

Несмотря на то, что не всегда моя воспитательная тактика находит свое отражение, я уверен, что те люди, с которыми я уже столкнулся и поговорил, не повторят больше таких ошибок. А это самое главное».

Во время празднования окончания месяца Рамадан, когда в несколько раз увеличивается поток легковых машин, инспектора ГИБДД получают от своего начальства специальную инструкцию, которая содержит в себе такие требования, больше похожие на правила хорошего тона.

«Дело в том, что в эти благословенные дни мы, как никогда раньше, должны проявлять вежливость и терпение ко всем участникам дорожного движения, — говорит Магомет Исаевич, — ведь Аллах любит благородных и достойных. Также тактично мы стараемся вести себя и с пешеходами, которые теперь имеют превосходство перед водителями — стоит пешему человеку ступить ногой на зебру — машина тут же должна остановиться и дать человеку возможность спокойной перейти дорогу».

Совсем недавно, 3 июля, наша страна отметила профессиональный праздник сотрудников Государственной автоинспекции. Присоединяясь ко всем поздравлениям, хочется пожелать молодому инспектору Магомету Бесаеву и всем его коллегам здоровья, спокойных дорог и большого карьерного роста.